Сегодня мы часто слышим о разных направлениях автоматизации в сфере дорожного движения: это интеллектуальное управление светофорами и индикация общественного транспорта с помощью системы ГЛОНАСС, сбор и обработка видеоданных для мониторинга и анализа дорожной ситуации и многое другое. Автопарки крупных городов переживают сейчас период экстремального роста, и такая автоматизация, бесспорно, — благо для нас, жителей, уже привыкших прикидывать, сколько сегодня мы простоим в «пробках», и непривычно удивляющихся, когда дорога вместо полутора часов занимает минут 40.

Однако немногие задумываются о том, кто или что стоит за новшествами нашей «дорожной» жизни. Позвольте рассказать вам об этом с позиции компании, которая вот уже более пяти лет участвует в этом процессе, взаимодействуя с Дирекцией по управлению федеральной целевой программой «Повышение безопасности дорожного движения в 2006—2012 г.» (ФГУ «Дирекция ПБДД»). Казалось бы, что сложного в модернизации автоматизированных систем управления дорожным движением (АСУД), которую уже несколько лет «Техносерв» осуществляет в рамках федеральной программы? Провести в нескольких десятках регионов модернизацию объектов управления, оснастить перекрестки светодиодными светофорами, современными управляющими контроллерами, табло обратного отсчета времени разрешающего сигнала, дополнительными звуковыми сопровождающими устройствами, современным программным обеспечением. На первый взгляд, задача хоть и масштабная, но выполнимая.

Однако при ближайшем рассмотрении процесс выглядит сложнее. Сначала, исходя из информации об аварийности перекрестков конкретного субъекта, выбирают перекрестки, подлежащие модернизации. Потом на основании заявок от каждого региона анализируется номенклатура требуемого оборудования. Тут возникает первая проблема: каждый регион хочет получить по максимуму и возмущается, когда соседям выделяют больший объем оборудования. При формировании комплектов оборудования для конкретного объекта необходимо также решать проблему выбора производителей оборудования, учитывая имеющуюся инфраструктуру, ведь зачастую светофоры или контроллеры конкретных марок могут быть несовместимы с местными системами управления дорожных движением. Более того, дорога — это «живой организм». Нужно оперативно и с минимальными неудобствами для жителей провести все необходимые работы по демонтажу, монтажу и установке нового светофорного оборудования. Для этого необходима четко скоординированная работа местных властей, подразделений ГИБДД, владельцев улично-дорожной сети и прочих организаций, участвующих в процессах приемки оборудования, его установки и ввода в эксплуатацию.

И здесь в полной мере видна огромная роль Дирекции по управлению федеральной целевой программой «Повышение безопасности дорожного движения». Именно дирекция — это не просто координатор, но и структура, которая постоянно ищет компромисс между интересами ведомств, местных властей, при этом четко следя за исполнением государственных контрактов, заключаемых в рамках федеральной программы, и правильной организацией имущественных отношений между субъектом и государством. Я уверен, что ключевым элементом успеха ФЦП ПБДД стало создание Дирекции как главного органа управления. Курирование программы каким-либо из профильных ведомств, на мой взгляд, не дало бы таких высоких результатов. Ведь задача повышения безопасности дорожного движения требует 100% отдачи, без совмещения с чем-то еще. Любая жертва на дороге, даже если это ВСЕГО ОДИН пострадавший, — это чье-то горе, с которым надо бороться не покладая рук.