Ольга Мельник

Если у вас 32 тысячи клиентов и товар, который нуждается в сервисе и подразумевает возможность регулярных апгрейдов, поневоле приходится задуматься, как бы автоматизировать сбор всей информации о поведении заказчиков и контролировать деятельность своих продавцов. Именно в такой ситуации оказалась компания "Штрих-М" в середине 2005 года.

Проблемы с которыми столкнулась компания "Штрих-М" достаточны типичны: по каждому клиенту есть только финансовая информация, но ни истории взаимодействия с ним, ни сведений о сервисном обслуживании нет. Непрозрачна и работа отдела продаж. Оценить эффективность каждого сотрудника проблематично, а хочется знать, сколько звонков, встреч, коммерческих предложений сделал он за текущую неделю, месяц, квартал, насколько он пунктуален, сколько возможностей продаж упустил и почему. Партнеры компании, которых насчитывается шесть сотен, тоже требуют внимания: интересно, например, знать, насколько регулярно с ними связываются, насколько они лояльны, а если нелояльны -- то почему.

Как только речь заходит о сервисе, не менее очевидной оказывается необходимость детальной аналитики как по клиентам (история обращений, степень удовлетворенности), так и по отдельным товарам и стоимости их обслуживания.

В "Штрих-М" пришли к выводу, что адекватным средством решения назревших проблем будет внедрение CRM-системы. Денис Петрушов, коммерческий директор компании, выделяет следующие факторы, повлиявшие на выбор продукта Microsoft CRM: архитектура системы, интеграция с Outlook, возможность работать в режимах онлайн и оффлайн, Web-клиент, удобство и комфортная работа пользователей, совокупная стоимость владения.

Хотя, естественно, рассматривались и другие системы. "Это решение не так громоздко и дорого, как, например, Siebel, -- считает Петрушов, -- но оно обладает необходимым потенциалом, чтобы поддерживать дальнейший рост бизнеса. У нашей компании большие планы. Мы активно развиваем филиальную сеть, выходим на западные рынки. Одна из причин, почему был выбран Microsoft CRM, -- это возможность легко перенести готовое, опробованное решение на наши филиалы, а также предоставлять часть информации нашим партнерам через Интернет".

Как реально перейти на CRM?

Внедрение заняло полгода: четыре месяца на "активную фазу" и два -- на обкатку. С января 2006 года CRM-система работает в режиме промышленной эксплуатации. Вела внедрение компания Soft Master, выбранная в результате закрытого тендера. Никаких достойных обсуждения технологических проблем в ходе проекта не возникло, не ожидается их и в дальнейшем.

"Поддерживать CRM будет наш ИТ-отдел, -- говорит Петрушов. -- С точки зрения технической поддержки CRM-система -- довольно неприхотливый продукт. Она выступает у нас как сопутствующее программное обеспечение, вроде почтового сервера или сервера базы данных. Недельного обучения нашему ИТ-департаменту было вполне достаточно, чтобы разобраться в тонкостях архитектуры Microsoft CRM и обеспечить качественную поддержку".

Рис. Схема интеграции CRM-системы с продуктами 1С

В ходе проекта проведена интеграция с продуктами 1С, с помощью которых в основном автоматизировалась деятельность компании. Принципиальная схема решения приведена на рисунке. В частности, синхронизированы информация о контрагентах, товарная матрица и прайс-листы, счета и накладные. Двойного ввода информации нет, для менеджеров необходимость работы с 1С сведена к минимуму, при этом, естественно, упала нагрузка на сервер 1С. Полную финансовую и логистическую информацию можно получить в CRM-системе.

Как правило, технологически развернуть такую систему и даже интегрировать ее с другими продуктами -- не проблема. И если речь идет о Siebel, общее мнение все равно примерно такое: после того как прописаны процессы и регламенты работы продавцов, все происходит просто и быстро. Большинство проектов по внедрению CRM-систем часто сталкиваются с другой, значительно более опасной проблемой -- как заставить (заинтересовать? принудить? мотивировать?) продавцов использовать CRM-систему, реально переключить их на новый инструмент.

Денис Петрушов полагает, что и здесь этот вопрос был одним из самых сложных. "Однако мы были готовы к этому, -- замечает он. -- Первое время работали административные меры, затем мы изменили систему мотивации, стали разрабатывать KPI (показатели эффективности деятельности). Сейчас проблема решена на 90%. В тех отделах, где удалось подстроить систему мотивации под новые условия работы и выработать объективные оценочные параметры, CRM-система заработала как часы. Но все еще есть отделы, в которых сопротивление чувствуется. Мы прекрасно понимаем, что для перехода на новые принципы работы должно пройти время".

Показатели эффективности внедрения

Что получилось в результате? То, чего раньше не хватало: единая клиентская база со всей необходимой аналитикой, истории взаимодействия с клиентами, истории сервисного обслуживания. Более взвешенно можно подходить к планированию продаж, управлению перспективными сделками, анализировать и сравнивать ситуацию в разных регионах, контролировать качество обслуживания, учитывать трудозатраты на поддержку каждого продукта. В частности, используются OLAP-отчет по работе менеджеров в разрезе периодов и регионов и OLAP-отчет по продажам товаров в разрезе менеджеров, периодов и регионов.
Конечно, по сравнению с "большими ERP" любой другой продукт может казаться недорогим, однако деньги всегда любят счет. Возникает вопрос об экономической эффективности проекта. Однозначного ответа в "Штрих-М" пока нет.

Денис Петрушов считает, что сейчас рано говорить о каких-либо цифрах экономической эффективности. Он полагает, что вообще сложно объективно посчитать ROI или какой-либо другой аналогичный коэффициент для CRM-проектов, не инвестируя в сам расчет огромных средств. Но общее соображение таково: внедрение CRM-системы -- вынужденный шаг. Компания выросла и подошла к рубежу, когда просто финансовой информации недостаточно, чтобы эффективно развивать бизнес и управлять сотрудниками. И показателями эффективности внедрения будут дальнейшее развитие бизнеса и улучшение управляемости компании. Если это происходит -- значит, проект окупает себя.

Примечательно, что более точная численная оценка экономической эффективности все же планируется, но позже -- после перехода на версию Microsoft CRM 3.0.

О компании
"Штрих-М" -- российский разработчик, производитель и поставщик торгового оборудования и решений для автоматизации торговли. В партнерскую сеть компании входят более 600 организаций во всех регионах России и странах ближнего зарубежья. Клиентская база -- свыше 32 000 организаций.