В Северо-Восточном федеральном университете (СВФУ) им. М. К. Аммосова (г. Якутск, Республика Саха) запущена в промышленную эксплуатацию облачная образовательная платформа, благодаря которой студенты и преподаватели вуза получили доступ к учебным ресурсам и новым образовательным сервисам. Проект «Единое информационное сервисное пространство» (ЕИСП), ориентированный на повышение качества и эффективности обучения студентов, реализуется федеральным университетом вместе с компанией «ИНЛАЙН ГРУП» и группой компаний «РСК» при активной поддержке корпорации Intel.

Совместно разработана общая концепция образовательного решения для СВФУ на базе технологии облачных вычислений. О том, как шли работы по этому проекту, и о ближайших планах на перспективу мы беседовали с Валерием Сыромятниковым, советником ректора по информационным технологиям.

Intelligent Enterprise: Кто и как выбирал программную платформу? Почему решили использовать именно «РСК Универсум»?

Валерий Сыромят­ни­ков: Нам была необходима система, которая позволяет автоматизировать ряд задач, связанных с организацией и обеспечением учебного процесса. Она должна быть направлена на постепенное стирание граней и принципиальных отличий между очным, заочным и дистанционным обу­чением.

Система должна способствовать и дальнейшей персонализации обучения. А именно — предоставлять каждому студенту индивидуальную программу с индивидуальными акцентами и максимально качественным наполнением (учебные материалы, сервисы, приложения и т. д.) для получения знаний и практических навыков в удобное для него время и в комфортном для него месте, при этом доступ осуществляется с любого устройства, подключенного к Интернету. Это крайне важно на фоне активной территориальной экспансии СВФУ, в том числе и за пределы республики. Наряду с филиалами в Мирном и Нерюнгри был открыт филиал в Анадыре, и планируется открытие еще нескольких. Кроме того, решение должно способствовать поддержанию академической мобильности, позволяя студентам и преподавателям, которые стажируются в других вузах, как российских, так и зарубежных, не терять связи с СВФУ.

Должна быть на практике реализована возможность «вести» студента с самого начала процесса обучения, в ходе его учебы и после окончания вуза, предоставляя доступ к накопленной информации, в том числе и после окончания обучения. И наконец, система обучения должна стать по-настоящему интерактивной, быстро адаптируясь к изменениям в учебных программах и планах.

Но при этом нужно, чтобы система имела приемлемую стоимость, легко сопрягалась с другими и внедрялась максимально быстро.

Решение «РСК Универсум» предложено нам специалистами «ИНЛАЙН ГРУП» как максимально соответствующее всем заявленным требованиям. С их помощью был организован референс-визит в Челябинск, где такое решение уже было внедрено ранее в Южно-Уральском государственном университете (ЮУрГУ). После этого визита мы получили ответы на многие возникшие вопросы и убедились в том, что предложенное решение действительно способно помочь решить стоящие перед нами задачи.

Какие ресурсы (серверы, СХД) были выделены для создания облака? Они закупались дополнительно, или использовались имеющиеся?

Мы использовали то, что у нас уже имелось. В СВФУ работает три центра обработки данных, и один из них, который находится в помещении Факультета естественных наук, полностью отдан для работы ЕИСП. Этот ЦОД создан около пяти лет назад, но пока его мощности вполне достаточно. Также мы используем часть ресурсов суперкомпьютера «Ариан Кузьмин», который запущен в ноябре 2011 г. Здесь мы использовали опыт ЮУрГУ, где поступили точно так же.

Однако на этом уровне мы останавливаться не будем. То, что объемы данных постоянно растут, — общеизвестный факт, который не нуждается в подтверждениях. Да и наши системы тоже будут развиваться, что еще более ускоряет процесс. Количество пользователей ЕИСП в перспективе должно вырасти в пять раз. Также у нас есть планы расширения корпоративной ин­фор­мационной системы.

Мы начали задумываться и о совершенствовании инженерной инфраструктуры. Того, что у нас имеется, хватало для решения небольших задач, которые мы решали прежде, но сейчас стало ясно, что инженерные системы необходимо расширять. А для этого нужны подготовленные кадры. И ряд сотрудников уже направлен на соответствующие курсы.

Как шли работы по проекту? Если были сложности, то какие прежде всего — технические или организаци­онные?

Для работы над проектом СВФУ был создан Временный творческий коллектив (ВТК) из более чем 20 человек, в состав которого вошли 13 сотрудников вуза: шесть преподавателей-предметников, один сотрудник Учебно-методического управления, пять сотрудников Управления по информатизации и один преподаватель, подготовивший методическое руководство, а также сотрудники РСК и «ИНЛАЙН ГРУП».

ВТК начал работу в конце февраля 2012 г. Перед этой группой были поставлены следующие задачи:

    наполнение актуальными учебными материалами и приложениями облачной образовательной платформы «РСК Универсум»;
    проведение пробных занятий с использованием системы для выбранных учебных групп;
    формирование требований и замечаний для оперативной доработки системы с целью подготовки к запуску в промышленную эксплуатацию;
    формирование методического руководства по использованию системы в условиях промышленной эксплуатации.

За первые три недели работы ВТК все преподаватели перенесли в систему материалы и приложения для выбранных шести курсов — всего около 500 различных электронных материалов (лекций, практических занятий, тестов, общих документов, демонстрационных приложений). В ходе работы ВТК за 1,5 месяца опытной эксплуатации новой облачной образовательной платформы было задействовано более 150 студентов.

Без сложностей не обходилось. И связаны они были с особенностями климата. Работы проводились зимой, когда морозы достигали 50 градусов и даже ниже. Хорошо, что в обеих московских компаниях есть сотрудники, которые имеют опыт работы в похожих условиях. Именно их и задействовали в ходе нашего проекта. Так что значительных задержек не возникло. Не всегда выдерживало и оборудование: было несколько отказов вследствие нарушения температурного режима. В итоге пришлось проводить внеплановую модернизацию, причем в экстренном режиме. Это обстоятельство потребовало также внесения определенных корректив в наши планы, так как стало ясно, что тут многое необходимо совершенствовать и расширять.

В проектах по внедрению облаков часто возникают «узкие места»: недостаточная пропускная способность сети, недостаток места на СХД, недостаточный комплекс инженерной инфраструктуры? Сталкивались ли вы с этим? И если да, то как их устраняли?

Да, сталкивались. Все три проблемы нам приходится решать. О проблемах с инженерной инфраструктурой уже было сказано выше. Давно назрел и вопрос о создании корпоративного хранилища данных. Хотя пока мы обходимся мощностями, которыми располагаем, но уже совсем скоро столкнемся с их нехваткой.

Но самое больное место — сети и коммуникации. На пресс-брифинге, посвященном запуску ЕИСП, председатель госкомитета Республики Саха (Якутия) по связи и информационным технологиям Константин Семенов озвучил тот факт, что из 445 населенных пунктов в трети нет широкополосных каналов связи. Даже в Якутске не везде обеспечивается пропускная способность в 2 Мбит/с, которая заявлена в качестве минимальной в федеральной программе «Информационное общество». Это во многом связано с тем, что у нас рынок услуг связи полностью монополизирован. Ростелеком этим своим положением часто злоупотребляет. Мы надеемся, что с приходом оператора ТТК (чьи каналы уже проведены с противоположного берега реки Лены, где находится станция Нижний Бестях) ситуация начнет меняться к лучшему.

Еще до начала проекта мы построили полноценную кампусную сеть. Все учебные корпуса соединены оптоволокном. Есть и беспроводная сеть Wi-Fi, которая в ближайшем будущем охватит и общежития.

Как происходит управление данными пользователей? Автоматизирован ли процесс их удаления?

Мы понимаем, что данные о студентах, которые давно закончили обучение, будут лежать в системе мертвым грузом и только занимать емкости, которых и так не хватает. К тому же хранение устаревших учетных записей создает явную брешь в безопасности, которой рано или поздно могут воспользоваться. Учитывая специфику вуза, это произойдет скорее рано, чем поздно. Поэтому ЕИСП интегрирована с системой, которая управляет движением студентов. Пока она справляется с поставленными задачами. А в самом ближайшем будущем будет интегрирована с единой кадровой системой и системой управления документооборотом, которые мы сейчас внедряем.

Часто приходится слышать, что облачные технологии построены на нестандартных протоколах обмена данными, что приводит к разного рода сложностям. Насколько эти опасения обоснованы?

Всегда при внедрении новых технологий есть риски. Их надо просчитывать и искать методы, позволяющие минимизировать возможный ущерб. У любой молодой технологии есть болезни роста, которыми нужно просто переболеть. А вопросы сопряжения с другими системами — всегда одни из самых обсуждаемых, и уж с этим проблем, как правило, не возникает. Тем более что разработчики «РСК Универсум» сами являются действующими сотрудниками вузов и хорошо знают специфику работы в этой среде.

Предполагается ли использование каких-либо внешних сервисов?

Наш проект не единственный в своем роде. Сейчас много говорится о создании федерации вузовских облаков, которая бы объединила все такие ресурсы. Активно развиваются облачные сервисы, ориентированные на использование в государственном и общественном секторе. Ростелеком уже запустил некоторые такие сервисы. Возможно, что-то запустит и федеральное Министерство образования. И эти ресурсы мы, вполне возможно, будем использовать при необходимости.

Как планируется развивать и расширять масштабы проекта?

Наш проект пока находится на довольно ранней стадии развития. Не случайно в ходе нашего разговора об очень многом пришлось говорить в будущем времени. В частности, это интеграция с другими системами: КИС, кадровой, СЭД. Предстоит совершенствование комплекса инфраструктуры: вычислительной, комплекса хранения данных, инженерной.

Будет развиваться и функциональность решения. При этом много пожеланий возникает уже в ходе эксплуатации системы со стороны студентов и преподавателей. Например, возможность ввода в тестовых заданиях математических и химических формул. И мы думаем над решением этой проблемы, найти которое оказалось сложнее, чем мы первоначально думали.

Мы ведем переговоры с Microsoft, с тем чтобы интегрировать их технологии, позволяющие запускать приложения Windows, в том числе предъявляющие серьезные требования к ресурсам, например САПР и ГИС. Функция крайне востребованная, так как СВФУ готовит не только гуманитариев и естественников, но также инженеров и геологов. А обеспечить ее возможно, что показывает опыт ЮУрГУ, где аналогичные средства уже внедрены и используются в учебном процессе. Причем такое решение позволяет сэкономить значительные средства за счет снижения расходов на лицензирование ПО и частую замену ПК в компьютерных классах. Хотя что именно из их решений будет использоваться, еще не совсем ясно. Пока мяч на стороне Microsoft, посмотрим, что они нам предложат. Тем более что у Microsoft есть как решения, ориентированные на создание частных облаков, так и публичный сервис Azure. Нельзя исключить, что мы будем использовать и то и другое.