Набор ключевых функций Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга (КЭРППиТ) очень обширен, круг его задач касается различных экономических, политических и торговых областей — от организации государственного заказа в северной столице до развития внешнеэкономической деятельности и поддержки работ по оказанию ритуальных услуг.

Все эти функции комитета так или иначе трансформируются в информационную область. В настоящий момент в КЭРППиТ официально зарегистрировано 16 крупных ИС (то есть они внесены в общегородской Реестр информационных ресурсов и информационных систем, который ведет Комитет по информатизации и связи). Такие универсальные системы, как электронный документооборот, кадровый и бухгалтерский учет, обеспечивают общее функционирование комитета. При этом развиваются они по-разному. Часть систем являются зрелыми с точки зрения жизненного цикла и по типу относятся к общегородским, в то время как некоторые функции исполнительного органа государственной власти пока находятся на стадии проектирования или вообще не автоматизированы.

Предпосылки для аутсорсинга

Основными факторами, которые обуславливают потребность в использовании аутсорсинга в государственном секторе, являются:

  • жестко ограниченный бюджет ИТ, который утверждается на три года и должен исполняться соответственно с этим утверждением (трёхгодичное бюджетное планирование было введено с 2007 года);
  • низкая мотивация штатных ИТ-сотрудников, являющихся государственными служащими, поэтому логично привлекать квалифицированных специалистов посредством аутсорсинга, оплачивая их труд не из фонда заработной платы исполнительного органа власти, а из средств, выделенных ему непосредственно на информатизацию;
  • требовательное отношение к ИТ пользователей, поскольку государственные служащие активно применяют в работе информационные технологии и имеют высокие требования к качеству этих услуг и своевременности оказания им технической и консультационной поддержки;
  • разнообразие парка ПК и офисных задач.

Кроме того, надо учесть, что ИТ-отдел КЭРППиТ очень небольшой, в нем работает пять человек, причем непосредственно техническими исполнителями (системными администраторами) являются только двое. А обслуживает отдел порядка 350 пользователей и 35 серверов на трех территориально распределенных по Петербургу площадках. Понятно, что при высоком уровне использования ИТ такая небольшая команда не в состоянии эффективно управлять объемной ИТ-инфраструктурой. Все это вместе и привело нас к необходимости аутсорсинга.

Направления аутсорсинга

Направления аутсорсинга, которые применяются в данный момент, связаны с разработкой и сопровождением на уровне приложений, а также с администрированием на инфраструктурном уровне. На аутсорсинг отдано обслуживание рабочих мест, начиная от замены картриджей в принтерах и заканчивая настройкой офисных приложений. На инфраструктурном уровне аутсорсингом обеспечиваются процедуры администрирования баз данных, ЛВС и почтовых серверов.

Когда речь идет о разработке крупной информационной системы, то ни в ИТ-службе, ни в структурных подразделениях комитета, являющихся бизнес-заказчиками, не бывает достаточно ресурсов (а зачастую и квалификации) для грамотной подготовки технического задания, которое после проведения его через конкурсную процедуру в результате позволило бы создать реально работающий информационный проект высокого качества. Поэтому такие этапы, как подготовка технического задания, разработка и внедрение прикладного программного обеспечения, развитие его функционала и поддержка, нами вынесены на аутсорсинг.

Но основная проблема в области приложений — это сопровождение жизненного цикла уже разработанной системы силами компании, которая формально победила в конкурсной процедуре, не являясь разработчиком системы и даже не имея адекватной компетенции. Такое, к сожалению, бывает. А закон о государственных закупках 94-ФЗ запрещает включать требования по квалификации участников в состав конкурсной документации.

Аутсорсинг каждой из вышеперечисленных процедур осуществляется по отдельному техническому заданию и, как правило, разными исполнителями, при этом между ними границы зачастую обозначены весьма нечетко. К примеру, администрирование баз данных связано с сопровождением того программного обеспечения, которое эту базу использует. А администрирование сети связано с администрированием рабочих мест в отношении сетевых интерфейсов и взаимодействия пользователей с сетевой средой. Дополнительной задачей, возникающей на этапе аутсорсинга, является координация исполнителей между процедурами в таких нечетких границах. Для реализации указанных задач было принято решение внедрить систему централизованного управления ИТ-инфраструктурой на базе HP OpenView. Внедрение данной системы помогло снять каждодневную нагрузку сотрудников отдела по оперативному мониторингу сетевого, серверного оборудования и парка ПК. За счет своевременного обнаружения и локализации проблем система позволила снизить время простоя оборудования, а значит, в конечном итоге повысить доступность работы приложений для пользователей.

Компаний, предоставляющих аутсорсинговые услуги нашему комитету, немало. Все они выбраны одним-единственным способом — через торги. Среди них и хорошо известные, такие как «Сибинтек», «Verysell Проекты», Концерн информационных технологий, «Инфосистемы Джет», «КС Акрополис». Но есть и небольшие фирмы, не имеющие громкого имени на рынке, поскольку одной из задач КЭРППиТ является поощрение и развитие малого предпринимательства в регионе.

Проблемы аутсорсинга

В настоящий момент в КЭРППиТ существует несколько серьезных проблем, связанных с аутсорсингом. В первую очередь это участие (зачастую сознательное) в конкурсных процедурах некомпетентных исполнителей. К сожалению, надо признать, что исполнителями являются не только высококвалифицированные системные интеграторы, но и множество коммерческих и некоммерческих структур, которым руководство навязывает участие в конкурсных процедурах, не обеспечивая их компетенцией для исполнения выигранных контрактов.

Другой проблемой являются трехсторонние контракты на аутсорсинг. Дело в том, что в Санкт-Петербурге существует специальный Комитет по информатизации и связи, который осуществляет централизованную политику в области информационных технологий для всех исполнительных органов государственной власти города. Основные его функции — экспертиза проектов и программ, которые проводят другие исполнительные органы, а также формирование городского бюджета по проектам информатизации и связи. Кроме того, с начала 2007 года этот комитет осуществляет централизованные закупки вычислительной техники, программного обеспечения и проводит консолидированные конкурсы на обслуживание локальных сетей и телекоммуникационного оборудования для исполнительных органов власти. Подобные контракты на аутсорсинг заключает непосредственно Комитет по информатизации и связи, а другие государственные структуры (и КЭРППиТ в том числе) являются получателями этих услуг. Такая схема работает первый год, и проблема здесь состоит в том, что на практике очень сложно регулировать и контролировать деятельность трех сторон одним государственным контрактом.

Существенные проблемы заключаются также в постоянной смене аутсорсинговых компаний, требующей много времени на адаптационный период, в отсутствии сквозной системы учета и контроля работ по всем контрактам на оказание услуг и в непредсказуемости изменений в правилах проведения процедур торгов, препятствующей даже краткосрочному планированию. Механизмы же финансового давления на недобросовестную компанию-аутсорсера малоразвиты, что при необходимости своевременного исполнения государственным органом бюджетных обязательств также несёт с собой немало сложностей.

Основными направлениями решения этих проблем, на мой взгляд, являются следующие.

  1. Увеличение удельного веса неценовых критериев оценки участников торгов, повышение критерия по продолжительности предоставления гарантии (но не более пяти лет в зависимости от предмета торга), требование предоставлять бесплатное обслуживание после внедрения программного продукта хотя бы в течение одного года.
  2. Внедрение централизованной системы управления ИТ-инфраструктурой, что позволит собрать вместе контроль над отдельными аутсорсерами и на единой платформе осуществлять мониторинг их деятельности.
  3. Повышение степени формализации деятельности ИТ-службы (вплоть до уровня сертификации по признанным международным стандартам).