Мобильные устройства приобретают все большую популярность в бизнес-среде. И нередко компании самостоятельно разрабатывают мобильные приложения для своих партнеров и заказчиков. В их число не так давно вошел и Альфа-банк. О том, как создавалось приложение «Альфа-Бизнес Мобайл», мы беседовали с директором по развитию систем самообслуживания управления расчетного бизнеса блока «Транзакционный бизнес» Альфа-банка Вадимом Белопольским.

Intelligent Enterprise: Насколько такого рода мобильные бизнес-приложения востребованы на нашем рынке? Чем они удобнее традиционного банк-клиента?

Вадим Белопольский: По поводу того, что считать традиционным клиент-банком, можно поспорить. Ведь под это определение вполне подпадает ситуация, когда клиент или вкладчик сам приходит в банк с кипой бумажных документов, и, как говорится, далее со всеми остановками. Ну а если серьезно, то продажи мобильных устройств растут, в то время как рынок традиционных компьютеров сокращается. Есть прогнозы, что уже в этом году планшеты обойдут ПК по объемам продаж «в штуках». В крупных городах смарт­фоны составляют более половины объема реализации всех мобильных телефонов, а в Москве эта величина достигла двух третей. Так что рынок клиентских устройств активно смещается в сторону чего-то маленького и плоского. Это объективная техническая тенденция. Всё так же, как когда-то было с интернет-технологиями. В 90-х, когда межбанковские переводы проходили по сетям x25, SPRINT или другим выделенным каналам, любого, кто заговорил бы о возможности использования в этих целях Интернета, посчитали бы потенциальным клиентом лечебного учреждения психиатрического профиля. Но уже к концу 90-х, а у нас ближе к началу «нулевых» ситуация изменилась, и Интернет начали все более активно использовать.

И сам бизнес становится мобильным. Сейчас бизнесмены все реже сидят на одном месте и все более активно путешествуют. Причем путешествуют для того, чтобы продвигать свой бизнес и заключать сделки. В итоге все лица, принимающие решения, постоянно находятся в разъездах. И при этом бизнес активно уходит в Сеть. Но функция первого лица в плане работ с документами зачастую состоит лишь в том, чтобы подписать платежку. А для этого нет необходимости сидеть в кабинете. Давно существуют решения, позволяющие акцептовать документ буквально из любой точки мира. Мы их внедряем далеко не первый год.

Мы проводили также опросы своих клиентов, относящихся к разным сегментам и отраслям. Тут ситуация сложная и не вполне однозначная. Ведь даже там, где возможность осуществлять платежи с мобильных устройств наиболее востребована, есть те, кто не будет ее использовать, по крайней мере некоторое время. Однако это не значит, что данное решение окажется востребованным через несколько месяцев или даже лет. Не секрет, что всегда существует некая инерция. Но интерес все же есть, и мы видим, что клиенты начинают использовать этот сервис. Наиболее интересен он малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям. Но не только им.

Насколько важно наличие данного сервиса как конкурентное преимущество?

Альфа-банк всегда рассматривал себя как высокотехнологичный банк, для которого разного рода инновационные проекты занимают первое место в стратегии. Так что тут однозначно положительный ответ. Этот сервис один из первых в стране, да пожалуй, и в мире тоже. В Америке и Западной Европе банки ограничиваются сервисами на основе SMS, и аналогов нашего решения там крайне мало. А если и делается что-то, то с ограниченной функциональностью. Можно просмотреть некоторые документы, и не более того. Дальше не идут, мотивируя это соображениями безопасности. Хотя, как мне кажется, «соображениями безопасности» можно зарубить на корню любое начинание, даже толком в него не вникая. Но если грамотно подходить к управлению рисками, взвешивая возможные потери и их вероятность, то становится ясно, что все потенциальные угрозы — скорее из разряда страшилок.

Мы же всё взвесили и решили пойти дальше, дав возможность проводить платежи. Причем с обеспечением того уровня безопасности, который сочли приемлемым. Так что мы выбились в лидеры. Хотя с моей точки зрения это не цель, а средство. Позволяющее донести продукты, предоставить высококлассный сервис имеющимся клиентам и получить новых.

Насколько сложным был процесс разработки приложения? Что в нем вызывало наибольшие трудности? Разработка проводилась своими силами или заказывалась у сторонних компаний?

Процесс разработки не был сложным. Всё сводилось к созданию своего рода обертки, Web-интерфейса. С этим справляются даже школьники. И тут нет ничего сложного, этот процесс хорошо отработан. Его не сильно усложняет даже раздробленность платформы Android, о которой так много говорят.

Больше времени ушло на всякого рода регламентные процедуры и согласования как технического, так и организационного плана. Плюс ко всему действительно надо взвесить все риски, а это бывает очень непросто. Особенно если речь идет о начальной фазе процесса развития технологии, когда многое ещё остается неизвестным.

А вот над интернет-банком работает уже много людей. Он представляет собой довольно сложное ПО промежуточного слоя между АБС и фронтофисными системами. Среди тех, кто над ним работает, есть как наши разработчики, так и внешние, в том числе и внешние вендоры.

Были ли проблемы с размещением приложения в магазинах приложений? Насколько этот процесс сложен?

Никаких сложностей не было. И Apple, и Google действовали строго в рамках своих регламентов. Срок в две недели, который заявляется, полностью был выдержан. Ну а обновления делаются еще быстрее, за два-три дня.

Как решаются вопросы безопасности? Что делать в случае потери или кражи устройства, где инсталлирован клиент?

С потерей или кражей устройства связан наибольший риск. Да, мобильные устройства — весьма желанная добыча для криминала. Но ведь и банковские карты тоже воруют. И карточное мошенничест­во тоже весьма развито. С другой стороны, сценарий действий в случае утери, кражи или компрометации карточки простой: звонок в контакт-центр и блокировка. В случае мобильного банка все точно так же. Кроме того, предусмотрена возможность ограничить платежи заранее заготовленными в интернет-банке шаблонами, где жестко прописаны суммы и контрагенты. В итоге злоумышленник, если ему попадет в руки устройство с установленным «Альфа-Бизнес Мобайлом», просто не сможет перевести деньги ни себе самому, ни любым третьим лицам.

Каковы ближайшие планы по развитию решения?

Прежде всего в ближайшем будущем появится версия для планшетов. Она будет более функциональной, чем для смартфонов. В перспективе все сервисы, доступные в офлайне, должны перекочевать в онлайн. Сначала они будут реализованы в интернет-банке, а затем и в решении для мобильного банкинга. Также мы будем двигаться в сторону интеграции с факторинговыми продуктами.

Как это решение было принято пользователями?

Мы провели две недели живого тестирования, в котором участвовали 250 человек. Они загрузили наше приложение после того, как оно появилось в магазинах приложений, но еще не было официально объявлено. Это тестирование заняло две недели, и оно позволило нам исправить ряд проблем и выйти на рынок с продуктом, по поводу которого сейчас мы получаем очень немного нареканий. Все замечания от самых придирчивых пользователей внимательно рассматриваются. Ведь именно они и являются главными активными пользователями и тестировщиками.

При этом не повторяется ситуация, которая складывалась на первых этапах развития платежных карт или во время начала проникновения интернет-банкинга. Ведь еще лет пятнадцать назад не редкость были случаи, когда магазины не принимали карточки, потому что их ни у кого нет, а люди не спешили карточки оформлять, потому что их не принимают в магазинах и с них невозможно оплатить самые распространённые услуги.

В случае мобильного приложения всё было принято как должное. Как пользователями, так и банком. А это означает, что данный продукт появился точно вовремя.

На новой платформе

Константин Харин
директор департамента по работе с финансовым сектором, «Oracle СНГ»

Oracle видит большие перспективы, связанные с развитием мобильных технологий — с возможностями их создания и разработки, а также с использованием их в обычной повседневной жизни как для любого отдельного человека, так и для работы компаний, для ведения бизнеса.

Поэтому, с одной стороны, очень приятно отметить, что Альфа-банк, крупнейший частный банк России, успешно использует эти преимущества, переведя интернет-банк «Альфа-Клик» на новую технологическую платформу Oracle Fusion Middleware. С другой — мы хорошо представляем, насколько функционально насыщенным должна быть базовая платформа, чтобы в конечном итоге получить такой легкий и комфортный в использовании инструмент.

Конечно, речь тут идет о промышленных средствах построения приложений, позволяющих разработчикам с легкостью создавать, разворачивать и расширять корпоративные приложения для мобильных операционных сред, в том числе для iOS и Android, из единой базы исходного программного кода. Большое значение имеет поддержка сервисно-ориентированной архитектуры и соответственно возможность обеспечить мобильный доступ к корпоративным ресурсам через абстрактный слой сервисов. В случае мобильного доступа вдвойне значима легкость масштабирования решения в широчайших пределах

И конечно же платформа должна гарантировать максимально высокий уровень безопасности, реализуемый в мобильной прикладной системе. Необходимо защищать различные среды взаимодействия клиентов и поставщиков банковских сервисов (таких, как система дистанционного банковского обслуживания или B2B-решение), поддерживать единое представленине обо всех возможных атрибутах доступа к корпоративным данным со стороны клиента. Важно и содействие ИТ-системы в выявлении аномального поведения клиента и в локализации высокорисковых транзакций.

Все это реализуется целым рядом отдельных программных платформ, входящих в Oracle Fusion Middleware. Новая платформа позволила банку не только удовлетворить собственные требования к безопасности, производительности и адаптируемости к изменяющейся ситуации на рынке, но и выполнить требования российских регуляторов по защите информации.