Далеко не всегда во внедрении прогрессивных технологий обучения лидируют регионы, имеющие очень внушительные бюджеты. И тут показателен пример Тверской области. На эту тему мы беседуем с исполняющим обязанности министра образования Тверской области Дмитрием Куликовым.

Intelligent Enterprise: Какие причины, по-­вашему, можно считать основными для старта проектов в сфере электронного обучения в регионе? И какие направления надо было начать осваивать, чтобы их развитие приобрело уже необратимый характер?

Дмитрий Куликов: В 2006 году мы вошли в приоритетный национальный проект «Обра­зова­ние» с очень скромными стартовыми позициями. Проект этот сработал как катализатор больших перемен во всей региональной системе образования, а последующие проекты позволили «прирастить» ресурсы.

Основной приоритет, о котором договорились все взрослые, состоит в том, что в системе регионального образования главный благополучатель — ученик. Мы исходим из того, что школа, детский сад, учреждение профессионального или дополнительного обучения должны создать условия для того, чтобы могли проявиться уникальные способности ученика. Каждый учащийся, каждый выпускник должен не просто культивировать в себе мечту, но получить реальные шансы на успех — и сегодня в школе, и в той жизни, что ждёт его за школьным порогом. И мы уверены, что информационно­-коммуникационная компетентность как одна из базовых может обеспечить такой успех нашим ученикам.

В процессе движения к поставленной цели наши учреждения прошли три из четырех фаз, которые, по данным ЮНЕСКО, проходят системы образования в освоении и использовании информационно-­коммуникационных технологий: от «возникновения» до «привнесения». Дальнейшее развитие и переход к стадии «преобразование» позволяет нам уже сегодня говорить об электронной педагогике.

Переход к информационному обществу влечет за собой радикальные изменения в сфере образования. Сегодня общество гораздо в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Состояние современной сферы образования и тенденции общественного развития требуют построения системы образования на основе информационных технологий и соответствующей информационно-­образовательной среды. Электронная педагогика — это не отдельная новая отрасль, она присутствует в каждой из педагогических отраслей: дошкольной, школьной, коррекционной. Все они эволюционно переходят в электронную педагогику, предметом которой является педагогическая система как информационно­-образовательная среда нового типа. Над созданием такой новой среды, или, как ее часто называют, среды «умной школы», и ломают голову практики.

Пять лет назад мы отошли от однородной образовательной среды и приняли серьезное управленческое решение: сформировали сеть активных образовательных центров — базовых школ, концентрирующих в себе кадровые, финансовые, материально-­технические ресурсы и объединяющих все образовательные организации.

Школы получили новейший образовательный ресурс, новую среду — информационный центр с принципиально иной организацией образовательного пространства, включающий зону открытого доступа (индивидуальной работы) и зону групповой работы, мобильное место учителя, документ-­центр, подключение к Wi-­Fi-­сети, медиатеку.

Реальностью стала библиотека цифровых образовательных ресурсов, сайт, автоматизированная выдача книг по электронному читательскому билету, создание автоматизированных систем управления школой и качеством образования, электронное расписание, распечатка документов, сканирование, использование интернет­-ресурсов при проведении уроков и мероприятий. Появилась также возможность создания школьных электронных газет и видеофильмов. Например, в Нелидовском районе Тверской области видеофильмы, создаваемые школьниками, показывают в кинотеатре в качестве журнала перед основным фильмом.

Какова потребность в электронном обучении в регионе? Она возникает полностью на основе пожеланий «снизу», или все-­таки применяются административные рычаги для ее развития? Вызывает ли эта потребность те или иные конфликты с традиционными формами получения знаний?

Не будем лукавить, конечно, на начальной стадии многие вопросы решались не без «административного ресурса». Но сегодня можно утверждать, что среда стала развиваться и самообновляться. Идеи развития инициируются как снизу, так и сверху. И чаще всего — принимаются. Этот ресурс не потерял своей актуальности до сих пор. От педагогической экзотики проект прошел путь до электронной педагогики, педагогической и личной потребности. К первоначально созданным 170 информационным центрам в школах сегодня добавились еще тридцать! Количество школ, участвующих в проекте, за 5 лет почти утроилось. Мы гордимся тем, что прошли точку невозврата. Теперь — только вперед! И у нас не иссякают идеи.

Многие скажут, что развитие информационных технологий снижает возможность живого общения, практически исключает воспитательный аспект деятельности учителя. Позволим не согласиться с этим. Нет плохих ресурсов, просто нужно правильно ими пользоваться. И мы отчетливо сознаем, что если ученика не воспитает «цифровая школа», то это сделает «цифровая улица». Приведу пример. В 2013 году в масштабах региона был реализован проект «Время добрых дел». Сформирован он так, что решение вопросов воспитания тесно переплелось с необходимостью использования информационных технологий. Для нас серьезной проблемой было огромное количество участников — 3000 человек, что заставило нас и сайт перепрограммировать, и решать организационные вопросы, и искать дополнительное финансирование. В результате в поисковых системах именно за Тверью закрепился бренд общерегионального проекта «Время добрых дел». И это лишь часть нашей работы.

Что с точки зрения информационных технологий следует прежде всего внедрить в учебный процесс, и каким образом эти внедрения затем конвертируются в те сервисы, которые в конце концов получает ученик?

Здесь наиболее чувствительная область — работа с кадрами. Следует отметить, что все педагоги и руководители, работники муниципальных органов управления образованием прошли повышение квалификации в области использования ИКТ. Мы начали с управленческих кадров и учителей. Наряду с мобильным рабочим местом педагога были предложены сервисы, обеспечивающие автоматизацию учебных процессов, возможность видеосвязи с другими учителями, школами, управлениями, министерством, учреждениями повышения квалификации. Была создана и внедрена в практику IP­телефония. Надо отметить, что 70% школ Тверской области располагаются в сельской местности, что делает этот ресурс еще более востребованным.

Если же вернуться к общей идео­логии, где главный благополучатель — ученик, то что получил он?

Итак, сервисы для ученика: в дополнение к тому, что я уже сказал,  — доступ к информационным ресурсам через Интернет, к электронным ресурсам библиотечной системы региональной библиотеки и вузов, к зеркалированным ресурсам образовательных порталов, к хранилищам цифровых образовательных ресурсов. Это также музыкальные и видеостудии Apple, школьные издательства, возможность участия в online­конкурсах и олимпиадах, дистанционного образования, проведения видеоконференций и т. д.

Для управления региональной сетью создано государственное учреждение «Центр информатизации образования Тверской области». Основная его задача — повышение качества обучения благодаря внедрению в практику информационно­-коммуникационных технологий. Здесь предусматриваются и проведение исследований в области ИКТ, и экспертно-­аналитическая функция, и проекты в области информатизации, и координация деятельности всех информационных центров и образовательных организаций, и повышение квалификации работников образования в области ИКТ.

Насколько эффективно можно решать разные образовательные задачи c помощью электронного обучения?

Наша система дополнена средой дистанционного образования «Виртуальная школа Тверской области», которая первоначально рассматривалась как ресурс для обучения детей­-инвалидов. Но она оказалась востребованной и другими детьми, в том числе теми, кто долго болеет, а также их родителями. И она стала средой обучения не только по общеобразовательным предметам, но и по дополнительному образованию, площадкой для проведения различных конкурсов. В виртуальной школе есть конструктор электронных уроков; «виртуальная учительская» пополняется разработанными циклами уроков с использованием цифровых образовательных ресурсов, которые можно не только проводить в дистанционной форме, но и использовать для занятий в классе. Сегодня оснащены 314 рабочих мест на дому детей-­инвалидов, у педагогов, работающих в системе дистанционного образования. В каждом муниципалитете созданы центры дистанционного обучения, работу которых координирует региональный оператор. Новая школьная среда «приросла» предметными исследовательскими лабораториями, автоматизированные рабочие места появились у большинства учителей. Созданы и оснащены нанолаборатории, фотостудии. Школьники занимаются в кружках по робототехнике, начиная с простейших разработок на основе лего и заканчивая более сложными на платформе Arduino.

Есть ли эффект от развития систем электронного образования в регионе? Можно ли его выделить и посчитать?

На оба вопроса ответ положительный. Эффект есть, и подсчитать его можно, причем довольно легко. Это видно хотя бы по динамике среднего балла по информатике и ИКТ. У нас этот показатель за два года заметно вырос. Динамика по росту количества участников и призеров дистанционных олимпиад еще выше. Как и доля образовательных учреждений, использующих различные формы автоматизации. Хотя показать на цифрах расширение кругозора, навыки проектной работы, использование компьютера как повседневного инструмента конечно же сложнее.

Надо отметить, что формирование такого технически непростого ресурса и его дальнейшая эксплуатация невозможны без средств федерального бюджета, выделяемых на модернизацию образования, без непосредственной заинтересованности в развитии информатизации первых лиц государства и региона, представителей социально-­ответственного бизнеса. Благодаря соединению всех ресурсов проект в нашем регионе состоялся.