Публикуется по журналу "BYTE/Россия" № 11'2001

В конце сентября Москву с трехдневным визитом посетил президент и управляющий директор Borland Software Corporation Дейл Фуллер (Dale Fuller). Этот визит был приурочен к проходившей в Москве 26 сентября конференции Borland Developers Day’2001, которая открылась выступлением г-на Фуллера.

Наша задача состоит в том, чтобы обеспечить потребность заказчиков в стыковке J2EE и .Net, различных технологий и платформ", — так охарактеризовал позицию компании Дейл Фуллер. Borland предлагает открытые средства интеграции обеих платформ на уровне инструментальных средств Delphi, C++Builder, Kylix, JBuilder, Enterprise Studio и инфраструктурного ПО VisiBroker, AppServer, AppCenter. Все эти продукты составляют Borland Implementation Platform, обеспечивающую единый взгляд на разработку корпоративных ИТ-решений и охватывающую ключевые этапы жизненного цикла проектов — разработку (Development), развертывание (Deployment) и управление (Management). При этом принципиальная позиция Borland состоит в том, чтобы следовать стандартам и активно участвовать в их разработке.

Borland Developers Day’2001 открылась пленарным заседанием, на котором речь шла об общей стратегии бизнеса Borland, в том числе и в России, а также о тенденциях развития продуктов и технологий компании. Затем работа продолжалась в секциях для разработчиков и ИТ-менеджеров. В заключение конференции были рассмотрены вопросы использования продуктов Borland Enterprise Middleware.

В ходе визита г-на Фуллера в Москву были анонсированы программы сертификации разработчиков и учебных центров. Непосредственно на конференции было объявлено об успешном завершении сертификационной лабораторией ЗАО "Документарные системы — МФД" испытаний Borland AppServer 4.5 на соответствие требованиям по защите информации класса 1Г руководящего документа "Автоматизированные системы. Защита от несанкционированного доступа к информации" Гостехкомиссии при Президенте РФ. Это позволяет использовать Borland AppServer в органах государственной власти, на государственных предприятиях и в учреждениях для обработки информации, в том числе конфиденциального характера.

В рамках визита состоялся ряд встреч с российскими производителями ПО, компаниями -- пользователями продуктов и технологий Borland, представителями компьютерной и бизнес-прессы. 26 сентября Дейл Фуллер встретился с членами Ассоциации разработчиков программного обеспечения (www.interface.ru/sda/project.htm), обсудив вопросы двухстороннего сотрудничества.

После завершения конференции руководитель корпорации дал интервью представителям издательства "СК Пресс", среди которых были главный редактор Enterprise Partner Камилл Ахметов и заместитель главного редактора "BYTE/Россия" Андрей Колесов. В беседе принимали участие региональный менеджер Borland по Восточной Европе и Ближнему Востоку Людовиг Невью и сотрудники московского офиса Borland — его руководитель Кирилл Раннев и менеджер по продуктам Сергей Орлик.

«СК Пресс»: Г-н Фуллер, каким Вам представляется будущее технологий Borland? Как они будут развиваться с учетом перспективы разделения компьютерного мира на платформы Java и .NET?

Дейл Фуллер: Миссия нашей компании, наша стратегия развития четко выражена в корпоративном девизе: "Двигаться в будущее, не отказываясь от прошлого". Мы являемся свидетелями потрясающего роста информационных технологий, который сопровождается быстрой сменой платформ и инструментов. Наша цель — дать разработчикам свободу выбора нужных им средств, а также возможность использования всего уже накопленного багажа.

Говоря о гибкости наших технологий, я имею в виду не только поддержку различных аппаратно-программных платформ — Microsoft Windows, Sun Solaris, IBM AIX, HP-UX, Linux и др. Мы обеспечиваем интеграцию, встраивание наших средств во все эти платформы. В то время как Sun и Microsoft пытаются поставить компьютерных пользователей перед выбором "или та платформа, или другая", мы предлагаем совместное применение различных платформ и технологий.

Последние исследования Gartner Group говорят о том, что от 45 до 60% корпоративных заказчиков будут использовать обе упомянутые вами платформы. А раз так, то они -- наши потенциальные клиенты. Мы увидели эту тенденцию еще два года назад, и именно тогда было принято решение, что, быстро осваивая новые технологии, мы будем продолжать поддерживать ранее созданные стандарты и средства разработки.

Многие наши конкуренты на рынке придерживаются философии "запланированного устаревания", подразумевающей сознательный поэтапный отказ от поддержки унаследованных систем, форматов и т. п. Мы придерживаемся иной стратегии. Вы можете это легко проверить — возьмите программу, созданную в Delphi 1.0 в 1994 г., и загрузите ее в Kylix. Она будет работать в среде, выпущенной семь лет спустя, без всяких проблем.

«СК Пресс»: Однако в отчете другой исследовательской компании, Giga Information Group, даются рекомендации четко ориентироваться на одну из платформ.

Д.Ф.: Мне бы не хотелось спорить с нашими партнерами из Giga. Но вполне вероятно, что эта рекомендация не единственная, и ее трудно оценить вне контекста всего отчета. Я считаю, что многоплатформенность будет всегда, об этом говорит вся история компьютерной техники. Иначе бы мы уже давно имели одну, самую лучшую платформу. Сделав ставку на какую-то одну технологию, можно уподобиться человеку, который владеет виртуозной техникой прыжка с вышки, но не умеет плавать. Что с ним будет, когда он нырнет в воду?

Кирилл Раннев: Нужно еще иметь в виду, что выбор технологии не может делаться чьим-то волевым решением. Это в принципе возможно в рамках одной организации (хотя для большой и имеющей солидную историю — очень сложно). Но сейчас предприятия должны обеспечить взаимодействие своей КИС с системами контрагентов — партнеров, клиентов, поставщиков, которые вольны принимать свои собственные решения.

«СК Пресс»: А что Вы можете сказать по поводу технологии Web Services?* Это действительно что-то новое? Насколько серьезна ее всеобщая поддержка со стороны давнишних конкурентов?


*О технологии Web Services см. подборку статей в «BYTE/Россия» №9`2001.

Д. Ф.: Да, это новая технология, и она лучше отвечает растущим потребностям клиентов. И ее поддержка со стороны разных поставщиков ПО вполне серьезна, так как это требования рынка, а не прихоть отдельных людей. Мы уделяем технологии Web Services большое внимание и четыре месяца назад первыми выпустили инструмент разработки, Delphi 6.0, с ее поддержкой.

Однако я хотел бы подчеркнуть: это не значит, что мы откажемся от поддержки других стандартов, в том числе CORBA, COM/DCOM, EJB. Нельзя фокусироваться только на одной технологии. Конечно, Интернет — это отличная вещь, которая будет использоваться еще шире. Но мы обязаны обеспечить работу любой системы и в локальном варианте.

Сергей Орлик: По нашему мнению, Web Services не отменяет и не заменяет другие технологии взаимодействия компонентов, а добавляет качественно новые возможности. Web Services не очень подходит для создания слоя бизнес-логики, тут по-прежнему лучше всего те же CORBA и Java, которые создавались именно для внутрикорпоративной интеграции. Появление Web Services связано с необходимостью решения нового класса задач — интеграции между разными корпоративными системами и ресурсами.

Д. Ф.: Отлично сказано! Я бы не смог это так четко сформулировать, тем более по-русски.

«СК Пресс»: В чем Вы видите преимущества своих продуктов?

Д. Ф.: Я уже говорил — гибкость, поддержка унаследованных средств и стандартов, кросс-платформенность. Но хотел выделить еще один момент — мы предлагаем оптимизированные решения, учитывающие особенности разных платформ. Мы, например, лидируем в Java-инструментах. Большинство разработчиков работают со средствами Borland, фактически это стандарт (речь идет о Jbuilder. — А. К.). Если кто-то их не применяет, то, скорее всего, он просто не ведет разработок.

«СК Пресс»: А как же Sun? В чем же ваше отличие?

Д. Ф.: Им не до программ — они делают "железки".

«СК Пресс»: Есть ли среди продуктов Borland такой, который Вам лично больше всего нравится?

Д. Ф.: Я люблю все наши продукты, так как все они приносят прибыль. Мы предлагаем на рынке сбалансированную линейку продуктов, и ни на один из них не приходится более 30% нашего бизнеса. Мы не хотим возвращаться к ситуации трехлетней давности, когда на один продукт приходилось 80% поставок**.


**Вероятно, речь идет о Delphi, хотя, по нашим данным, его доля никогда не была столь высокой. — Прим. А. К.

«СК Пресс»: Многие UNIX-программисты по-прежнему предпочитают работать в режиме "командной строки", не признавая достоинств среды разработки. В чем причина?

Д. Ф.: Свобода выбора — это отличная вещь. Использование RAD-средств позволяет повысить производительность труда программистов в десятки и даже сотни раз. Почему кто-то их не использует? Может быть, у них просто почасовая оплата труда?

«СК Пресс»: Что Вы можете сказать по поводу истории со слиянием с Corel и переименованием вашей компании?

Д. Ф.: А что, такая история была? У нас было какое-то другое название? Вы его помните? Лично я давно забыл его, мы называемся Borland Software или просто Borland.

Если говорить серьезно, то каждый человек или компания может ошибаться. Нужно вовремя исправлять ошибки и не допускать их повторения. У нас отлично идут дела, мы восемь кварталов подряд работаем с прибылью.

«СК Пресс»: Вчера на конференции разработчиков говорилось о намерении расширить деятельность Borland в области консалтинга. Как Вы оцениваете роль этой деятельности в общем бизнесе корпорации?

Д. Ф.: Да, мы намерены расширить этот вид услуг, но мы не собираемся становиться консалтинговой компанией. Доля консалтинга не будет превышать 20% нашего бизнеса. Мы хотим помочь партнерам, передав им наш опыт. Мы намерены стать "консультантом для консультантов".

«СК Пресс»: Насколько успешно развивается бизнес Borland в России?

Д. Ф.: Многие люди в США явно недооценивают потенциал России. Наш бизнес здесь идет по нарастающей, за год объем продаж наших продуктов возрос в два раза, а в мире — на 20%. Мы не публикуем данные об объемах поставок по отдельным странам и регионам, но я думаю, что вряд ли оборот в России превысил 56 млн долл. за последний квартал (это суммарный объем продаж Borland во всем мире во II квартале. — А. К.). Наш бизнес здесь должен расти быстрее, и этому будут способствовать, в частности, меры по борьбе с пиратами, которые предпринимаются в вашей стране в последнее время.

Мы работаем с заказчиками как напрямую, так и через партнерскую сеть. Всего в компании работает около 1100 человек, из них 250 — в Европе. Недавно мы открыли отделения в Китае и Корее.

Людовиг Невью: Московский офис Borland отвечает за территорию всего бывшего СССР, включая страны Балтии. Сейчас здесь работают 5 штатных сотрудников и еще не менее 30 специалистов других компаний непосредственно занимаются продвижением наших продуктов.

«СК Пресс»: Есть ли какая-то специфика для вашего бизнеса в России по сравнению, например, с США?

Д. Ф.: Да, тут говорят по-русски, другие переводчики. Если же говорить серьезно, то в вашей стране (да и в Европе в целом) стоят более сложные задачи поддержки унаследованных систем. Дело в том, что на волне бума .COM многие компании в США форсированно перешли от старых технологий к новым, существенно модернизировав свои ИТ-системы. В других странах большинство унаследованных систем сохранилось.

«СК Пресс»: Мы знаем, что вчера на конференции было довольно много представителей российских компаний, занимающихся оффшорным программированием, и Вы встречались с кем-то из них. Чем вызван Ваш интерес к этой категории разработчиков?

Д. Ф.: Мы регулярно сотрудничаем примерно с 50 компаниями, разработчиками ПО, по всему миру. Кто-то выполняет разработки по нашему заказу, чьи-то технологии мы лицензируем и используем в своих продуктах. Мы постоянно ищем новых партнеров. В России есть много интересных, перспективных компаний. Удалось ли нам кого-то найти для сотрудничества? Да, уже удалось. Кого именно? Этого я вам сейчас не скажу.

«СК Пресс»: Почему Вы решили приехать с визитом в нашу страну?

Д. Ф.: Я уже давно обещал это многим людям. К тому же в России очень много приверженцев Borland, которые поддерживают друг с другом дружеские отношения. Это как семья. Приятно побывать в семье.

«СК Пресс»: Нам сказали, что это Ваш первый визит в Россию. Как Вам понравилось здесь?

Д. Ф.: Все было прекрасно. Хорошая погода, хотя можно было бы потеплее. Я живу в Калифорнии и люблю тепло. Конечно, у нас работают кондиционеры, но я предпочитаю обходиться без них и почаще бывать на пляже, где провожу время вместе с сотрудниками Borland. Ведь наша штаб-квартира находится прямо на побережье Тихого океана. Я буду рад, если вы сможете побывать у нас, вам понравится.

«СК Пресс»: Мы в этом не сомневаемся. При случае непременно воспользуемся вашим приглашением (правда, в окрестностях Сан-Франциско даже летом совсем не так жарко). Спасибо за беседу, до встречи в Шотландской долине.

Немного об истории Borland

Компания Borland International (http://www.borland.com) была основана в 1983 г. Филиппом Каном, который был на тот момент ее единственным сотрудником. Два ее главных продукта середины 80-х — Turbo Pascal и Turbo Basic. Затем появились Turbo Assembler и Turbo Debugger. В 1989 году в результате неявного мирового соглашения Borland отказалась от поддержки Basic, а Microsoft — от Pascal. Примерно тогда же Borland выпускает TurboVision — один из первых прообразов нынешних визуальных сред разработки, но тогда еще в DOS-овском исполнении.

В начале 90-х Borland пытается создать свой офисный пакет на основе довольно популярных в то время электронных таблиц QuattroPro собственной разработки и приобретенного в 1993 г. текстового процессора WordPerfect. Однако уже в 1994 г. эти приложения были проданы Novell, которая еще через два года перепродала их Corel. В тот период в течение нескольких лет Borland занималась продвижением своих баз данных, сначала dBase, затем Visual dBase, а также семейства Paradox. В 1994 г. была выпущена первая версия самого популярного продукта компании всех последних лет — Delphi.

В апреле 1998 г. компания приняла решение о смене названия на Inprise (Integration the Enterprise — интеграция предприятий). Это внесло смятение в ряды пользователей ее инструментов (неясно было, в каком направлении пойдет развитие этих средств), которое усиливалось нестабильностью финансовых результатов Borland на протяжении предыдущих пяти лет.

В феврале 2000 г. было объявлено о слиянии Inprise и Corel, однако уже в мае это соглашение было разорвано. Летом того же года президентом и CEO компании был избран Дейл Фуллер, к тому времени уже год исполнявший эти обязанности временно. В ноябре 2000 г. компания вернула себе название Borland Software.

На сегодняшний день ключевые продукты Borland — это средства разработки Delphi, Kylix (разработка программ на Linux в стиле Delphi), JBuilder (RAD-средство для технологии Java 2 Enterprise Edition), а также сервер приложений AppServer (сочетание технологий J2EE и VisiBroker CORBA). Штаб-квартира Borland находится в городке Скоттс Вэлли, в окрестностях Сан-Франциско. В настоящее время в компании во всем мире работает около 1100 сотрудников.