Оснащение пассажирского автотранспорта системами спутниковой навигации ГЛОНАСС с недавнего времени стало в России обязательным. Это решение было воспринято неоднозначно, хотя бы потому, что оно привело к росту затрат. Вместе с тем целый ряд автопредприятий решили действовать по известному принципу: «если вам достался лимон, то нужно сделать из него лимонад». Они решили не просто поставить навигационные системы, но и внедрить полноценную систему мониторинга транспорта. И среди них одним из первых было муниципальное пассажирское автотранспортное предприятие муниципального образования «Север» г. Лабытнанги (МПАТП «Север»). Что же дало внедрение системы мониторинга? Об этом мы и беседовали с генеральным директором предприятия Александром Фоминым.

Intelligent Enterprise: Многие представители отрасли сетуют на проблемы с трудовой и производственной дисциплиной, с которыми крайне трудно бороться. Ваше предприятие как‑то отличалось в этом отношении?

Александр Фомин: Ситуация в целом типична. Хотя, я считаю, нам было несколько легче. Наш город небольшой, рейсы короткие, и их легко контролировать, так что проблемы «левых» рейсов у нас не существует. Так же как и приписок пробега, хотя для грузовых или грузопассажирских предприятий это обычная проблема.

Главная сложность — контроль за топливом. Как обычно, водители используют транспорт в личных целях в нерабочее время, например, ездят на нем домой на обед. И сокращение расхода топлива и лишних пробегов — один из главных способов снижения издержек. Поддерживать дисциплину и соблюдение расписания тоже крайне важно для любого руководителя автотранспортного предприятия.

Внедрение системы мониторинга — ваше осознанное решение, или оно было навязано сверху?

В 2008 г. вышло постанов­ление Правительства № 641, со­гласно которому до 2010 г. ос­на­щению приемниками ГЛОНАСС подлежат все транспортные средства, занятые перевозкой пассажиров, опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов. И уже до вступления в силу этого акта нам начали предлагать услуги по установке различных систем. Однако большинство руководителей автотранспортных предприятий продолжали тянуть с внедрением таких систем до тех пор, пока неисполнение данных актов уже стало чревато всевозможными санкциями.

Эти требования нельзя считать навязыванием. Цель этих мер — обеспечение безопасности перевозок. Так что мы не стали медлить и сами начали внедрение данных средств, не дожидаясь указаний сверху.

На рынке существует несколько систем мониторинга с использованием ГЛОНАСС. Почему вы выбрали именно «АвтоТрекер»?

Нам предлагали свои системы четыре компании. Их системы имели в целом схожую базовую функциональность, да и стоимость мало различалась. Мы остановились на «АвтоТрекер» потому, что стоимость обслуживания оказалась существенно, в разы, ниже, чем у конкурентов. У нас, на сравнительно небольшом предприятии, что называется, каждая копейка на счету. Кроме того, мне как руководителю было важно получить комплексное решение, которое включало бы не только навигационную систему, но и средства контроля использования топлива. К тому же у «АвтоТрекер» новое рабочее место создается бесплатно, и с этой про­цедурой справится любой более-менее квалифицированный ИТ‑специалист. То же можно сказать о настройке отчетов и установке обновлений.

Как шли работы по внедрению системы?

Работы по внедрению системы «АвтоТрекер» мы начали еще в конце 2008 г. Мы начали с самых используемых единиц, работающих на маршрутах с наиболее интенсивным пассажиропотоком. Это позволило оценить расход топлива и масел. На этот счет существуют жесткие нормы, установленные правительством. Они зависят от величины города, расстояния между остановками, времени года и ряда других параметров. Не скажу, что эти нормы необоснованны, но они оказались заметно завышенными. Например, для автобусов ЛИАЗ в зимнее время норма расхода топлива была установлена в 56 литров на 100 км пробега. Фактический расход, определенный в ходе пилотной фазы проекта, — всего 42 литра. Так что эффект был получен сразу же, расход топлива снизился на 15%. И эти нормы были распространены на весь транспорт, в том числе и тот, на который не было установлено бортовое оборудование.

В 2009 г. мы приобрели на условиях софинансирования четыре новых автобуса, уже оснащенных оборудованием спутниковой навигации. Таково было требование Министерства регионального развития.

В 2011 г. компания «Русские навигационные технологии», разработчик «АвтоТрекер», открыла представительство в ЯНАО. До этого мы работали с их дилером в Тюмени. Тогда же правительство округа выделило грант, по которому мы смогли оборудовать еще 16 машин, причем совершенно безвозмездно. В итоге мы полностью завершили оснащение нашего транспорта системой мониторинга.

Практически все работы вели представители компании «Русские навигационные технологии». Учитывая, что полноценное представительство в ЯНАО открылось совсем недавно, для установки и настройки бортового оборудования и серверной части системы приходилось вызывать специалистов из Тюмени, что, надо сказать, заметно удорожало стоимость работ. Наши сотрудники выполняли слесарные работы, в частности снятие топливных баков, врезку отверстий для установки датчиков. Поэтому реализация проекта заняла так много времени. Ведь такие работы требуют снятия с линии машины, на которую устанавливается комплект оборудования, а это прямая потеря доходов.

Сложности были связаны с тем, что территория ЯНАО, так же как и соседних субъектов, в частности Ненецкого автономного округа и Республики Коми, долгое время относилась к категории закрытых. Топографические карты или аэрофотоснимки просто отсутствуют в открытом доступе. В итоге нам пришлось самостоятельно прорисовывать маршруты, система позволяет это делать пользователю самостоятельно без привлечения ресурсов разработчика. В ХМАО, где среди заказчиков были богатые нефтегазовые компании, эти проблемы быстро решили. Там работы по картографии и аэрофотосъемке были заказаны и сделаны, и те же «Русские навигационные технологии» их интегрировали в свое программное обеспечение. У нас же проект по созданию карт, включая планы городов и поселков с привязкой к остановкам транспорта, находится в работе. Завершить его планируется к концу текущего года.

Иногда приходится слышать, что внедрение систем мониторинга вызывает со­противление персонала, порой переходящее в форменный саботаж. У вас были проблемы, связанные с этим?

Конечно же, определенное недоверие практически всегда возникает. К тому же наши водители — категория возрастная. И это довольно большая проблема, поскольку подготовкой водителей категории D занимается совсем мало автошкол. Да и наше предприятие, несмотря на то что мы были образованы в 2008 г., фактически имеет более чем двадцатилетнюю историю и соответствующие традиции. Кроме того, само оборудование хорошо защищено. Все сценарии, которые могут быть связаны с порчей имущества, всегда прописываются в соглашении с работником, где предусматривается полная материальная ответственность. Тут не возникает проблем с порчей машины или отдельных ее частей, в том числе и бортового модуля системы мониторинга. Хотя мне приходилось слышать, как водители портили оборудование или пытались мешать работе специалистов, которые его монтировали. У нас до такого не дошло, все ограничилось ворчанием о тотальном контроле со стороны руководства. Но люди быстро привыкли.

Повышение уровня безопасности перевозок заявлено как одна из главных причин для повсеместной установки систем мониторинга. Какие средства обеспечения безопасности используются на вашем предприятии? Как они интегрированы с другими системами?

Не так давно на уровне нашего Ямало-Ненецкого округа были начаты работы по оснащению всего муниципального транспорта системой мониторинга, также на базе «АвтоТрекер». Наше предприятие тоже будет в него включено. В рамках проекта предполагается создать систему контроля, которая охватывает не только общественный транспорт, но также спецтехнику (дорожную, строительную) и транспорт экстренных служб, включая скорую помощь, МЧС, полиции. Предприятия осуществили диспетчеризацию и контроль над транспортом. Но кроме того, все данные стекаются в единый Центр космических услуг губернатора ЯНАО, реализованный «НПК “Рекорд”» (дочернее предприятие Роскосмоса).

Обеспечение безопасности также всегда связано с возможностью контролировать процесс, а контроль, в свою очередь, — это адекватная отчетность. Используемая система позволяет получить более 20 видов отчетов. И в их числе контроль скорости. А у нас есть отдаленные микрорайоны, между которыми большие перегоны. Максимальная скорость на них — 60 км/час. Однако были случаи, когда водители разгонялись до 115 км/час. В отчетах этот факт сразу же фиксируется системой, и нарушителю спорить не с чем. Естественно, дальше, если это действительно необходимо, следуют оргвыводы. И это не единственное нарушение Правил дорожного движения, которое можно отслеживать.

Также диспетчер может отследить внеплановую остановку, например связанную с поломкой, и для этого нет необходимости вызывать водителя по сотовому телефону или рации. Бывают и другие экстренные ситуации. Наш город находится за Полярным кругом, и снежные заносы у нас далеко не редкость. В этом году у нас было несколько случаев, когда автобусы застревали в снежных заносах, и средства навигации позволили существенно сократить время на устранение этих инцидентов.

Каков был экономический эффект от внедрения системы мониторинга?

Удалось достичь значительного снижения издержек — прежде всего за счет сокращения расхода топлива. Надо сказать, первоначально в такие обещания верилось с трудом, и они воспринимались как маркетинговые заклинания разработчика. Но то, что уже на пилотной фазе проекта снижение расхода топлива составило 15%, нас по‑хорошему удивило. Конечно, это не 30% (именно столько составляет максимальное значение, на которое удалось сократить расход топлива в некоторых других проектах), но все равно вполне приличная величина. А именно топливо составляет основную часть издержек для любого автотранспортного предприятия. Также удалось сократить пробег.

Не всем нравится обязательная установка систем мониторинга. Что можете сказать в ответ критикам?

Да, критика этих требований раздается постоянно, и в отраслевых СМИ, и в Интернете. Но ведь никто не навязывает конкретную систему, будь то «АвтоТрекер» или решения других компаний — производителей систем контроля транспорта. Есть требования, прописанные в законе «О безопасности дорожного движения в Российской Федерации», и постановления Правительства РФ, касающиеся его применения. Что касается использования ГЛОНАСС, то это защита интересов страны в глобальном масштабе. Меры эти опираются на мировой опыт. А в Японии и Швеции, где схожие нормы действуют уже много лет, весьма впечатляющие результаты по снижению аварийности транспорта и сокращению количества погибших и пострадавших в автомобильных авариях. Вместе с тем просто установить приемники ГЛОНАСС/GPS, чтобы номинально исполнить требования закона, — это еще не эффективное вложение средств. Тут должна быть улица с двухсторонним движением. И важна вовлеченность в проект руководителя предприятия. Ему должно быть интересно, как это работает, что делается, какие бизнес-задачи это может помочь решить. По крайней мере, внедрение такой системы позволит ему точно знать, какой пробег у техники, когда она должна проходить те или иные регламентные работы… Здесь очень большой комплекс задач.