Более двух лет в Федеральной миграционной службе идет ИТ-проект в полном смысле слова государственной важности. Создается единая база данных о паспортах российских граждан — информационно‑аналитическая система «Паспорт РФ».

До сих пор такого ресурса в стране не существовало. Разумеется, региональные и разного масштаба локальные базы велись, но централизованного решения не было. Когда оно появится, многие вопросы, от выдачи паспортов до антитеррористических действий, можно будет решать значительно оперативнее, чем это происходит сейчас. Самые разные государственные службы, ведомства, организации пристально следят за этим проектом и с нетерпением ждут того момента, когда смогут использовать его плоды в своей деятельности, наладить межведомственные обмены информацией. Но чтобы это стало реальностью, нужно проделать огромную работу — не только создать необходимые программные средства, выстроить инфраструктуру, но и ввести сведения о выданных паспортах. А их в Российской Федерации более ста семидесяти миллионов.

Данные о паспортах хранятся на бумажных носителях — учетных бланках формы 1П. Архивы этих карточек находятся непосредственно в структурных подразделениях Федеральной миграционной службы (паспортных столах), которых в стране около 3500. По ведомственным правилам эти документы нельзя перемещать в другие здания или помещения. Объемы архивов в подразделениях сильно разнятся и могут составлять от 80 до 250 тысяч документов. В единую базу должно быть помещено двустороннее изображение учетной карточки, серия и номер паспорта, код подразделения, его выдавшего, и фотография гражданина в высоком разрешении, чтобы со временем обеспечить возможность идентификации человека по фото. Фотография приклеена к учетной карточке и при сканировании должна быть выделена в отдельный файл.

С 2006 года проектом по созданию системы «Паспорт РФ» занимается москов­ская фирма «Тауэр — Сети и Технологии». Первый год практически полностью ушел на архитектурное проектирование системы, разработку прототипов, но затем вопрос о вводе реальной информации стал первоочередным. В конце 2007‑го Федеральной миграционной службой была поставлена задача создать инструмент и отработать технологию сканирования всех бумажных архивов формы 1П, хранящихся в паспортных столах, с извлечением фото гражданина, проверкой серии и номера паспорта, занесением полученной информации в базу данных паспортов и заверением каждой записи электронной цифровой подписью. К работе могут быть допущены только сотрудники ФМС России. Выполнение всех этих условий позволяет считать собранную информацию юридически значимой.

Подрядчик предложил использовать для ретроконверсии учетных карточек мобильные комплексы, снабженные ПО распознавания форм. За несколько месяцев сотрудники каждого структурного подразделения могли бы оцифровать свой архив, передать данные в единую базу, а сам комплекс — своим коллегам из другого паспортного стола. За год с комплексом могли бы поработать три-четыре подразделения. Ретроконверсия велась бы, таким образом, с учетом требований к безопасности, секретности и легитимности. Идею было решено проверить в пилотном проекте, для которого выбрали структурные подразделения разного масштаба в Москве и Московской области, всего 85 отделений.

Комплекс состоит из ноутбука и документного сканера. Прежде чем остановиться на определенных моделях оборудования, подрядчики и заказчики совместно провели множество «натурных экспериментов», испытаний, стараясь подобрать оптимальное сочетание надежности, производительности, цены и простоты управления. В результате остановились на сканере Canon, модель DR-2508C.

Специально для этого проекта в компании ABBYY было разработано ПО распознавания учетных карточек на основе FormReader 6.5 Developer Edition с технологией FlexiCapture. Доля корректного распознавания в нем варьируется от 50 до 90%. На бланке формы 1П кроме типографского и машинописного есть рукописный текст, иногда подпись накладывается на цифры, сильно варьи­руются качество бумаги и четкость печати, не все фотографии наклеены достаточно аккуратно. Поэтому и потребовалась доработка стандартной версии FormReader. Сергей Охотин, руководитель Центра программных решений в компании «Тауэр — Сети и Технологии», считает: «Если наш инструмент будет принят и распространится на всю территорию Российской Федерации, возникнут предпосылки для формирования крупнейшего в стране фотобанка граждан, который позволит сотрудникам не только ФМС России, но и других министерств и ведомств значительно ускорить проверку подлинности паспорта и личности владельца, избежать ошибок при выдаче и замене паспортов».

Для пилотного проекта ФМС России приобрела 85 мобильных комплексов. С января 2008 года они использовались для ретроконверсии архивов форм 1П. За это время удалось ввести данные о более чем миллионе паспортов. Сотрудники ФМС России прошли обучение непосредственно на рабочих местах. За день одному оператору удается ввести не менее четырехсот карточек. Обычно сканируется сразу пачка карточек, а затем все распознанные документы сличаются с оригиналом, устраняются ошибки и недочеты. Ни для каких иных целей, кроме ввода карточек учета, сканеры не используются.

Для персонала работа по оцифровке архивов, да и само использование компьютеров в повседневной деятельности — задача новая, уровень технической грамотности сотрудников паспортных столов невысок. Бывали случаи, когда ноутбук с севшей батарейкой считался сломанным, но включить его в розетку никому не приходило в голову. «Тауэр — Сети и Технологии» выделила несколько своих сотрудников исключительно на роль тренеров, и постепенно весь персонал, задействованный в пилотном проекте, должную компьютерную грамотность обрел. Однако такой напряженный режим эксплуатации (высокая скорость ввода, не слишком технически грамотные исполнители) предъявлял особые требования к оборудованию — минимум элементов управления и максимальная надежность: ведь ИТ-персонала в паспортных столах нет, при любой заминке, ошибке, неполадке необходимо вмешательство подрядчика, а это по крайней мере остановка работы и упущенное время. За год ремонтировать ни один сканер не пришлось, хотя, конечно, в московском регионе с гарантийным ремонтом проблем возникать не должно бы. Сам процесс ввода и распознавания постоянно оптимизируется, вносятся коррективы в последовательность действий операторов.

Пилотный проект ретроконверсии был признан ФМС России успешным, а идея с мобильными комплексами — вполне работоспособной. Несколько таких комплектов было отправлено в северокавказские регионы Российской Федерации, так как число беженцев в этих регионах велико, требуется быст­ро вводить их паспортные данные, а практика ввода и распознавания на мобильных комплексах уже вполне отлажена, стала привычной рабочей процедурой. Систему в целом ожидает масштабирование в масштабах страны.

«Проект несомненно очень важный и длительный, — подчеркивает Геннадий Кухтин, руководитель информационно-аналитического управления ФМС России. — Сейчас первоочередной задачей для нас является сканирование архивов, это надо сделать как можно быстрее, потому что ежедневно выдается большое количество паспортов и соответственно столько же форм 1П отправляется в бумажный архив. Нужно оснастить необходимым для этого инструментарием как можно больше регионов, что и предполагается сделать в ближайшее время».

Важность проекта осознаем в полной мере

Сергей Охотин 
Руководитель Центра программных решений «Тауэр — Сети и Технологии»

Проект такого рода оказался первым в нашей практике. Особенно необычным было то, что заказчик сам предложил найти решение этой задачи. Мы подошли к ней с большим интересом и серьезностью. Пожалуй, самыми сложными оказались проблемы скорости сканирования и распознавания рукописного текста. Я считаю, что мы нашли достойное решение в подборе техники и программного обеспечения. Выбранные нами сканеры действительно соответствуют оптимальному критерию «цена — качество».

Стоит отметить слаженность работы руководства и других сотрудников ФМС России. Оперативно было дано распоряжение сотрудникам паспортных столов пройти необходимое обучение и как можно быстрее приступить к сканированию и обработке форм. Практически все структурные подразделения ФМС России выделили своих сотрудников полностью на эту задачу. Мы же со своей стороны создали «горячую линию» технической поддержки как по телефону, так и с выездом на места сканирования.