Инвестиционная компания «Третий Рим» образовалась в мае 2009 г. Однако она накопила довольно интересный опыт, во многом уникальный для российских компаний. Одна из его отличительных черт — весьма активная практика передачи на аутсорсинг целого ряда непрофильных функций, в том числе и связанных с ИТ. Об этом мы и беседовали с главным операционным директором «Третьего Рима» Максимом Янпольским

Intelligent Enterprise: Какие задачи решает ЦОД, который был передан на аутсорсинг?

Максим Янпольский: Наши ИТ можно логически разделить на две части. Одна из них связана с поддержкой функ­ционирования офиса — все, что связано с обеспечением его жизнедеятельности: ИТ-телефония, ЛВС, рабочие места, учетные, кадровые системы, контроллеры домена, файловые серверы, средства защиты от информационных угроз и т. д. Второе — это бизнес-приложения, необходимые для обеспечения ключевых бизнес-процессов компании. Начиная от торговых систем, при помощи которых мы осуществляем торговлю на финансовых рынках, и заканчивая аналитическими/учетными системами, в которых моделируются, анализируются и учитываются различные финансовые транзакции и риски. Оборудование, на котором установлены некоторые из этих систем, и было размещено в ЦОДе компании КРОК.

Аутсорсинговый ЦОД является «черным ящиком», или у вас есть возможность устанавливать свое оборудование? Как обстоит дело с обслуживанием и администрированием систем?

Мы сделали несколько вещей. С одной стороны, мы арендуем площадку у компании КРОК. У нас есть стойкоместа, куда мы можем помещать различные серверы. Арендодатель предоставляет нам площади, энерге­тические мощности и прочую инженерную инфраструктуру, каналы связи, обеспечивает техническое обслуживание. Что касается электроснабжения, этот ЦОД обеспечивает все условия для потребителя первой категории надежности. Нам предоставляются контуры защитного и рабочего заземления в соответствии с согласованным проектом, основное и аварийное освещение в соответствии с определенными нормами. Поддерживается заданный режим температуры и влажности воздуха.

Помимо этого мы используем целый ряд «облачных» сервисов от зарубежных поставщиков. Среди них, в частности, CRM‑система и часть процессов, связанных с автоматизацией документооборота.

Поддержка и администрирование многих приложений у нас также отдана на аутсорсинг. Это связано с тем, что многие системы постоянно развиваются, и в целях контроля над разработкой, рисками и стоимостью владения мы решили отдать на аутсорсинг функции разработки и администрирования вендорам или партнерам по внедрению этих решений.

Каковы параметры отказоустойчивости у арендованного ЦОДа? Насколько правомерно утверждение, что в арендованном ЦОДе невозможно добиться того уровня надежности, который можно было бы обеспечить в том, который построен своими силами?

Заявленные параметры отказоустойчивости соответствуют нашим требованиям. Вопрос скорее в том, насколько они соответствуют действи­тельности. Здесь, я полагаю, нам пока рано об этом говорить — у нас просто недостаточная выборка наблюдений. Мы запустились осенью 2009-го, чуть более года назад. И за этот период практически не было ни одного инцидента, связанного с нарушением работы ЦОДа. Все наши нештатные ситуации вписывались в допустимые требования к отказоустойчивости. Альтернативы этому решению я просто не вижу. Развернуть в требуемые сроки всю необходимую инфраструктуру у себя в офисе, уложившись в рамки нашего бюджета, просто не представлялось возможным. Да и сопряженные риски этого решения намного превышают аналогичные риски в случае с ЦОДом. Мы используем в своей работе сложные промышленные программные решения, которые требуют серьезной аппаратной инфраструктуры. Ее обслуживание — вполне типичный и стандартный сервис, который нам намного проще и выгоднее приобретать у компаний-профессионалов.

Какова зависимость от ка­чества каналов связи? Что сделано для того, чтобы не допустить влияния «эффекта пьяного экскаваторщика», которым часто пугают?

В современном мире глобальной экономики все сильно завязано на каналы связи. С качеством связи напрямую ассоциировано качество функционирования множества приложений. И падение такого важнейшего элемента инфраструктуры ведет к огромному ущербу.

Все наши каналы резервируются. В том числе на уровне использования каналов разных первичных провайдеров. Мы работаем сразу с несколькими провайдерами на рынке. В результате, если что‑то происходит у одного, мы просто переключаемся на другого.

Повторись эта ситуация с компанией, размещающей все оборудование у себя, недоступность всех каналов связи точно так же полностью парализует ее работу — банк-клиенты, торговые системы, работающие онлайн, информационные терминалы и прочие другие приложения будут недоступны.

Есть мнение, что услуги зарубежных аутсорсинговых операторов дешевле и притом надежнее. Насколько оно соответствует истине?

Во-первых, давайте определимся с тем, что мы понимаем под услугами зарубежных аутсорсинговых операторов и с чем их нужно сравнивать. Некоторые компании нашей группы, например, пользуются услугами дата-центров в других странах. Это вызвано регуляторными требованиями соответствующих юрисдикций, где эти компании осуществляют свою деятельность. Сравнивать стоимость этой конкретной услуги с аналогичной услугой, предлагаемой местными операторами ЦОДов, не совсем корректно. Хотя бы потому, что западные компании не могут аутсорсить в местный ЦОД и наоборот. Что же лучше, покупать услуги CRM или документооборота по модели SaaS у западного вендора или российского? Вопрос философский. Кому‑то больше подходят западные решения, кому‑то — российские в силу специфики их бизнес-процессов. Во-вторых, для многих клиентов требования к безопасности и контролю доступа к данным очень критичны и предопределяют выбор поставщика. В‑третьих, я убежден, что разница в стоимости сопоставимых услуг определяется лишь недостаточной зрелостью нашего рынка и нехваткой предложений, что будет устранено со временем.

Что вы можете сказать о ретроспективе использования услуг аутсорсинга в вашей компании? Насколько соответствующий опыт был успешным?

Да, у нас имеется большой положительный опыт в использовании аутсорсинга. Мы очень активно используем данную модель. Так, например, мы аутсорсим процессы доработки, сопровождения и администрирования некоторых торговых и аналитических систем. Это своего рода огромные конструкторы, состоящие из разных модулей, как правило, от западных вендоров. Они в этом отношении чем‑то похожи на «тяжелые» ERP-решения вроде SAP.

Мы отдали на аутсорсинг и поддержку сетевой инфраструктуры. Мы прибегаем к услугам сторонней компании, решая задачи обеспечения отказо­устойчивости инфраструктуры и устраняя разного рода технические проблемы, связанные с настройкой и администрированием. Мы активно ведем разработку приложений. Сама разработка, а также поддержка сред разработки — операционных систем, баз данных и т. д. — также отданы на аутсорсинг. Всего мы работаем с более чем полудюжиной различных поставщиков.

Некоторые время назад от многих ИТ-директоров приходилось слышать, что использование услуг аутсорсинга ЦОДов в России — удовольствие не слишком дешевое. Это связывали с тем, что спрос сильно превышает предложение. Насколько изменилась ситуация?

На мой взгляд, спрос до сих пор превышает предложение. Хороших, качественных ЦОДов, отвечающих в полной мере необходимым требованиям, очень мало. Рецессионное давление и повышенные вероятностные риски заставляют игроков практически во всех сегментах рынка прибегать к инновационным стратегиям, направленным на снижение общей стоимости владения. И ситуация вряд ли будет меняться в лучшую сторону. Это связано как, например, с дополнительными требованиями регуляторов в финансовых институтах по обеспечению непрерывности и отказоустойчивости бизнеса, так и с ростом онлайн-экономики, где наличие отказоустойчивой инфраструктуры является обязательным критерием успеха (плюс масса других факторов из смежных индустрий). Модернизация невозможна без должной инфраструктуры. С другой стороны, на рынке явно существует недостаток пред­ложения.

Мы находимся только в самом начале пути, и перспективы роста этого рынка просто огромны. Однако в результате рецессии и спада инвестиций в инфраструктурные проекты могут существенно замедлиться темпы насыщения спроса.

Делались ли расчеты, насколько аутсорсинг будет дороже (или дешевле) создания своей собственной инфраструктуры?

Да, безусловно. Мы анализировали целый ряд параметров: сроки создания ЦОДа, сроки развертывания систем, стоимость обслуживания систем в обоих случаях, риски. Для каждого из них была рассчитана общая стоимость владения, или TCO, на три и пять лет вперед. В итоге аутсорсинговое решение ока­залось для нас абсолютным лидером при расчете TCO на три года. Для start-up-компаний это, пожалуй, один из ключевых факторов при принятии решений (срок планирования для них ниже, чем для зрелых бизнесов). Поэтому здесь безусловно важно принимать во внимание нашу специфику.

Есть мнение, что без внедрения сервисного подхода или, по крайней мере, отдельных его элементов нельзя правильно построить отношения с аутсорсером. Так ли это?

Абсолютно так. Вам необходим механизм управления этими отношениями и контроля ка­чества. Мы в данном случае — плохой пример: мы слишком маленькая компания start-up, где люди часто выполняют много перекрестных функций. И тем не менее мы адаптировали и успешно использовали сервисный подход, предложенный нашими партнерами. Я на аутсорсинг смотрю с точки зрения того, насколько вырастут или уменьшатся риски, насколько вырастет или уменьшится общая стоимость владения, насколько проще или сложнее мне будет управлять ИТ. Для большой компании провести такой анализ без внедрения определенных технологий и стандартов будет сложно или даже невозможно.

Во многом мне помог опыт, полученный на прежнем месте работы. Там мне приходилось работать с очень сложными системами с витиеватыми взаимоотношениями различных процессов. Мы четко понимали, что нам нужно и зачем. Мы хорошо представляли, как каждый сервис должен работать и какие критерии качества мы должны использовать. Совместно с нашим партнером мы расписали все основные критические функции по мере важности в порядке запуска — что будет в первую очередь, что во вторую.

Какие положительные моменты, связанные с передачей ИТ-инфраструктуры в аутсорсинг, вы бы отметили?

Их очень много. Во-первых, это снижение финансовых затрат. Во-вторых, это более короткий срок реализации проекта. Вся инфраструктура была развернута за недели, в то время как строительство собственного ЦОДа заняло бы месяцы, если не годы. Не надо говорить о том, как сложно получить необходимые дополнительные энергомощности в Москве. Полностью документированная инфраструктура с перечнем функций, критериев качества их исполнения, а также всех сервисов. Отсутствие зависимости от ключевых ресурсов. Намного меньше времени менеджмент тратит на решение инфраструктурных вопросов. Я очень доволен сервисом, который получаю. На каждый сервис прописаны четкие соглашения в отношении уровня его предоставления. Они регламентируют качество, и я могу их отслеживать. Со своим собственным персоналом добиться такого же уровня было бы сложнее. У меня же очень четко прописан алгоритм взаимодействия с поставщиком, в результате чего мне нет необходимости расходовать время на выяснение, кто виноват в той или иной проблеме.

Как я уже отмечал, у нас не было никакой истории — мы все создавали с нуля, что, безусловно, имело огромное преиму­щество.

Совпали ли результаты с ожиданиями?

Мы могли позволить себе некоторую роскошь, которую можно получить только в стартапе. У нас не было истории, своих нестандартных процессов, методологий и т. д. Мы четко понимали, что нам необходимо, но при этом были очень гибки в своих пожеланиях. И мы, и наш контрагент хорошо понимали, как все должно работать. Этот путь мы проходили несколько раз в других местах, и большинство ошибок было нами уже совершено. Значит, жаловаться мне просто не на что. Потому ли это, что прошло мало времени, или потому, что мы все хорошо сделали? Наверное, и по той и по другой причине. Я ни о чем не жалею, даже о том, что где‑то реальные достижения расходились с первоначальными планами. Сделал бы я что‑то по‑другому? Наверное, нет.

Больше внимания энергоэффективности

Игорь Каменский,
руководитель отдела по работе с регионами в России, управление по рынку ИТ (APC by Schneider Electric) корпорации «Шнейдер Электрик»

На мой взгляд, рынок аутсор­синга ЦОДов в России еще только зарождается. На­­лицо ситуация, когда по­­тенциальные заказчики с трудом могут найти в России площадки, удовлетворяю­щие их требованиям. Порой заявленные уровни надежности ЦОДов не отвечают действительности, нет гибкости в предоставлении услуг. И зачастую аутсорсинговые операторы не могут предоставить прозрачных финансовых условий на несколько лет вперед. Полная стоимость владения (TCO) для адаптивной инженерной инфраструктуры типичного цент­ра обработки данных за 10‑летний период может достигать 80—150 тыс. долл. на каждую стойку. В эти расходы существенный вклад (около 20%) вносит стоимость потребляемой электроэнергии. По оценке экспертов, общее мировое энергопотребление в центрах обработки данных составляет более 40 триллионов киловатт-часов в год, поэтому снижение потерь становится одной из основных финансовых забот у операторов ЦОДов.

Новые концепции развития вычислительной техники, такие как виртуализация, обеспечивают, в числе прочего, снижение потребления энергии. Но в то же время тенденция к повышению плотности мощности вычислительной техники при высокой неравномерности потребления снижает электрическую эффективность систем электропитания и кондиционирования центра обработки данных. Недавние исследования показали, что стоимость энергии в некоторых случаях даже больше стоимости оборудования. Ощущая это ценовое давление и сознавая, что ЦОДы могут использовать энергию более эффективно, многие эксплуатанты вынуждены ставить вопрос управления энергией в число самых приоритетных.

Все новые центры обработки данных, и в первую очередь хостинговые ЦОДы, проектируются и строятся главным образом с точки зрения энергоэффективности. Мы видим большой потенциал развития этих дата-центров и прогнозируем, что их услуги будут максимально востребованы в ближайшее время.