Людмила Заславская

Деятельность торговых предприятий сегодня немыслима без современного оборудования, новейших методов и средств организации и управления, систем учета и контроля, позволяющих обрабатывать поступающие потоки информации, облегчить труд, повысить точность работы и культуру обслуживания. И в своем развитии ИС для торговых предприятий уже прошли стадию первичной автоматизации отдельных процессов.

Теперь уже мало кто помнит, что начало автоматизации торговли положил в 1988 г. уникальный по тому времени эксперимент в московском универсаме "Кунцевский", где впервые в нашей стране во внутриторговый процесс был внедрен компьютер и на базе ЭВМ стала использоваться система оперативного контроля товародвижения. В те годы отслеживать материальные и финансовые ценности торговле было еще не под силу, и это оборачивалось колоссальными проблемами, поскольку убытки от "забывчивости" покупателей, естественной убыли товаров и других потерь в типичных универсамах ежегодно доходили до 100 тыс. руб. - суммы по тем временам весьма значительные.

На клавиатуре этого ПК были изображены товары: хлеб, молоко, колбаса... Кассир набирал коды, соответствовавшие отобранным товарам, и указывал их количество, а печатающее устройство выдавало чек, в котором вместо принятого тогда столбика сумм отображались названия сделанных покупок, их цены, количество и общая стоимость. Эти небывалые по тем временам достижения явились результатом труда специалистов в области информационных технологий Московского заочного института советской торговли.

Эксперимент длился почти год, внес свою лепту в развитие новых технологий торговли, привлек широкое внимание, поставил массу неразрешимых вопросов и… канул в лету. Но прошло время. Наша торговая отрасль изменилась, превратившись с исчезновением дефицита из распределительной в накопительную. В российские магазины пришли собственники - в большинстве своем несведущие в торговле, а количество наименований товаров увеличилось в сотни, а то и в тысячи раз. Цивилизованные формы учета, хранения и движения товаров стали внедряться практически во все формы хозяйственной деятельности. Руководитель экспериментальной лаборатории ЗИСТа, Танкелевич к тому времени уже работал за рубежом, а его сподвижники и участники того памятного проекта - Александр Федоров, Елена Соловей и Борис Сошник стали, сообразно запросам времени, организаторами крупнейшей в нашей стране международной выставки компьютерных и информационных технологий SofTool, а несколько позднее - отраслевой тематической выставки "Торговля и склад".

Эта выставка, первая в своем роде, имела исключительно важное значение на своем начальном этапе. Работать "по старинке" было уже невозможно, а реальными представлениями о системах управления в торговле располагало весьма ограниченное число людей. Именно в то время в Москве вышло постановление об обязательном штрих-кодировании товаров, что вызывало повсеместное непонимание и растерянность. В то же время в России стали появляться крупные торговые сети, которым потребовались масштабные программные решения. "На "Торговлю и склад" шли в поисках подобных продуктов. И интерес к экспозиции нашей компании, предлагавшей системы для управления торговыми предприятиями, способствовал нашему успешному проекту с Торговым домом "Перекресток", - вспоминает генеральный директор компании BMS Леван Татунашвили. Смотр быстро приобрел размах европейского форума, существенно способствуя формированию правильного представления о технологиях управления.

Развитие торговых ИС

По мнению Сергея Динеева, руководителя службы маркетинга компании "Софт-Вест", рынок прикладных ИС, и в частности для торгового бизнеса, в течение последних десяти лет прошел несколько этапов. Первый - так называемой "лоскутной" автоматизации, когда конечные пользователи с помощью ИТ решали частные задачи, закончился. Это быстрый путь, однако, он не приносит серьезного выигрыша, поскольку фрагментарные данные в разрозненных ИС не дают куммулятивного эффекта. Следующий шаг - интегрированных систем - пока еще не пройден, большинство российских торговых компаний находятся на этом этапе. И российские поставщики ИТ-услуг для торговых компаний активно движутся в этом направлении. Например, система MARLIN Retail Suite, разработанный компанией "Пилот" продукт класса In-Store Solution, охватывает задачи управления торговым залом, до сих пор решавшиеся несколькими интегрируемыми между собой системами.

Кроме того, сейчас, в целях диверсификации бизнеса, компании идут в смежные для себя отрасли или сегменты: оптовики - в розницу, розничные формируют торговые холдинги, занимаются оптовой торговлей. Появились компании, занимающиеся различными с точки зрения бизнес-технологий направлениями: кросс-отраслевыми решениями. Скажем, в развлекательном центре "Киностар де люкс", в единую информационная система охватывает сразу три отраслевых направления: розничную торговлю, сферу досуга и общественное питание. При этом, по словам Сергея Динеева используемый программный продукт оказалось целесообразнее "разбить" единый интегрированный программный продукт на модули, чтобы клиенты могли приобрести лишь необходимые фрагменты, подобранные из разных отраслевых направлений.

В ближайшем будущем эксперты прогнозируют переход к следующему этапу - на смену интегрированным информационным системам придут интегрированные решения, когда неотъемлемой частью интегрированной системы станут еще две составляющих: оборудование, поставляемое и работающее в едином комплексе ИС, что уже наблюдается сегодня, и интегрированный комплексный сервис. Это принцип одного телефона, по которому следует звонить по всем экстремальным техническим ситуациям.

Складское ПО и клиенты

Еще одна из тенденций последних лет - приток "складских" и отток "торговых" экспонентов. В последние годы на выставке наблюдается складской бум. Оживление отечественной промышленности способствовало тенденции к оборудованию оптовиками собственных складов, к их укрупнению и автоматизации. Складской бизнес стал самостоятельным, и это способствовало разделению выставки "Торговля и склад" на две: "Торговые технологии" и "Склад-Экспо". Эксперты ожидают, что в этом году на выставке будет показано несколько решений, для управления распределительным центром.

Кроме того, много внимания на выставке будет уделено управлению взаимоотношениями с клиентами. Так в новой редакции программы "Управление торговлей" компании "1С" существенно расширена функциональность подсистемы "Управление взаимоотношениями с клиентами". Реализован анализ привлекательности покупателей позволяющий определить относительную ценность разных сегментов покупателей и возможности анализа эффективности контактов. Например, можно проследить рост объемов продаж в компании после телефонного обзвона клиентов, величину прибыли - после проведения рекламной акции.

Учету индивидуальных запросов и предпочтений покупателей, уделяется особое внимание и в "Модуле клиента" программы Retail Pro, американской компании RTI (локализация - компания "Алгоритм АКС"). Она разработана специально для непродуктовых магазинов коллекционных и бутиковых товаров. Среди ее пользователей - именитые компании и торговые марки: ИКЕА, "Бенетон", "Версаче", "Армани", "Рибок", "Гуччи", "Кельвин Кляйн", "Сваровски"… Эта система впервые будет демонстрироваться России в этом году.

Что сегодня нужнее

Как показывает практика, сегодня серьезные системы на выставках не приобретаются. Посетители приходят, в основном, для делового общения, причем, как правило, сразу с несколькими производителями. Начинающих автоматизацию "с чистого листа" почти не осталось. Все уже успели с чем-то поработать, имеют некоторый опыт и, если не всегда способны точно сформулировать свои пожелания, имеют четкое представление о том, что не устраивает. Интересует их, как правило, решение конкретных задач в конкретных системах. Поэтому на стендах нередко стоят сами разработчики, подготовившие к показу специальные модельные задачки. С другой стороны, поставщики решений озабочены тем, что демонстрируемые системы стали чрезвычайно сложными и очень похожими. Мельком их кому-то показать невозможно, и нередко беглый просмотр совсем неважной системы бывает эффектнее, чем серьезная демонстрация хорошей.

Отмечается и некоторое насыщение подобными смотрами. По мнению соорганизатора первых выставок SofTool и "Торговля и склад" руководителя компании BMS Левана Татунашвили, пришло время подумать, как разумнее изменить формат этой выставки. "Сегодня нужнее обмен мнениями, полемика, - говорит Леван Татунашвили. Целесообразнее предпочесть такую форму, когда приоритетными станут крупные форумы, конференции, деловые встречи. … И уже подспудно участники могли бы знакомиться с приуроченными к этому выставками, как происходит на Западе." Насколько резонно такое суждение и стоит ли реструктурировать смотр, покажет время. Но, разумеется, такая выставка, при всем многообразии и содержательности экспозиции, без серьезной сопутствующей программы снижает свою значимость.

***

В ближайшем будущем на смену интегрированным информационным системам придут интегрированные решения, когда неотъемлемой его частью станут оборудование и комплексный сервис