Наша беседа с ИТ-директором Группы компаний «Ритм-2000» Русланом Аувадом была посвящена ходу и первым результатам масштабного проекта внедрения системы автоматизации бизнес-процессов, который охватил все предприятия Группы.

Intelligent Enterprise: Как давно существует ваша Группа компаний? На чем она специализируется?

Руслан Аувад: «Ритм-2000» существует с 2000 года. Первоначально мы занимались оптовой торговлей и дистрибуцией продуктов питания, включая алкогольные напитки. Но со временем сфера деятельности расширялась, и в 2003-м открылся первый супермаркет «Тверской купец» в Твери. Сейчас розничная сеть представлена более чем 180 супермаркетами «Тележка», «4 сезона» и «Разница», которые работают не только в Тверской области, но и в соседних — Псковской, Новгородской, Ленинградской, Смоленской и Московской.

В 2013 году запущено производство мясной и рыбной продукции под торговой маркой «Рубинофф». Однако и раньше в рамках нашей Группы действовало производственное подразделение, которое занималось переработкой сельхозпродукции, выпуском макаронных изделий и фасовкой круп. Все эти направления работают и сейчас.

С 2014 года в рамках Группы запущена аптечная сеть «Рилай», объединившая 60 аптек в Тверской и Псковской областях. А ещё открыто несколько торгово-развлекательных комплексов в Твери, Великом Новгороде и Великих Луках, которые наряду с магазинами включают в себя кафе, рестораны и кинотеатры. Данное направление будет расширяться и дальше.

Расширялось и оптовое направление. Практически во всех регионах присутствия появились собственные оптовые склады и транспортное предприятие.

В ближайших планах — строительство большого производственного комплекса, в который войдут молочное, рыбное и мясное производство, переработка плодоовощной продукции, а также выпуск безалкогольных напитков и готовых блюд.

Как развивалась информатизация Группы? Каковы предпосылки вашего проекта по внедрению ERP-системы?

Я работаю в Группе с 2012 года и успел застать самописные системы, с которых начиналась автоматизация предприятий, входящих в «Ритм-2000». Некоторые из них применяются и до сих пор, и надо сказать, работают хорошо.

По мере появления новых направлений для каждого из них внедрялась своя учетная система. В первое время это были самописные решения, потом все чаще выбор делался в пользу тиражных продуктов, как правило, от «1С». Но ни один из них не охватывал всех задач, которые должна решать система автоматизации бизнес-процессов на уровне направления.

При этом единой системы по Группе в целом до октября 2015 года не существовало. Это и стало главной предпосылкой внедрения ERP, а в качестве основы проекта мы выбрали продукты компании SAP. Причём выбирали мы долго и тщательно, в том числе между такими компаниями, как Oracle и Microsoft. Решения Oracle нам не подошли из-за дефицита специалистов на рынке, что же касается Microsoft, то здесь свою роль сыграл тот факт, что корпоративное направление сейчас не является их основным бизнесом.

Как шли работы по внедрению? Полностью ли они завершены?

Внедрение пока продолжается, хотя значительный объем работ уже выполнен. В структуре нашего подразделения появился новый отдел, занимающийся внедрением и эксплуатацией приложений SAP.

Проекту предшествовал довольно длительный подготовительный этап, который занял без малого полгода. Именно столько времени понадобилось для того, чтобы развернуть приложения SAP и настроить их для практического использования. В это же время было проведено обучение сотрудников, причем как ИТ-специалистов, так и пользователей.

Надо отметить, что мы не стали приобретать дополнительное серверное оборудование: того, что имелось, оказалось вполне достаточно. Мы ограничились лишь модернизацией тех серверов, которые у нас уже были. И пока необходимости в приобретении новых мощностей не возникало. Более того, по мере выведения из эксплуатации унаследованных систем выяснилось, что серверные мощности, которыми мы располагаем, для нас даже избыточны. Особенно с учетом того, что мы активно используем технологии виртуализации на базе гипервизора с открытым кодом KVM.

Запуск ядра системы состоялся 1 октября 2015 года. Спустя месяц была задействована функциональность управления складами. На 16 мая 2016-го (интервью взято 21 апреля 2016 г. — Ред.) намечен ввод в эксплуатацию системы управления производством. В течение ближайшего полугодия проект планируется полностью завершить и внедрить все системы автоматизации остальных направлений нашей деятельности.

В процессе внедрения большую помощь нам оказывали специалисты нашего подрядчика, департамента SAP группы компаний «Пилот».

Насколько сложной была интеграция вашей ERP-системы с ЕГАИС [Единая государственная автоматизированная информационная система]?

Честно говоря, в период работы над внедрением нашей ERP-системы мы не думали, что ЕГАИС будут внедрять в первоначально намеченные сроки: отрасль активно лоббировала их перенос, учитывая накопленный отрицательный опыт. А то, что происходило в течение 2006–2007 годов, все участники алкогольного рынка не забыли до сих пор (см.: Денис Легезо. Шарман СУАРэ! Страсти вокруг ЕГАИС//Intelligent Enterprise / Спецвыпуск,, 2007, № 5. — Ред.). Но случилось то, что случилось, и с 1 января 2016-го использование ЕГАИС стало обязательным, по крайней мере в оптово-дистрибьюторском звене. Положение усугублялось тем, что все необходимые разъяснения, связанные с внедрением этой системы, появились только в октябре, меньше чем за два месяца до её запуска. А до этого не было известно ни протоколов, ни описаний данных, ни интерфейсов, которые использует ЕГАИС, по крайней мере в полном объеме. Без этого интеграция любых систем между собой чрезвычайно сложна, а часто и вовсе невыполнима.

Но нам удалось выдержать эти сроки и не только интегрировать свою ERP-систему с ЕГАИС, но и проверить, как весь этот комплекс функционирует. При этом основной объем работ занял две недели. Какое-то время потребовалось на отладку процесса. И основания для беспокойства у нас были, поскольку длительность обработки некоторых накладных могла составлять до недели. Но оказалось, что проблемы были на стороне ЕГАИС, тогда как на своей мы всё настроили правильно. Небольшая сложность возникла с процессом фиксации расхождений. Ведь случаи, когда при приемке партии обнаруживается несколько разбитых бутылок, бывают очень часто, в результате заявленный и фактически принятый объемы партии не совпадают и система блокирует её приемку. Пришлось вносить дополнительные настройки. В итоге на дальнейшую шлифовку ушло около месяца.

Кроме того, необходимо было выделить отдельный персонал для обслуживания процессов, связанных с использованием ЕГАИС. Эти сотрудники должны отслеживать прохождение накладных, отправку и прием актов о разногласиях, хотя данный момент по большей части касается нашего розничного направления.

В принципе вопросы сопряжения ЕГАИС со всеми используемыми системами автоматизации бизнес-процессов отлажены неплохо. Большой разницы в трудозатратах по интеграции ЕГАИС с SAP и продуктами «1С» нет, несмотря на то что штатного решения непосредственно от разработчика мы до сих пор не получили. Для такой интеграции используется специальная транспортная функциональность, которая, как утверждают разработчики ЕГАИС, совместима с любыми имеющимися на российском рынке решениями, хотя какое-то вмешательство в систему все же потребовалось. Все необходимые работы были проведены силами нашего подрядчика, который имеет многолетний опыт автоматизации предприятий торговли.

Надо отметить, что после внедрения ЕГАИС улучшилась дисциплина. Наш внутренний учет стал более упорядоченным и правильным. И персонал, те же кладовщики, теперь более ответственно относится к процедурам, связанным с учетом алкоголя.

В ПО автоматизации бизнес-процессов начинают внедрять функции, направленные на борьбу с фродом и мошенничеством. Входит ли такое внедрение в ваши планы?

Наш проект еще не завершен, и прежде чем будет автоматизированы все основные бизнес-процессы, о внедрении любой дополнительной функциональности говорить преждевременно. Запрос на подобные проекты осуществляет служба общей и экономической безопасности, а наше подразделение проводит лишь экспертизу.

Мне сложно вдаваться в детали, но знаю точно, что проблема краж и мошенничества для нас актуальна, как и для всей российской розницы, прежде всего продовольственной. Особенно в непростой экономической ситуации, когда падают доходы населения. У нас применяются некоторые решения для борьбы с кражами, основанные на видеоаналитике. Они позволяют в автоматическом режиме выявлять подозрительную активность как со стороны персонала, так и среди посетителей. Но надо сказать, что эффективность использования такого рода средств оставляет желать лучшего. Способы их обмана быстро становятся известны. Не секрет, что существует, и довольно давно, уже почти восемьдесят лет, такое явление, как шоплифтинг, породившее самую настоящую субкультуру, в последнее время набирающую популярность. У приверженцев этой субкультуры есть свои площадки для обмена «опытом» в онлайне. И среди них попадаются матерые профессионалы, которые широко разные технические уловки, направленные на противодействие системам, направленным на предотвращение краж, иногда довольно изощренные. Но с другой стороны, и совсем бесполезными противокражные средства назвать тоже нельзя, хотя обмануть их действительно очень легко.

Можно ли подвести первые итоги проекта? Насколько результаты совпали с ожиданиями?

Мы теперь имеем возможность оперативно получать полную, достоверную информацию с любым уровнем детализации. Раньше, когда у нас не было единой системы автоматизации бизнес-процессов по всей Группе, оперативность оставляла желать много лучшего. За счет внедрения SAP мы планируем снизить издержки как минимум на 15% за два года.

С Русланом Аувадом беседовал Яков Шпунт