Большой аэропорт — это сложнейший комплекс, требующий слаженной работы всех служб и предприятий. О том, как реорганизовывалась инфраструктура вычислительной сети аэропорта, мы беседуем с Алексеем Шаромовым, директором аэропорта Внуково по ИТ и телекоммуникациям. За реализацию первого в нашей стране проекта по комплексной автоматизации аэропорта Алексей Шаромов был удостоен премии

Intelligent Enterprise: Какие задачи вы ставили перед собой запуская этот проект? Какие проблемы предполагали решить? И как этот проект связан с общими бизнес-целями, которые стоят перед руководством аэропорта?

Алексей Шаромов: Внуково -- старейший аэропорт Московского авиационного узла, которому в этом году исполнилось 65 лет, но в последние десятилетие он пришел в упадок, объем перевозок был крайне низким. Перелом произошел в 2003 году, когда совладельцем аэропорта стало правительство Москвы. Пришла новая команда -- руководители, менеджеры -- с идеей поднять аэропорт, вновь сделать его главными воздушными воротами столицы. Это и есть наша основная цель, а автоматизация -- один из путей ее достижения. Не всегда с проектами в области информационных технологий связывается достижение бизнес-целей, но наша стратегия автоматизации основана именно на таком подходе: с помощью ИТ мы хотим достичь определенных результатов в бизнесе и многого уже добились.

Успех налицо: в прошлом году мы заняли первое место по росту числа пассажиров в своей группе (среди 102 аэропортов Европы) -- этот рост составил около 50%, -- и за год обслужили более 5,1 млн. пассажиров, выйдя по этому показателю на третье место по России. До 2015-го мы должны достигнуть уровня 20 млн. пассажиров в год, т. е. увеличить объем перевозок почти в четыре раза.

Если говорить конкретно про ИТ-проект, то мы поставили задачу создать комплексную глобальную систему, которая охватывала бы все сферы деятельности аэропорта, включая как непосредственно производственную область, так и учетно-финансовые операции. Замечу, что сам аэропорт -- это масса объектов на обширной территории -- пассажирские и грузовые терминалы, административные здания, гостиница, службы. Кроме того, нам предстоит охватить ряд предприятий, среди которых и авиаремонтный завод ВАРЗ-400, топливозаправочный комплекс, и фирма "Внуково Хэндлинг" -- главный центр взаиморасчетов между всеми компаниями. Администрация аэропорта хотела бы сделать так, чтобы можно было в реальном времени получать информацию о любом предприятии -- как о происходящих там технологических процессах, так и о финансово-хозяйственной деятельности.

Все работы по автоматизации начались с подготовки концепции и стратегии развития информационных технологий, в соответствии с которыми мы прежде всего осуществили аудит: необходимо было понять, чем мы располагаем, что можем использовать и чего нам недостает, -- точно так же, как лечение болезни начинается с диагноза.

Какие ключевые направления выделены в комплексном ИТ-проекте?

В производственной сфере необходимо было прежде всего автоматизировать процессы управления ресурсами предприятия. Основные клиенты аэропорта -- авиакомпании вместе со своими пассажирами и самолетами. Аэропорт выступает для них поставщиком услуг и задействует различные ресурсы для технического и коммерческого обслуживания рейсов (например, агентов за стойкой регистрации и т.д.). Все ресурсы ограничены, и работу нужно организовать таким образом, чтобы их хватило на обслуживание всех рейсов.

Управлением занимаются специально обученные диспетчеры, и если раньше они распределяли ресурсы, опираясь только на собственные знания и опыт, то сейчас у нас идёт внедрение системы, автоматизирующей их труд. На основе суточного плана прилетов и вылетов воздушных судов (он играет для аэропорта роль производственного задания), перечня доступных ресурсов, правил их использования и других данных система составит график работы агентов по регистрации, учитывая, что максимальная продолжительность смены для них -- восемь часов; назначит рейсы на такие-то стойки в зависимости от нагрузки; определит для воздушного судна место стоянки, которое оптимальным образом соотносится с местом выхода пассажиров на посадку и расположением других самолетов.

Кроме того, нам потребовалось заменить центральную операционную базу данных аэропорта, которая была разработана в 1992 году: технологии, лежащие в ее основе, устарели и сделались препятствием на пути дальнейшей автоматизации. Это была сложнейшая задача, так как аэропорт функционирует круглосуточно и замену следовало выполнить без остановки производства, и мы гордимся, что смогли осуществить проект без каких-либо потерь. Сейчас диспетчеры, управляющие технологическими процессами на перроне, работают с новой базой, а по закрытии операций данные автоматически передаются в систему финансово-хозяйственного учета для расчета стоимости предоставленных услуг.

Система финансово-хозяйственного учета на платформе SAP -- это второе главное направление нашей автоматизации. Сейчас мы заканчиваем проект по ее внедрению: часть модулей находится в опытно-промышленной эксплуатации, а некоторые -- в том числе HR (управление кадрами), управление материалами (склады, заказ материалов, логистика) -- уже работают в промышленном режиме. Модуль сбыта, о котором мы только что говорили, находится в опытно-промышленной эксплуатации. Он состыкован не только с производственной базой данных, но и с другими источниками информации для выставления счетов -- например, с гостиничной системой (в гостинице, принадлежащей аэропорту, внедрена автоматизированная система управления гостиничным хозяйством). В системе SAP из базы дебиторов берутся реквизиты тех, кто будет оплачивать услуги, подкачивается информация о договорах, о тарифах и формируются проводки в модуле финансового учета, печатаются акты выполненных работ, счета, счета-фактуры - в общем, все необходимые документы. Именно этот процесс мы сейчас отлаживаем. Замечу ,что внедренное решение является пионерским -- никто до нас не настраивал систему SAP под деятельность аэропорта.

Теперь давайте перейдем к сетевой инфраструктуре.

Как я уже упоминал, мы начали с аудита. Аудит телекоммуникационной инфраструктуры мы заказали в "Инфосистемах Джет" -- по нашему мнению, высокопрофессиональной компании в области сетей. Мы поставили задачу и определили границы работ, эксперты собрали и проанализировали данные, а затем сформулировали выводы о состоянии телекоммуникационной инфраструктуры и рекомендации по ее модернизации и развитию.

Обследование пассивной инфраструктуры -- а это более 700 км различных кабелей, как оптических, так и медных, плюс радиоканалы -- показало, что аэропорт располагает достаточным количеством свободных кабелей, пригодных для использования. Сеть с коммутацией каналов (SDH), обеспечивающая производственные голосовые сервисы, телефонную, а также авиационную фиксированную телеграфную связь, справлялась со своими задачами вполне удовлетворительно, а вот положение с сетью передачи данных было критическим, здесь требовалась срочная модернизация, и этот проект был реализован первым. SDH-сеть -- следующая на очереди, в нынешнем году мы будем разрабатывать проект ее реконструкции.

По результатам аудита сети передачи данных выяснилось, что менять нужно вовсе не так много, как можно было бы ожидать, -- кабельная инфраструктура в наращивании практически не нуждалась. Нам было рекомендовано приобрести более мощное активное оборудование для уровней ядра, агрегации и распределения, а главное -- по-новому структурировать сеть.

В соответствии с полученными рекомендациями мы разработали и затем выполнили проект по модернизации инфокоммуникационной инфраструктуры, и в результате была построена новая высокопроизводительная, отказоустойчивая и легко масштабируемая сеть, способная удовлетворить наши запросы на несколько ближайших лет вперед. Сеть имеет топологию "звезда", организована в соответствии с иерархической трехуровневой моделью и модульным принципом построения. Уровни ядра и агрегации базируются на коммутаторах Nortel ERS, уровень распределения -- на Nortel ES 470 и 425 (в зависимости от производительности, которая требуется на данном участке). В будущем планируется коммутатор ядра заменить на более мощный, с б?льшим числом портов и более высоким быстродействием, а также разработать стандартизированный интерфейс для подключения объектов к ядру.

Для обеспечения надежности все коммутаторы Nortel ERS продублированы и связаны по разным маршрутам. Чтобы гарантировать устойчивую работу, мы, кроме того, отказались от распространения VLAN по всей сети, поскольку эксперты из компаний "Инфосистемы Джет" и "Экопрог" (которая также принимала участие в работах по модернизации) рекомендовали сквозные соединения использовать только на третьем уровне модели OSI, т. е. не на канальном, а IP.

Каковы ближайшие планы по развитию сети?

Поскольку мы стремимся быть одним из самых современных аэропортов в Европе, то делаем большую ставку на беспроводной доступ (Wi-Fi). Беспроводной сегмент у нас построен, протестирован и готов к запуску, лицензии на предоставление услуг связи у аэропорта также есть, и мы ждем только разрешения Россвязьнадзора. Причем беспроводной сегмент рассчитан и на внутренние нужды -- у нас очень много компаний-арендаторов, различных служб, которые размещаются в здании пассажирского терминала, они часто переезжают, и им то и дело не хватает портов проводной сети для подключения своих компьютеров. Беспроводной доступ в сеть аэропортового комплекса позволит решить эту проблему, однако необходимо обеспечить достаточную информационную защиту. Сейчас проект находится в стадии опытной эксплуатации, т. е мы пробуем различные варианты, которые появились за последние год-полтора, и пытаемся найти наилучший.

Уже довольно давно мы используем Wi-Fi при сканировании багажных бирок в международном терминале: данные через Wi-Fi передаются с беспроводного сканера штрихкодов на сервер. Возможно, мы применим эту технологию и для передачи производственных заданий. Сейчас диспетчер просто вызывает водителя автобуса по рации и дает ему задание. Мы планируем внедрить систему, автоматически информирующую исполнителей о назначении заданий, и в качестве транспорта в ней скорее всего будет использоваться Wi-Fi, хотя мы еще не определились с технологией окончательно. В принципе Wi-Fi здесь не единственное решение -- можно и передавать сообщения по нашей собственной УКВ-сети, и обратиться к услугам сотовых операторов.

Еще одна большая задача -- наблюдение за мобильными объектами на территории аэропорта. Здесь также пока неясно, какое решение мы выберем: триангуляционный метод с привязкой к точкам доступа Wi-Fi, спутниковое позиционирование, слежение с помощью обзорного локатора летного поля или, может быть, что-то еще. В целом, мы надеемся, что те задачи, которые поставили перед нами наши руководители и акционеры, будут выполнены, и это произойдет не в последнюю очередь благодаря тем новейшим информационным технологиям, которые мы успешно применяем.