По мнению экспертов Gartner, наступает новый этап в процессе развития системной интеграции и портальных технологий. Этот этап компания называет термином Business Process Fusion. Мы все уже привыкли к периодическому объявлению разных эр, этапов и эпох. И сам по себе факт этого объявления уже не вызывает интереса. Но, тем не менее, интересно разобраться в тенденциях и причинах, побудивших Gartner к таким выводам.

В конце прошлого года Gartner представила первые результаты мирового опроса CIO предприятий. И первая хорошая новость - исследование показало, что в ИТ-расходах предприятий наступил перелом. Согласно результатам, в 2004 г. ИТ-бюджеты возрастут в среднем на 3,4%. Лишь 12% CIO полагают, что самой важной задачей в 2004 г., как и в предыдущие годы, будет сокращение расходов и реструктуризация ИТ-служб. Создание предпосылок для последующего усовершенствования бизнес-процессов компании в качестве главной цели ставят себе 43% опрошенных CIO. Именно на эту выявленную тенденцию и опираются аналитики Gartner, когда говорят о "новом этапе в процессе развития системной интеграции и портальных технологий".

Однако трактовать выявленный факт можно по-разному. Под "созданием предпосылок для последующего усовершенствования бизнес-процессов" можно понимать как ориентацию на преднастроенные на основе лучших бизнес-практик вертикальные решения, так и возрастание роли реинжиниринга в процессе эволюции бизнес-процессов компаний. Можно предположить еще не одну трактовку. Однако, всем прочим аналитики Gartner предпочитают идею реальной интеграции и синтеза бизнес-процессов в единую среду. "В будущем компании будет интересовать не столько автоматизация существующих процессов с помощью IT-функций или возможность получить больше за меньшие деньги, сколько трансформация процессов вашего бизнеса, - комментирует Саймон Хейвард, член исследовательского совета Gartner. - Инвестиции, призванные еще больше автоматизировать операционные процессы, приносят пользу, однако их отдача снижается. Не имеет смысла продолжать каждый раз заново переделывать одну и ту же работу. Использование технологий для связи автономных процессов управления и эксплуатации позволит компаниям ускорить процессы принятия решений и получить возможность быстрее реагировать на изменения и более эффективно использовать свои ресурсы. Сегодня ИТ предлагает средства для расширения ваших бизнес-возможностей, однако пока они не используются".

Все-таки кусочная автоматизация

Здесь есть несколько принципиально важных моментов, на которых стоит остановиться. Мысль о том, что простая автоматизация существующих бизнес-процессов без их усовершенствования и оптимизации, не нова. Однако подспудно здесь проводится еще одна мысль - подход автоматизации существующих на предприятии бизнес-процессов, на практике очень часто вырождается в перевод на ИТ-рельсы автономных процессов управления и эксплуатации. В то время как вопросам связи и интеграции пусть и автоматизированных, но автономных процессов уделяется значительно меньшее внимание. И именно это внимание к интеграции, по мнению аналитиков, должно привести к реальному (а не к мнимому) ускорению процессов принятия решений. Здесь зарыт ключ к усовершенствованию бизнеса компаний. "Главнейшая возможность для трансформации бизнеса с помощью технологий заключается в более прямом подключении бизнес-операций к функциям управления и контроля, чтобы ускорить процесс принятия решений", - считает Хейвард. Вроде бы тоже мысль не новая, но, возможно, сейчас настало время присмотреться к этим процессам повнимательнее. По крайней мере, 43% опрошенных CIO, которые указали приоритетным направлением создание предпосылок для последующего усовершенствования бизнес-процессов компании, по всей видимости, именно это и сделали.

Возвращение к концентрации на бизнес-процессах аналитики Gartner и называют этапом Business Process Fusion (синтез бизнес-процессов). "Синтез позволит объединить процессы, которые раньше требовали использования независимых систем. Это обеспечит прозрачность и контроль над объединенными функциями на операционном уровне, а также для реализации задач управления. И это позволит модифицировать бизнес-процессы без перебоев в работе IT-систем поддержки", - говорит Хейвард.

Gartner считает, что предприятия, сумевшие успешно осуществить синтез своих бизнес-процессов, получат реальные и значительные преимущества. Расходы снизятся, а рентабельность повысится в результате повышения эффективности, прозрачности и контроля.

Прогресс в технологиях

Очень важен и следующий момент. По мнению Gartner, переход к слиянию бизнес-процессов становится возможным в результате появления новых программных платформ и архитектур. "Синтез бизнес-процессов внесет глубокие изменения в схемы поддержки бизнес-процессов программными приложениями, - считает Хейвард. - Это будет очередной логический этап в процессе развития системной интеграции и портальных технологий. На этом этапе будут использоваться Web-услуги, сервисно-ориентированные архитектуры и технологии управления процессами. Это позволяет реализовывать новые составные процессы, обеспечивающие согласованную поддержку видов деятельности, которые раньше были слабо связаны друг с другом". Слияние бизнес-процессов базируется на развивающихся технологиях системной интеграции и доступа к разнообразной информации обеспечивая создание новых процессов, которые увеличивают скорость потоков корпоративной информации. Это позволяет реализовывать функции планирования, оптимизации и прочие процессы, связанные с управлением производительностью, в более широком масштабе, чем раньше. Возможно, это и так, и сейчас технологии реально готовы обеспечить все это. Но тогда придется признать, что если об этом и говорили ранее, то это скорее надо отнести к разряду фантазий. Тогда как сейчас это уже серьезно.

В подтверждение реальности этого эксперты Gartner говорят, что на сегодня компании уже инвестировали средства в операционные системы, обладающие всеобъемлющими возможностями доступа к информации и способные фиксировать ключевые данные по транзакциям. Тогда как, по мнению экспертов Gartner, возможности корпоративных программ за последние 2 года невероятно увеличились. Поставщики ПО достигли впечатляющего прогресса, и аналитики выделяют несколько важнейших технологических достижений:

  • четкое представление процессов в интеграционных брокерах и портальных структурах;
  • сервисно-ориентированная архитектура и технология компонентных приложений, а также возможности "обертывания" традиционных систем при интеграции их в эти среды;
  • управление метаданными и независимые от приложений определения XML-данных, которые внедрены в интегрированные сервисные среды и инструменты синхронизации данных;
  • разработка общих определений для основных компонентов данных, которые используются в различных индустриальных секторах;
  • продвинутая интеграция посредством порталов, поддерживающая роли и персонализацию;
  • унифицированные информационные хранилища и методы доступа к ним.

Эти технологические достижения действительно достаточно серьезны, однако далеко не все эксперты согласны, что в реалиях дело обстоит так, как это расписывают поставщики приложений. Возможно, стоит относиться к этому больше, как к программе на будущее, чем к сегодняшним реалиям?

Время пришло?

Эксперты Gartner считают, что именно сейчас время пришло. По мнению Gartner, "концентрация внимания на бизнес-процессах и развитие ключевых технологий приведут к тому, что к 2007 году синтез бизнес-процессов станет одним из ключевых факторов для выделения ИТ-инвестиций в большинстве компаний из списка Global 2000". При этом, правда, авторы прогноза отмечают, что большинство компаний сегодня не готовы к работе по управлению изменениями процессов. По мнению экспертов Gartner реализации синтеза бизнес-процессов препятствуют несколько застарелых проблем предприятий: в большинстве компании отделения работают независимо друг от друга, ИТ-архитектуры компаний негибки, недостаточно развиты технологии работы с Web-услугами и компонентными приложениями, а модернизация существующих приложений может быть сложной и дорогостоящей.

С точки зрения Gartner, компании уже сейчас должны задуматься над лечением этих застарелых болезней. Для этого эксперты советуют скорейшим образом, именно с этого года, начать организацию корпоративной архитектуры, которая ориентирована на сервисы и программные компоненты, активно реализовывать расширяемые модели метаданных для всех новых приложений и использовать самоописывающиеся методы и стандарты работы с данными. Кроме того, специалисты советуют инвестировать средства в повышение навыков ИТ-команды в области изменений бизнес-процессов и начать поиск новых бизнес-возможностей, связанных со сквозным изменением процессов. Если о необходимости технологических инвестиций еще можно порассуждать, то вот полезность последних двух советов (средства и персонал и поиск слабых мест) - очевидна. Единственное, что остается заметить, - постоянное ощущение дежа вю. Бедны мы свежими идеями, но может быть так и надо?