Бизнес электронной торговой площадки юридически является полностью самостоятельным. При этом ее информационные ресурсы и ресурсы компаний, участвующих в торгах, должны представлять собой единое информационное пространство. О конкретных задачах автоматизации бизнеса, которые встают в такой ситуации, мы беседуем с Денисом Анциферовым, ИT-директором торгового портала Fabrikant. ru.

Intelligent Enterprise: Насколько актуальна задача создания единых форматов описания и структурирования электронных данных о продаваемой на электронных площадках продукции?

Денис Анциферов: По опыту могу сказать, что проблема приведения информации на торговых площадках к единообразию скорее надуманная, чем реальная. Дело в том, что сама информация о закупках достаточно стандартизирована. И свою роль в этом отчасти сыграло государство. Так, с 2010 года согласно 94-ФЗ все государственные и муниципальные заказчики обязаны проводить свои закупки в электронной форме. Несколько позднее, в 2012-м, федеральный закон №223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» вовлек в сферу электронных торгов компании с госучастием, их «дочек», ФГУПы, МУПы и проч. К таким предприятиям относятся, например, крупнейшие корпорации «Росатом», «Роснефть», «Газпром» и т.д.

Так что мы видим, что государство участвует в данном процессе и стимулирует перевод закупок в электронную форму. В целом существует определенная тенденция, состоящая в том, что государство активно занимается стандартизацией требуемых данных по закупкам.

К примеру, в госзаказе законода­тель­но определено, какая информа­ция о закупках и в каком объеме должна быть опубликована. У госкорпораций существуют свои отраслевые стандарты, которые за­­дают четкие формальные требования.

Для классификации услуг используется Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг, единый для всех площадок. Это стандарт как для государственных, так и для корпоративных закупок. В итоге все участники процесса понимают, о каких товарах (металл, зерно и т.д.) в каждом конкретном случае идет речь. Остальные поля также предельно формализованы, в них указываются сроки, объемы, стоимость закупок.

К тому же существует определенный объем информации по проводимым торгам, которую электронные площадки должны передавать на общероссийский официальный сайт zakupki.gov.ru. Данные, касающиеся торгов по реализации имущества должников, передаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве. Есть также ресурс torgi.gov.ru, который агрегирует информацию о торгах по приватизации госимущества, и т.п.

По сути получается, что информация о торгах размещается сразу на нескольких площадках. Таким образом, я повторюсь, особых сложностей с её приведением к единому стандарту нет.

Подобные механизмы электронной торговли пока реализованы только для госкомпаний?

Нет, не только. Ситуация скорее такова: для госкомпаний закупки в электронном виде являются обязательными, потому что это требование государства, которое таким образом пытается снизить уровень коррупции.

Но и частные компании все активнее используют электронные площадки. Так, портал Fabrikant.ru работает преимущественно в сегменте корпоративных торгов ( Торговый портал Fabrikant.ru не входит в число пяти площадок, отобранных для проведения госзакупок по 94-ФЗ. — Примеч. ред.). В целом электронные торги — это инструмент повышения эффективности закупок и избавления от коррупции.

Каким образом решаются проблемы с достоверностью ввода информации?

Мы сталкиваемся с двумя типами ошибок — предумышленными и случайными. В случае первых, например, может специально задаваться некорректная категория классификатора для товара, чтобы осложнить для потенциальных поставщиков поиск информации о торгах и ограничить конкуренцию, а случайные ошибки — это чаще всего опе­чатки. В любом случае электронные торги обеспечивают высокий уровень прозрачности — вся информация публична. И если возникают какие-либо спорные моменты, участник торгов всегда может обратиться в профильные контролирующие органы власти, в частности в ФАС. Там уже каждый конкретный случай рассматривается отдельно и принимается решение, имело место нарушение или нет.

Вы упоминали, что существуют ресурсы-агрегаторы, собирающие ин­формацию с различных торговых площадок. Требуется ли обработка пред­ставляемых данных в этом случае?

Агрегаторы — это по сути своей платформы, собирающие информацию со всех крупнейших площадок и представляющие её клиентам за определенную плату.

Что касается специфических требований агрегатора, то здесь необходимо понимать специфику рынка. Например, когда мы рассматриваем новостной ресурс, скажем «Яндекс. Новости», то требования к качеству контента предъявляет агрегатор. Другими словами — если хочешь попасть в ленту «Яндекс. Новостей», нужно производить высококачест­венный контент. В случае крупных торговых площадок схема принципиально иная, и уже площадка диктует свои требования агрегатору, который заинтересован в том, чтобы собрать максимально полную информацию со всего рынка. Так что площадка готова представлять информацию агрегатору, но подстраиваться и каким-то образом преобразовывать её под требуемый формат скорее всего никто не будет.

В этом плане мы в Fabrikant.ru пошли дальше. Изначально являясь площадкой, на которой проводятся торги, мы дополнительно провели интеграцию с электронной торговой площадкой ММВБ, т.е. фактически выступили в качестве агрегатора. И теперь у нас можно найти информацию о торгах по госзакупкам, которые производятся на другой площадке.

Давайте подробнее остановимся на сервисах, предоставляемых участникам торгов.

Здесь нужно понимать, что у заказчиков и поставщиков разные потребности и соответственно различается набор предоставляемых им сер­висов.

Например, для заказчиков мы разработали специальный функционал, который позволяет информацию о проводимых закупках передавать на официальный сайт компании. То есть поставщик там узнает, что проводятся такие-то торги, а потом по ссылке переходит на площадку и подает свою заявку.

Более того, площадки позволяют комплексно управлять всем закупочным процессом — от планирования до анализа эффективности. Так, на нашем портале разработан «Монитор руководителя», с помощью которого можно оценить эффективность закупок по различным аспектам: достигнутая экономия, среднее число участников на торгах, эффективность работы каждого отдельного сотрудника закупочного подразделения. Еще один сервис, «Профессиональная экспертиза», позволяет получить обратную связь от самих поставщиков. Например, некая компания проводит закупки, но не получает при этом предложений от поставщиков. А с помощью профессиональной экспертизы можно понять, почему так происходит. Возможно, изначально были установлены неудобные условия по срокам поставки, или слишком короткий срок подготовки документации, или виной всему проблемы, связанные с объемами поставки, и т.д.

Но, конечно, сервисы разрабатываются не только для заказчиков, но и для поставщиков. И прежде всего они оперативно получают из системы всю необходимую информацию: что и когда закупается, по какой цене, на каких условиях. Предоставляются им и финансовые сервисы — обеспечение участия в торгах, кредитование под исполнение контракта.

Вообще электронные площадки сегодня — это не просто функционал для проведения торгов, а целый набор дополнительных сервисов.

Существует ли какая-либо интеграция между закупочными системами компаний и торговой площадкой?

Да, разумеется, однако здесь играет роль размер компании. В случае мелких заказчиков весь цикл закупки чаще всего проходит непосредственно на площадке онлайн — от публикации извещения до выбора победителя. У большинства небольших компаний нет внутренних ERP-систем.

В случае же крупных предприятий ситуация принципиально иная. Например, «Росатом» — крупнейшая госкорпорация, которая ежегодно проводит на нашей площадке торги на сумму порядка полутриллиона рублей, — к моменту начала работы с нами все заявки публиковал вручную. Тогда проходило порядка пятидесяти торгов в месяц, и это было нормально. Заявки собирались по всей компании, утверждались, согласовывались с бюджетом, агрегировались и в ручном режиме выводились на площадку. Однако со временем объемы покупок росли, и сегодня корпорация 95% своих торгов вывела в электронный вид. «Росатом» проводит до двухсот процедур в день. Поэтому закономерным требованием компании была интеграция с нашей торговой площадкой. А так как «Росатом» использует решение SAP, в частности модуль SAP SRM, мы разработали специализированную интеграционную систему с учетом всех специфических требований.

В настоящий момент почти все крупные заказчики имеют свои ERP-системы, и их основное требование к площадке заключается в интеграции и автоматизации, потому что в ручном режиме никто работать не будет — это значительные трудозатраты. Поскольку интеграционные решения строятся на стандартных технологиях, не столь важно, на чем построена система заказчика — SAP, Oracle, «1С» и проч. Интеграция площадки и корпоративных информационных систем сегодня не вызывает сложностей.

В чем заключается система организации торгов и каковы основные компоненты ее информационной поддержки? 

Повторюсь: электронная площадка сегодня — это не только и не столько функционал для проведения торгов, сколько разнообразные клиентские сервисы. На сам программно-аппаратный комплекс приходится не более 1%, основа заключается в услугах, которые предоставляются пользователям.

В чём состоит главная ошибка начинающих площадок: запуская их, создатели думают, что можно быстро сделать функционал, и площадка заживет сама собой. Не заживет. Необходима большая работа с клиентами. Площадка должна заручиться их доверием, убедить их в том, что она соблюдает все правила.

Так, площадка включает в себя обучение — для новых поставщиков проводятся семинары по электронным торгам, законодательству, функционалу. Клиентский отдел помогает проводить первые торги, подсказывает, как подать заявку и подгрузить нужные документы. Мы предлагаем различные юридические консультации, осуществляем техподдержку клиентов.

Существуют ли какие-то специфические аналитические решения на основе информации о торгах?

На основе торгов, безусловно, можно получить большое количество аналитической информации. Однако стоит принимать во внимание существенное ограничение, заложенное в классификаторе. Так, мы используем не конкретную формализованную номенклатуру, а определенные категории. И соответственно можем оценить, скажем, сколько в прошлом году было закуплено стали, но какой именно — уже нет. Однако при этом на площадке успешно реализованы различные виды аналитических отчетов по товарным группам.

Сейчас мы занимаемся созданием универсальных товарных справочников, для более детальной аналитики по каждому продукту. Могу сразу сказать, что это огромный объем работы. У каждой компании есть номенклатурные справочники на 80—100 тысяч позиций, и они в определенной мере стандартизированы лишь для узких отраслей. Мы предоставляем еще один уровень аналитики, которая интересна и для продавца, и для покупателя, — это так называемый «Монитор руководителя», о котором я уже упоминал. Это хороший инструмент для оценки эффективности и достигнутой экономии, для анализа работы каждого отдельного сотрудника.

В целом торговые площадки представляют собой огромное поле для аналитических процедур самого разного уровня — от микроисследований, к которым можно отнести изучение эффективности конкретных сотрудников, до макро — изучения динамики продаж в каждой продуктовой категории.

Создавать необходимо, но есть сложности

Денис Андриков
заместитель технического директора по работе с заказчиками, «Открытые технологии» 

Есть два аспекта, которые возникают при обсуждении электронных торговых площадок. Во-первых, целевая аудитория как со стороны покупателя, так и со стороны продавца. Сформировалась потребность в межрегиональных товарно-сырьевых торговых площадках, на которых преимущественно будет работать сегмент малого и среднего бизнеса. Определённым стоп-фактором качественного развития подобных сервисов является относительно высокая капиталоёмкость ИТ-инфраструктуры и «раскрутки» площадки. Необходима финансовая и организационная поддержка госсектора. Ошибочно думать, что рынок сам отрегулирует эту ситуацию.  И во-вторых — сложность формализации оценки участников торгов.  Если цена, финансовые  показатели компании-участника можно отразить в количественных характеристиках, то опыт, компетенции, будущее качество товара или услуги описать очень сложно. Сложность формализации влияет на время принятия решения о закупке.