Логика развития ИТ­ландшафта практически у всех компаний проста: есть задача — создается автоматизированная система. Чем больше приложений введено в строй, тем больше между ними требуется связей. Поскольку в подавляющем большинстве случаев эти связи устанавливаются без единого плана, расхлебывать прелести «спагетти­интеграции» опять же приходится почти всем. Те, кто только начинает внедрение ERP­систем, нередко пребывают в уверенности, что интеграцию удастся свести к минимуму. А те, кто уже эксплуатирует системы такого класса, говорят о том, что даже этот минимум оказывается весьма многообразным и сложным. Бизнес­процессы сплошь и рядом выходят за рамки ИТ­систем, даже таких комплексных и развитых, как ERP. И «сквозная» поддержка этих процессов — сильнейшая головная боль.

Тема нынешнего номера посвящена именно опыту построения сквозных бизнес­процессов — в рамках одного предприятия или группы, работающей над единым заказом. Готовя ее, мы столкнулись с тем, что в целом задачи организации сквозных процессов можно разделить на два типа. В соответствии с первым системы нужно замкнуть в единый цикл. То есть наладить передачу данных между комплексом приложений, которые автоматизируют все основные процессы, и добиться реальной прозрачности работы компании, создать систему, обеспечивающую единый взгляд на всю компанию в различных разрезах и показателях. Задача эта настолько глобальна и сложна, что в России решить ее смогли единицы предприятий.

Впечатляющий пример такого класса — Нижнетагильский металлургический завод, об опыте которого рассказывает его ИТ­директор Игорь Суховатин (интервью с ним читайте на с. 24). Пример из другой отрасли — «Невское ПКБ» (с. 28), где созданы инструменты поддержки управления и сквозная автоматизация процессов не только внутри предприятия, но, что особенно любопытно, налажен механизм передачи информации смежникам, обмена данными с ними.

В связи с этим надо отметить два момента. Первый: оба этих предприятия — и «Невское ПКБ», и НТМЗ — при всем их своеобразии представляют собой очень устойчивые бизнесы, традиционные в лучшем смысле слова, и процессы у них меняются не так стремительно, как у других. Поэтому их системы не рассчитаны на быстрое и гибкое изменение процессов. И второй: в архитектурном плане их решения идут в русле уникальных собственных или заказных разработок. Насколько такой подход типичен для решения задач первого типа, мы судить не беремся, но тенденцию все­таки отметим.

Второй тип задач, связанных с организацией сквозных процессов, — это обеспечение гибкости тех бизнес­процессов, которые очень важны для предприятия. Компании, живущие в мире, где счет идет на недели и пресловутая маркетинговая «гибкость» — не лозунг, а жизненная потребность, сталкиваются с тем, что «спагетти­интеграция» разрозненных систем делает гибкость нереальной. Поэтому банковский сектор — один из самых изменчивых — в борьбе за клиента не жалеет средств и идет на значительные технологические риски в расчете, что новые инструменты действительно сократят время вывода банковских продуктов на рынок. Альфа­банк в этом, как и во многих других направлениях автоматизации, — в первых рядах и уже делится опытом, хотя и сдержанно (интервью с первым заместителем директора по ИТ Михаилом Коленкиным читайте на с. 33). Наряду с этим уже довольно давно начатым внедрением еще как минимум в десятке крупных банков идут проекты по переходу на SOA. Заметим, что новыми сервисно­ориентированными подходами интересуются не только банкиры, поэтому обсуждению архитектурных проблем будет посвящен №16 нашего журнала.

В противовес решению задач первого типа эти системы принципиально рассчитаны на максимальную гибкость и адаптивность к бизнесу и базируются на тиражных технологических платформах. И это, судя по всему, единственный способ обеспечить желаемую гибкость. Однако об интеграции на основе таких технологий всех бизнес­процессов предприятия, обеспечении их прозрачного мониторинга, а тем более о взаимодействии с партнерами речь пойдёт только в отдаленном будущем. Две группы задач по организации сквозных процессов вызывают к жизни два разных подхода. На сегодняшний день это факт нашей жизни, и нам кажется, что весьма надолго.