Организации, работа сотрудников в которых носит разъездной характер, сегодня находятся, что называется, в авангарде внедрения облачных решений. И компания «Андэк», использовавшая облачные технологии для ключевых систем автоматизации своих бизнес-процессов, вполне соответствует этой тенденции. Тем более, что там накопили немалый опыт. Это и стало предметом нашего разговора с председателем правления «Андэк» Владимиром Гайковичем и ее директором по ИТ Андреем Родиным.

Intelligent Enterprise: Чем вас не устраивала ситуация, которая сложилась до начала работ по проекту?

Владимир Гайкович: Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо небольшое пояснение. В конце 2011 года у нашей компании сменился владелец, изменилась команда топ-менеджеров и экспертов, была изменена и организационная структура, расширен портфель услуг — помимо полного комплекса сервисов в области информационной безопасности созданы практики, оказывающие услуги по снижению операционных рисков, в том числе по борьбе с мошенничеством. Расширение бизнеса требовало смены подхода к автоматизации деятельности.

У нас была простая дилемма: строить всё как раньше или применять новые подходы и новые технологии. Мы выбрали второй вариант в силу ряда обстоятельств. Во-первых, мы не хотели зависеть от расположения офиса, чтобы сохранить за собой возможность быстрого и по возможности безболезненного переезда. Во-вторых, на начальном этапе нашей работы мы не были готовы делать значительные капитальные затраты на приобретение техники и программного обеспечения, а также на аренду высокоскорост­ных каналов связи. И вместе с тем нужно было обеспечить мобильность наших сотрудников и оперативную реакцию на возникающие события.

Как и почему было принято решение вынести бизнес-приложения в облако? Повлиял ли чужой опыт, и если да, то чей?

Владимир Гайкович. Мы поставили себе задачу — оперативно реализовать концепцию мобильного офиса с минимальными капиталовложениями. В любой точке наш сотрудник с ноутбуком или другим мобильным устрой­ством (смартфоном, планшетом) должен иметь доступ не только в Интернет, но и к ресурсам компании. У каждого сотрудника есть ноутбук, который удобен для разъездной работы, и большой монитор для работы в офисе. При этом все корпоративные ресурсы находятся у провайдера, и доступ к ним всегда возможен из любой точки и с того устройства, которое есть у сотрудника.

С опытом сложнее. У меня сложилось впечатление, что об­суждение облачных технологий в России похоже на подростковые разговоры о сексе. Все об этом говорят, все делятся какими-то секретами, но реального опыта за этим, как правило, маловато. Идет бурное обсуждение различных моделей, а вот конкретные кейсы и проблемы, с которыми столкнулись компании при переходе в облако, почти не обсуждаются.

Нам пришлось самостоятельно, шаг за шагом, преодолевать проблемы, связанные с выносом тех или иных приложений в облако, проводить анализ провайдеров услуг и выстраивать отношения с выбранным партнером.

Главным нашим союзником на этом пути был здравый смысл, профессионализм сотрудников, а также желание и необходимость достичь поставленной цели. Кро­ме того, мы старались использовать все имеющиеся доступные нам знания, в том числе и зарубежные. Информация о том, для чего ИТ-инфраструктура западных компаний переводится в облако и как эти процессы стимулируются, у нас конечно же была.

Андрей Родин: Для нас облако — это возможность оперативного доступа к информации вне зависимости от местоположения сотрудника. Мы перенесли туда все свои ключевые решения — учетную систему на платформе «1С», CRM на базе Microsoft Dynamics, электронную почту и поддержку взаимодействия на платформе Microsoft Exchange.

Как шли работы по проекту? Какие возникали сложности и как они преодолевались?

Владимир Гайкович: Мы были готовы к тому, что пионерам достанутся все стрелы. Сложности, безусловно, были. Основная, на мой взгляд, проблема этого рынка — отсутствие квалифицированного предложения. У всех всё выглядит примерно одинаково, всё хорошо и красиво — на бумаге в коммерческих предложениях. Но как только доходит до реальной работы, начинаются всяческого рода шероховатости.

Мы сразу проверили на себе справедливость тезиса о том, что если нет связи — облачные технологии бесполезны. Причина этого, по крайней мере в Москве, — «эффект пьяного экскаваторщика», поскольку связь обычно нарушается в ходе земляных работ, проводимых с нарушением технологии и без необходимых согласований. Бывало, связь пропадала на период до полусуток. Это время мы работали автономно, благо предусмотрели такую вероятность.

Были проблемы с программным обеспечением у провайдера. Например, когда межсетевой экран в силу только ему понятных причин вдруг отказывается работать при увеличении нагрузки и перекрывает доступ к приложениям. Причем всё может неделями работать нормально, а то вдруг такая ситуация возникает по нескольку раз в день.

Андрей Родин: Если бы мы всё делали традиционным образом, то получилось бы быстрее.

На мой взгляд, это было связано с тем, что провайдеру сложно развернуть сервисы, когда требования заказчика существенно отличаются от типовых. Но пока переход в облака не поставлен на поток, типовых решений быть не может. Однако в итоге с помощью сотрудников провайдера мы постепенно развернули приложения. Сначала почту, потом CRM, а затем и учетные системы. С почтой было больше всего технических проблем, которые продолжались до тех пор, пока мы ее не настроили корректно.

Сложности были связаны с администрированием наших систем на стороне провайдера и неотработанностью процедур обслуживания. В конце концов мы установили собственные средства защиты и стали админстрировать свои системы самостоятельно.

Имело ли место сопротивление персонала?

Владимир Гайкович: Вот этого не было. Мы ведь начинали если и не с самого нуля, то почти. Компания пока небольшая, без укоренившихся привычек и стереотипов.

Андрей Родин: Для биз­нес-пользователей нет никакой разницы, где стоит сервер, в офисе или где-то в облаке. Бизнесу нужны работающие и удобные сервисы, а задача ИТ-службы эти сервисы обеспечить.

Оправдались ли ожидания от проекта? Был ли эффект, на который первоначально не рассчитывали?

Владимир Гайкович: С моей точки зрения вполне оправдались. Мы уменьшили капитальные затраты на проект и построили мобильный офис. Пускай не так быстро и не так идеально, как хотелось…

Оперативность моей реакции на те или иные вопросы существенно повысилась. Я могу отреагировать на ту или иную ситуацию практически отовсюду, где бы я ни находился.

Хотя честно признаюсь, что «вау-эффекта», который возникает, когда реализовал то, что задумал, и чувствуешь себя чемпионом, не было. Более того, первоначально имело место даже определенное разочарование. Видимо, это связано с «трудностями перевода» в облако, преодолением шероховатостей и узких мест.

Радует, что сегодня проблем нет и мы не чувствуем разницы по сравнению с тем, как если бы вопрос автоматизации был решен традиционным способом. А если нет разницы и при этом повысилась мобильность, то это уже положительный результат. Поэтому пока нас все удовлетворяет.

Много говорят о том, что использование облаков вносит новые риски, связанные с безопасностью. Так ли это?

Владимир Гайкович: Да, такие риски безусловно появляются. Это связано как с использованием новых устройств, так и с тем, что приходится доверять свои серверы чужим людям. Мы понимаем это и предпринимаем компенсационные меры для устранения этих рисков.

Андрей Родин: Безуслов­но риски есть, но мы их минимизировали, во-первых, установкой собственного шлюза безопасности и на стороне провайдера, и на стороне офиса. Во-вторых, ограничили доступ провайдера к нашим ресурсам. В-третьих, разграничили доступ сотрудников к ресурсам на стороне шлюзов безопасности и политик доступа. Все системы безопасности конт­ролируем мы, а не провайдер. Это нетиповая схема как для российского, так и для зарубежного рынка.

Вы у себя в компании внедряете . Но это чревато проблемами, связанными с поддержкой множества программных и аппаратных платформ, которые, в свою очередь, также могут быть фрагментированными. Как вы предполагаете разрешать их?

Владимир Гайкович: Можно сказать, что нам немного повезло, поскольку у нас нет большого разнообразия используемых платформ. На ноутбуках установлены в основном Windows, иногда встречается MacOS X. На мобильных устрой­ствах — Android и iOS. Но в целом вопрос поддержки личного устройства является в большей степени личным делом сотрудника, который использует привычную для себя технику вместо корпоративной или наряду с ней.

Мы отошли от традиционного подхода, когда в ИТ-службу сваливается решение всех проблем, связанных с личными коммуникационными устройствами. И продолжаем сейчас политику централизованных закупок корпоративных ноутбуков для новых сотрудников. Но, с другой стороны, мы не определяем жестко, с каким устройством тому или иному сотруднику следует работать. Пока компания небольшая, такая ситуация устраивает всех и соответствует решаемым задачам и организационной структуре. Какие изменения будут происходить по мере роста компании? Это вопрос для размышления. Развитие всегда влечет за собою новые решения. Возможно, нам придется менять политики и правила.

Андрей Родин: Техни­ческая поддержка устройств производится по принципу: «Мы делаем максимально возможное за ограниченное время». То есть мы ограничиваем время на поддержку и делаем это сознательно. Если за установленное время техническая поддержка не справляется, то сотрудник устраняет проблему самостоятельно.

Вопросы совместимости ПО для пользователей Mac OS X решаются при помощи средств виртуализации (терминальный сервер). Есть настроенный образ виртуальной машины с Microsoft Windows, где развернуто всё, что нужно.

Сейчас пришла пора внедрять решение по управлению мобильными устройствами. Мы будем внедрять то же решение, которое предлагаем нашим клиентам.

Планируется ли расширение масштабов проекта? В какую сторону будут развиваться выстроенные системы?

Владимир Гайкович: На сегодняшний день мы арендуем виртуальные машины и программное обеспечение. Однако наш опыт и расчеты показывают, что сейчас нам выгоднее арендовать стойки.

Мы понимаем, что с точки зрения технологии это определенный шаг назад. Однако можем его сделать, потому что выбранный нами подход допускает такую гибкость.

Для нас вопрос использования облака связан с перераспределением затрат между капитальными и операционными. На некоторой стадии развития мы были готовы заплатить за одно, чтобы выиграть в другом. Сейчас, реализовав те цели и задачи, которые перед нами стояли, мы достигли другого качества, когда нам выгоднее перераспределить эти статьи. Но к традиционной системе мы уже не вернемся, поскольку нет смысла платить за дополнительные мощности и каналы связи.

BYOD повышает эффективность ИТ

Сергей Грибанов,
менеджер по маркетингу продукции, Fujitsu Technology Solutions

В последнее время консьюмеризация ИТ и огромный выбор смартфонов и планшетных ПК привели к тому, что сотрудники компаний все чаще используют свои личные устройства в качестве рабочего инструмента. С одной стороны, использование личных устройств может существенно повысить удовлетворенность и эффективность труда сотрудника, но неправильно организованная политика компании в этой области может привести к увеличению расходов на обслуживание и потере конфиденциальных данных. Именно вопросы управления и обеспечения безопасности будут ключевыми при построении BYOD-решения. Поэтому тщательно и правильно спроектированное BYOD-решение позволит повысить эффективность труда сотрудников предприятия, снижение расходов на обслуживание оборудования и высокий уровень безопасности данных.

Одним из вариантов такого решения может послужить переход в виртуальную среду и централизация информационных ресурсов. При этом подходе можно избежать существенных расходов на адаптацию бизнес-приложений под различные программные и аппаратные платформы. Централизация информационных ресурсов обеспечивает хранение данных исключительно внутри корпоративной сети и, тем самым, максимальный уровень безопасности.