Использование социальных медиа в рабочем процессе неоднократно становилось предметом дискуссии во многих организациях, и на сегодняшний день мнения по этому вопросу разделились.

Некоторые руководители твердо уверены, что социальные сети приводят скорее к нерациональной трате рабочего времени, нежели способствуют успешной реализации проектов. В их понимании, подчиненные будут гораздо охотнее переписываться в соцсетях со своими друзьями, чем заниматься рабочими вопросами. Дополнительным аргументом против использования социальных медиа в работе является обилие вредоносных программ, сообщения о которых появляются довольно часто. Но со временем эта проблема становится все менее критичной, так как в настоящее время возникает класс технических решений (например, от Intel и IBM), предлагающих обезопасить доступ в социальные медиа, да и сами сети принимают меры по борьбе с вирусами. В то же время сотрудники, включившие социальные сети в свой рабочий инструментарий, пользуются ими все активнее.

Исследование, предпринятое профессиональным порталом для ИТ‑специалистов Toolbox.com и агентством PJA Advertising+Marketing в 2009 г., посвящено как раз данному вопросу (см. http://hosteddocs.ittoolbox.com/toolbox_-com_top5‑trend­sinb2bsocialmediausage.pdf). Российские CIO в настоящее время очень активно осваивают пространство социальных сетей, и далеко не в последнюю очередь ради продвижения собственной карьеры. Само же это пространство при ближайшем рассмотрении оказывается довольно неоднородным. Карьерные задачи, которые CIO или иные профессионалы в области ИТ пытаются решить с помощью новой формы интернет-общения, могут быть разными, и под каждую из них можно постараться подобрать наиболее адекватную категорию социальных сетей. Кроме того, ИТ‑специалисты ожидают от данных сетей определенной конфигурации участников и, естественно, конкретного результата. Собственно, этим проблемам и был посвящен упомянутый опрос, в котором приняло участие около 3 тыс. человек. Большинство их — CIO и ИТ-профессионалы, хотя не были забыты также финансовые менеджеры и специалисты по работе с персоналом.

Следует также помнить, что концепция web 2.0, а вместе с ней и социальные сети все теснее интегрируются в корпоративные системы, что особенно видно при отслеживании тенденций развития CRM‑систем. Так что если ИТ-руководители не придут к пониманию необходимости их использования, они сами рано или поздно заставят обратить на себя внимание.

По данным исследования Toolbox.com и PJA Advertising+Marketing, специалисты в области информационных технологий посвящают социальным медиа больше времени, нежели информационно-аналитическим ресурсам и обзорам вендоров, и это уже очень важная тенденция сама по себе. Об увеличении степени доверия к соцсетям также свидетельствует и то, что с каждым годом сотрудники проводят в них все больше своего рабочего времени. Например, если в 2007 г. ИТ-работник тратил на это 3,48 часа в неделю, то в 2010  г. этот показатель достиг 4,59 часа в неделю.

Мотивы

Мотивы, побуждающие сотрудников использовать социальные медиа, могут быть самыми разнообразными: желание поделиться опытом и информацией, совместная, а значит, более эффективная работа с компетентными коллегами, поддержание высокого профессионального уровня, поиск вакансий, собственное продвижение и многое другое. И если раньше любой сотрудник в своей работе мог рассчитывать исключительно на себя и соб­ственные возможности, а кооперация между коллегами сводилась к общению на конференциях и встречах, то с появлением и распространением социальных сетей ситуация радикально изме­нилась.

Около 70% респондентов отметило, что социальные сети позволяют поддерживать высокий профессиональный уровень и обеспечивают возможности онлайновой работы с коллегами. То, что соцсети помогают в карьерном росте, отметили 58% участников опроса. И наконец, лишь для четверти опрощенных данная форма интернет-присутствия является катализатором их личного PR. Схожие тренды наблюдаются в среде менеджеров по финансам и HR.

Думается, что в соответствии с представленными ответами деятельность ИТ‑специалистов в принципе можно разделить на две категории. Это профессиональный и карьерный рост, а также текущая совместная работа с информацией и с коллегами. При этом надо сказать, что ни одно из этих направлений нельзя однозначно назвать доминирующим. Иными словами, специалисты, похоже, пытаются по максимуму использовать те особенности, которые в наибольшей степени предоставляет каждая из сетей, и соответственно приоритеты обусловливаются лишь тем, насколько конкретная сеть эффективна для достижения той или иной цели. Мы на сайте www.iemag.ru решили провети во многом аналогичный опрос, база которого была значительно меньше базы исследования toolbox.com, однако несколько десятков ответов мы тоже считаем репрезентативными данными. Во‑первых, отметим, что ИТ‑специалисты в подавляющем большинстве случаев одновременно используют как глобальные, так и чисто российские соцсети. Далее, согласно информации, которую мы собрали, пункт в числе мотивов использования соцсетей «Поддержание высокого профессионального уровня» также лидирует (рис. 1). Можно также предположить, что российские пользователи практически не используют соцсети для оперативного общения с коллегами, в то время как на Западе это второй по значимости мотивационный фактор их применения.

Социальные сети на любой вкус

В настоящее время представлен широкий спектр социальных сетей, дающий возможность выбрать платформу, способную оптимально удовлетворить поставленные цели. Считается, что для распространения информации среди широкой аудитории удобнее всего использовать микроблогинговые платформы, подобные Twitter и Tumblr, а для более близкого знакомства с коллегами и налаживания с ними интерактивной связи — социальные сети типа LinkedIn, Facebook и т. д. Лидером по популярности среди ИТ‑специалистов являются профессиональные социальные сети отраслевой направленности (такие как Toolbox.com, StackOverflow), и примерно такой же рейтинг имеют карьерно-ориентированные социальные сети (LinkedIn, Ryze). Около 35% ИТ‑специалистов в своей профессиональной деятельности используют социальные сети общей направленности (Facebook, MySpace) и сообщества, созданные вендорами (Oracle Technology Network, IBM Developerworks). Классические блоги предпочитают использовать 20% респондентов. Наименьшей популярностью среди ИТ-професионалов пользуются микроблоги (Twitter, Tumblr) и обменные сети (SlideShare, Digg), и наконец, 19% респондентов вовсе не используют социальные сети для целей карьерного роста.

Данные, полученные нами, вполне ожидаемы и говорят о том, что лидирующую позицию по популярности занимают социальные сети общей направленности (рис. 2). Процент, не использующих данный интернет-ресурс, в России практиче­ски в два раза больше. Авторы зарубежного исследования предполагают также, что такие ресурсы, как Toolbox.com и StackOverflow, являются платформами, предназначенными для создания профессиональных сообществ, и помогают ИТ‑специалистам заполнять бреши в знаниях путем работы с коллегами. Кроме того, они позволяют им повышать свой профессиональный уровень и искать вакансии. В данном случае обращает на себя внимание тот факт, что именно профессиональные социальные сети играют немалую роль в работе и в развитии карьеры зарубежных ИТ‑специалистов, и можно предположить, что в этой большой категории соцсетей уже давно наметилась внутренняя классификация ресурсов, которая, скорее всего, пока отсутствует на российском рынке. Также интересно отметить довольно высокую популярность именно у ИТ‑специалистов социальных сетей, формируемых вендорами.

Каков ожидаемый результат?

Проведенное Toolbox.com и PJA Adver­ti­sing+Marketing исследование также продемонстрировало, что социальные сети помогают респондентам повысить уровень собственной компетенции, и этот факт отметили 56,7% опрошенных. 38,4% респондентов соцмедиа помогли в принятии решений. Кроме того, респонденты полагают, что участие в социальных сетях открывает для них новые возможности и помогает повысить квалификацию. И только чуть больше четверти опрошенных (27,2%) считают, что социальные сети никак не повлияли на их работу и профессиональное развитие. Интересно, что 55,3% принявших участие в опросе сотрудников финансовых департаментов заявили, что соцмедиа послужили очень серьезным толчком в их карьере и открыли путь к новым возможностям и перспективам. И только около 7% ИТ‑специалистов отметило, что социальные сети реально способны содействовать продвижению по службе. Совокупное мнение респондентов нашего опроса представлено на рис. 3.

Вообще же по совокупности результатов складывается впечатление, что по крайней мере для ИТ‑специалистов социальные сети служат скорее хорошей подготовкой для карьерного роста, способом завязать необходимые знакомства, сравнить себя с коллегами, поделиться информацией, лучше проявить себя в текущей работе, чем прямым инструментом в продвижении по карьерной лестнице. Это отчасти находит отражение и в том, какие типы социальных сетевых сообществ наиболее популярны у ИТ‑специалистов. Не стоит полагать, что социальные сети должны использоваться исключительно индивидуальными участниками.

Вечно злободневный вопрос о степени участия компаний-вендоров в обсуждении внутренних ИТ‑проблем заказчиков, которые ими же и инициируются в социальных сетях, также не остался в зарубежном исследовании без внимания. Конечно, в данном случае в социальных сетях все равно участвуют конкретные люди, но считается, что они уже выступают не от своего имени, а от имени компании. 76% участников опроса отмечают, что компании, поставляющие на рынок продукцию и услуги в сфере ИТ, вполне могут проникать в сетевые сообщества и участвовать в их работе. При этом 20% респондентов выразили скептическое отношение к подобной инициативе, и лишь 4% утверждали, что не будут принимать участия в социальной сети, в которой явным образом ощущается присутствие того или иного вендора. Но лояльные к вендорам респонденты все равно выдвигают к ним определенные требования. Среди основных — такие, как требование полной открытости в отношении целей их участия в сетевом комьюнити, предоставление с их стороны интересной и регулярно обновляемой информации, а также быстрая реакция на адресованные им вопросы. Подавляющее большинство работников ИТ‑сферы полагает, что именно социальные сети являются наиболее значимыми форумами для коммуникации с потребителями ИТ-услуг. Ведь каждый CIO или ИТ-профессионал в эпоху развития социальных сетей безусловно в большей степени может реализовать себя как, например, маркетолога, специалиста в области внутреннего PR или исследователя предпочтений заказчиков. Все эти компетенции им, вне всякого сомнения, были необходимы и ранее. Поэтому авторам исследования представляется весьма важным, что с помощью данных интернет-площадок можно проводить не только рекламные акции, но и маркетинговые исследования в онлайн-режиме, постоянно взаимодействовать с клиентами и получать мгновенный отклик на те или иные предложения.

Любого специалиста, работающего в социальных сетях (в том числе и ИТ‑специалистов) в целом ряде случаев можно рассматривать в том числе как представителя той компании, в которой он работает. И в данном случае считается, что его ак­тивное участие на том или ином ресурсе соцмедиа помогает привлечь внимание к бренду компании и повысить лояльность ее клиентов. Думается, что о таком результате можно упоминать только в контексте весьма зрелого использования социальных сетей в целом, о чем в российской действительности пока, наверное, говорить преждевременно.

В результате можно сказать, что участие в социальных сетях становится очень важным компонентом не только личной, но и трудовой жизни сотрудников. Сами же компании включают соцмедиа в инструментарий для работы с клиентами и начинают осваивать социальную среду виртуального пространства для продвижения продуктов и  услуг.

Социальный Интранет

Сергей Рыжиков,
генеральный директор «1С-Битрикс»

Боюсь, что мы все недооцениваем масштабы влияния социальных сетей на общество вообще. Бизнесы должны работать, и уже активно работают, в социальных сетях. На этом фоне я бы отметил два основных вектора: использование глобальных сетей (Facebook, Vkontakte.ru) для внешних коммуникаций и, с другой стороны, построение внутренних корпоративных социальных сетей для своих организаций. По личному опыту общения с крупными заказчиками знаю, что первым делом, внедряя корпоративный портал, они стремятся создать именно внутрикорпоративную социальную сеть. Еще год назад эта тенденция не была так сильна. Сейчас виден общемировой тренд, четко проявившийся и в России. Мы наблюдаем тенденцию — привнести внутрь компании инструменты и продукты, похожие на то, с чем сотрудники работают за пределами компании. Это внутрикорпоративные Web‑сайты, внутрикорпоративные социальные сети сотрудников, легкие и прозрачные коммуникации: лица, фотографии, индивидуальность и, конечно, сексуальность. Компании устали от безликих файл‑серверов. Но это совсем не означает, что компании вдруг забыли про свой бизнес. Все инструменты нацелены и работают на повышение эффективности бизнеса и создание неденежных стимулов в управлении коллективами.