Рынок комплексных систем управления предприятиями, который даже при массовых внедрениях тем не менее всегда требовал и решения уникальных задач, ныне оказался «заселен» небывалым разнообразием программных продуктов. В то же время ни для кого не секрет, что оснащение крупной организации информационными технологиями и их “врастание” в производственный организм — процесс многостадийный, требующий, как правило, нескольких лет. Эти два факта приводят к тому, что предприятиям предоставляется возможность не только выбирать себе стратегическую цель, решая, что же им автоматизировать, но и определять, каким путем они будут к этой цели идти.

Акционерная электротехническая компания “Динамо” — одно из старейших предприятий России, имеющее более чем вековую историю, — как и сотни других производственных организаций нашей страны, ставит перед собой глобальную цель сквозной автоматизации своей деятельности и идет к ней собственной дорогой.

Профиль клиента

Компания:
ОАО «Акционерная электротехническая компания «Динамо»

Местонахождение:
Россия, Москва

Число сотрудников:
Около 1500

Руководитель:
Алена Юдина, начальник отдела информационных технологий

Проблема:
Необходимость комплексной автоматизации отдела заказов, снабжения, производства и сбыта

Профиль партнера

Компания:
«Лоция Софт»

Местонахождение:
Россия, Москва

Решение:
Внедрение продукта PartY и его интеграция с системой «Координатор»

Немного истории

Наверное, любопытно было бы заглянуть в архивы и посмотреть, с чего начиналась сто лет тому назад история завода, изначально связанного с одной из самых в то время наукоемких отраслей — электротехникой. Но мы по понятным причинам делать этого не станем и начнем сразу с истории новейшей.

“Информационное самосознание” формировалось на заводе “Динамо” вполне традиционно и сообразно той ситуации, которая имела место на отечественном рынке. Потребность в использовании современных технологий управления начала складываться несколько лет назад. Причем, как это часто случается, на первом этапе преобладала концепция «натурального хозяйства», когда каждое подразделение решало информационные задачи самостоятельно, как могло, или же не решало их вовсе. Постепенно такое развитие событий привело к некоему состоянию автоматизации в целом — это состояние, довольно типичное для российских промышленных (да не только) предприятий, ныне принято называть лоскутным. Это наследие существует на заводе до сих пор. Добавим, что информационные “лоскуты”, как правило, оказываются никак не сшиты между собой. На «Динамо» бухгалтерия в свое время выбрала себе в помощники сетевую бухгалтерскую систему «Интегратор» компании “Инфософт” (http://www.infosoft.ru); финансовый отдел использовал собственную разработку; конструктора с энтузиазмом пробовали «на зуб» различные системы САПР среднего класса. Конечно, спорадически возникающие задачи не могли не вызвать к жизни идею создания единого координирующего центра. Так, при коммерческой службе была постепенно сформирована группа, занимающаяся проблемами информационного обеспечения коммерческой деятельности, и день ото дня становилось понятнее, что необходима самостоятельная структура, призванная решать эти проблемы комплексно. “С начала нынешнего года на заводе состоялось несколько крупных совещаний, на которых всерьез обсуждались предложения ведущих отделов относительно перспектив развития стратегической концепции автоматизации на предприятии. Несмотря на заметную общую активность, было, однако же, ясно, что каждое подразделение больше ратует за внедрение какого-либо одного продукта, в котором само заинтересовано”, -- говорит нынешний руководитель отдела информационных технологий Алена Юдина. Естественно, технологический отдел предлагал систему АСУТП, конструктора доказывали необходимость серьезного развертывания систем САПР и т.д. Отметим, что речь на этой стадии все же велась об определенных задачах и конкретных продуктах, что само по себе свидетельствовало о готовности предприятия к решению целостных информационных задач. (Часто случается, что при попытке выяснить мнение будущих пользователей, кроме разговоров об актуальности проблемы и важности нахождения на передовых рубежах технического прогресса, речь больше ни о чем не идет. И это худший из вариантов.)

АЭК «Динамо»

http://www.aek-dinamo.ru

Акционерная электротехническая компания “Динамо”, зарегистрированная в настоящее время как открытое акционерное общество, существует более ста лет. На предприятии, расположенном в Москве, работает около 1500 человек. Основное направление деятельности — выпуск различного электрооборудования: для городского электротранспорта, крановых и судовых грузоподъемных механизмов, шахтных электровозов и электрических дорожных машин, механизмов металлургических производств и буровых установок.

Получилось так, что в АЭК “Динамо” инициатива создания отдела информационных технологий исходила сразу от нескольких управленческих и производственных подразделений, при очень активной поддержке высшего руководства, без которой — и это уже давно стало неоспоримым фактом — в России не состоялся по сути ни один более или менее крупный проект. Формально отдел в количестве 8 человек был создан в мае текущего года на базе той самой группы, о которой говорилось выше. В него вошли также программисты и инженеры-электронщики, работавшие ранее в вычислительном центре, расформированном в 1994 году. Задача перед отделом была поставлена весьма недвусмысленно: заниматься вопросами комплексной автоматизации предприятия. “Во главу угла руководство сразу поставило проблему создания единого информационного пространства для связи технологов и конструкторов, а также последующего тесного взаимодействия этих структур с подразделениями, ответственными за решение экономических задач предприятия: планово-экономическим отделом, отделом заказов и сбыта, управлением материально-технического снабжения”, — говорит Алена Юдина. Заметим, что в такой, казалось бы, общей постановке вопроса просматривался определенный акцент на автоматизацию производственных задач, и это не в последнюю очередь повлияло на выбор решения.

Автоматизацию — на уровень производства

Говоря о конкретной реализации задуманного, снова вернемся в недалекое прошлое. Приблизительно год назад на предприятии силами группы специалистов, лишь некоторое время спустя составивших основу отдела информационных технологий, была запущена в эксплуатацию программа “Координатор”, созданная российской компанией «Лоция Софт». Этот продукт, позиционируемый компанией-разработчиком прежде всего для автоматизации деятельности крупных и средних торговых предприятий, ныне используется в АЭК “Динамо” в отделе заказов и сбыта и в управлении материально-технического снабжения. Иными словами, “Координатор” пришелся ко двору в тех подразделениях, которые напрямую ориентированы либо на продажу продукции заказчику, либо на закупку сырья и комплектующих для производства у заводских поставщиков. Для решения задач двух упомянутых подразделений с успехом используются развитые функции автоматизации торговой деятельности, заложенные в “Координаторе”. Вместе с тем эта программа, которая послужила прообразом комплексного подхода к решению информационных проблем, естественно, затрагивает лишь торговую сторону деятельности завода, но не сферу самого производства. Если для торговой компании такое ПО могло оказаться достаточным, то в промышленной структуре оно в лучшем случае выступало лишь в качестве все тех же «лоскутов», переводящих в пространство информационной системы только данные, порождаемые непосредственным контактом с внешним миром. При подобном положении дел и акценте на комплексный подход к решению задач автоматизации производства необходимо было достроить систему так, чтобы она охватывала внутрипроизводственные бизнес-процессы, одновременно замыкая сквозную цепочку информационных потоков, идущих от потребителя через производство к заводским поставщикам.

Для решения вышеназванных задач АЭК “Динамо” в настоящее время ориентируется на продукт PartY компании «Лоция Софт», который и фирма-разработчик, и потенциальный заказчик относят к классу систем управления информацией об изделии (PDM — Product Data Management). Не слишком широкая известность подобных продуктов в России вынуждает нас сделать краткое теоретическое отступление. Согласно одному из наиболее распространенных определений, PDM — это интегрирующий элемент, при помощи которого на предприятии взаимодействуют разнородные системы проектирования, подготовки и управления производством, материально-технического снабжения и сбыта, поддержки эксплуатации и сервисного обслуживания. “Как мы представляем себе, с помощью PartY нам удастся держать весь многочисленный состав производимых изделий, со всеми их комплектующими разного уровня, в виде древовидной структуры. В дальнейшем в каждой веточке этого дерева технологи, например, будут иметь возможность вводить и получать по запросу информацию, относящуюся к технологии изготовления конкретной детали”, — утверждает Алена Юдина. Этой информацией могут быть по сути любые технико-экономические параметры изделия: чертежи (архив которых на заводе огромен), используемые материалы, трудозатраты или применяемое при его производстве оборудование. Введя всю эту информацию и пользуясь затем функциональностью PartY для ее дальнейшей обработки, можно будет действительно перебросить информационный мостик от снабженческо-сбытовых служб предприятия к реальному производству. В качестве примера сотрудники отдела информационных технологий приводят конкретную задачу, которую необходимо будет решить после внедрения системы PDM и ее интеграции с вышеназванным “Координатором”. Когда отдел заказов и сбыта формирует пакет заказов, то на основе этой информации и характеристик всей производимой продукции, хранящихся в системе PartY, для управления материально-технического снабжения должны автоматически формироваться необходимые данные о материалах, которые потребуется закупить. Кроме того, PartY на заводе “Динамо” рассматривают как систему, способную наладить учет материальных ценностей.
“Лоция Софт”

http://www.lotsia.com

Основные направления деятельности — комплексная автоматизация промышленных предприятий и коммерческих организаций. Компания специализируется на оказании консалтинговых услуг, выполнении проектов автоматизации предприятий “под ключ”, реинжиниринге бизнес- и проектных процессов в промышленности, внедрении систем технического документооборота и управления производством, автоматизации торговой деятельности. В штате “Лоции Софт” работают специалисты, сертифицированные фирмами Autodesk, Microsoft, PC DOCS и некоторыми другими.

ERP-системы актуальны всегда

Кому-то может показаться странным, что мы ведем речь о комплексных системах управления в промышленности, обходя молчанием такие классические концепции, как планирование ресурсов предприятия — MRP-2 (Manufacturing Resource Planning) и ERP (Enterprise Resource Planning). Тем более, что речь идет о дискретном производстве, для которого, согласно общепринятому мнению, эти концепции в наибольшей степени подходят. Поэтому отдадим им должное в контексте рассматриваемого нами проекта. Как можно догадаться из предыдущего изложения, ERP-системы в настоящее время на предприятии нет, однако это отнюдь не означает, что такой вариант развития проекта никогда не рассматривался. Снова вернемся на несколько лет назад. Как утверждают сотрудники отдела ИТ завода “Динамо”, сдерживающими факторами всегда были и поныне остаются стоимость внедрения или же недостаточная функциональность систем, присутствующих на отечественном рынке. Негативную роль, по их словам, сыграл пресловутый финансовый кризис двухлетней давности, после которого предприятие лишь в последнее время начало стабильно развиваться. Ранее приходилось приобретать лишь отдельные продукты ограниченной функциональности, которые так или иначе оказывались остро необходимыми. Что касается отношения к ERP-продуктам на российском рынке, то оно на предприятии вполне определенное и представляет некоторый общий интерес в свете постоянно продолжающегося спора вокруг поддержки вышеупомянутых концепций в многочисленных отечественных системах. “Ни одна отечественная фирма-разработчик корпоративных информационных систем управления не заявляет о том, что ее ПО отвечает стандарту ERP, — говорит начальник отдела информационных технологий Алена Юдина. — Практически у всех российских продуктов, претендующих на роль комплексных информационных систем, производственные модули развиты слабо. При подробном рассмотрении их функциональности выясняется, что очень многого в них недостает. Меня откровенно печалит данный факт. Если было бы возможно найти на рынке систему, приемлемую и по цене, и по функциональности, в принципе можно было бы в настоящее время начать с нее”.

Даже оставляя в стороне вечно муссируемый вопрос о зрелости отечественных КИС (комплексных информационных систем), необходимо сказать, что облик ERP-систем на мировом рынке также существенно меняется, не в последнюю очередь благодаря развитию Интернета (хотя и не только ему). Касается это как функционального наполнения, так и способов предоставления этой функциональности пользователю. По вопросу том, с чего следует начинать внедрение, в отечественной прессе сломано немало копий. При этом называются не только разные модули систем ERP, но и сторонние продукты: ПО управления проектами, АСУТП и т.д. Что касается методов внедрения, в общемировой практике они также не ограничиваются выбором между, скажем, системами SAP и Baan. Тысячи организаций небезуспешно пытаются интегрировать в единую информационную систему так называемые лучшие в своем классе (best-of-breed) решения различных производителей. Интеграция вообще становится ключевым понятием новейших корпоративных технологий и все больше разрушает миф о необходимости начинать автоматизацию с продукта одного производителя и им же автоматизацию завершать.

Что получает завод “Динамо” в случае внедрения по крайней мере на первом этапе PDM, а не ERP-системы, и чего он при этом лишается? Думается, что в этом случае пока остается за скобками применение развитых алгоритмов планирования производства, учитывающих не только количественные характеристики потребности в ресурсах, но и, к примеру, сроки поставок, возможные изменения ассортимента, статистическое управление запасами и пр. Может быть, не будет хватать полноты и гибкости модулей финансово-экономического профиля и подготовки информации для высшего руководства, присутствующих в мощных ERP-системах. Вместе с тем возможность работы с производственными данными на уровне спецификаций, “разузлования” и сборки готовой продукции, безусловно, будет достигнута. Так что при переходе к ERP-системе в будущем (а этот вопрос вряд ли совсем будет снят с повестки дня), скорее всего, не придется вновь выполнять огромную работу по вводу информации об изделиях, материалах, комплектующих и оборудовании.

Таким образом, возможности систем класса PDM, касающиеся построения мощного классификатора продукции, создания всевозможных ссылок между его элементами, а также их развитый поисковый механизм создают предпосылки для использования PDM-систем в качестве ПО для учета материальных ценностей на производстве и в некотором смысле формируют плацдарм для последующего развертывания ERP-систем. Но, кроме того, система PDM, по крайней мере в соответствии с классическими канонами, должна нести и другие функции, покрывающие определенный процент информационных потребностей почти любого предприятия. По сути это мощный инструмент документооборота и одновременно среда для организации деятельности рабочих групп с ярко выраженным акцентом на работу с технической документацией. Не случайно многие ведущие производители PDM-систем являются одновременно и мировыми лидерами в области разработки САПР. Это, в свою очередь, позволяет продуктам управления информацией об изделии служить мостом, связывающим производственную и управленческую деятельность, создавая им репутацию интеграционных продуктов.