В нынешнем году была обнародована очередная статистика по использованию Интернета. И оказалось, что из подключенных к Сети устройств более половины не являются терминалами, предполагающими общение с пользователем: это не ПК (по крайней мере универсальные), не смартфоны, даже не банкоматы, POS-терминалы или информационные киоски. Проще говоря, речь идет о всяческого рода оборудовании, которое использует публичный Интернет для обмена информацией между собой, — о датчиках, контроллерах, промышленных и бортовых системах.

Надо отметить, что такая информация может быть довольно ценной для бизнеса, и ее необходимо собирать и анализировать. Раньше мы уже обращались к этой теме, но лишь применительно к двум, хотя и довольно сложным и соответственно небезынтересным задачам. Это, в частности, управление интеллектуальным зданием (см.: АСУТП для интеллектуального здания // IE. 2006. №19; Чтобы недвижимость приносила доход // IE. 2007. №17). Более сложный случай — управление технологическими сетями в энергетике. К этой теме мы также обращались, причем неоднократно.

Однако перечень такого рода решений можно продолжать и дальше. На этот раз мы разберём два не слишком пока широко обсуждаемых сценария M2M-взаимодействия, которые, однако, касаются весьма широко распространенных систем — мониторинга транспорта, а также оборудования печати и копирования. При этом организация такого процесса позволяет разрешить массу различных задач, прежде всего связанных с планированием меро­приятий по техническому обслуживанию и ремонту. Но только этим дело не ограничивается. И очень многие из возможных преимуществ не лежат на поверхности.

Система мониторинга транспорта

Современная бортовая система представляет собой не просто приемник спутниковой навигации. Это полнофункциональный компьютер, который оснащен всевозможными датчиками (уровня топлива, масла, наличия дыма), средствами контроля различных узлов и агрегатов (часто с возможностью дистанционного управления вплоть до полной блокировки), модулем связи. Есть, конечно, и такие системы, которые рассчитаны на сбор информации в офлайне, так как предназначены они для специализированного транспорта, например карьерного, который должен работать там, где связи нет в прин­ципе, но доля таких проектов все же мала. А на некоторые виды транспорта, например на пассажирский, установка систем мониторинга является обязательной.

Создание диспетчерской системы с использованием средств навигации позволяет решить целый ряд проблем, в том числе застарелых (см.: Система мониторинга решила массу проблем // IE. 2011. №9). Это и контроль на маршрутах, и предотвращение слива топлива, «левых» рейсов, использования транспорта в личных целях, ряда грубых нарушений правил движения (например, превышения скорости). Все эти нарушения практически сразу становятся известны руководству предприятия, и те или иные оргмеры можно тут же довести до нарушителя. Как показывает практика, обычно достаточно два раза лишить премии, чтобы заставить соблюдать нормы и правила даже не слишком дисциплинированного сотрудника, в том числе и водителя. В результате расход топлива снижается на величину от 15 до 30%. Причем этот показатель рассчитан по итогам реальных проектов.

Часто в системах навигации используются противоугонные системы, и случаи, когда именно они позволяли найти угнанный транспорт и задержать злоумышленников, далеко не единичны. Предлагаются также решения, которые позволяют консолидировать показатели, собираемые системами мониторинга, и передавать их в ПО для автоматизации бизнес-процессов. На их основе, например, формируется различная документация (скажем, путевые листы), производится планирование закупок топлива, смазочных материалов и запасных частей, а также мероприятия, связанные с техническим обслуживанием и ремонтом транспортных средств. Подсистема связи с диспетчерским узлом обычно строится на основе стандартов, применяемых сотовой связью. В России это GSM, который есть практически повсеместно. Да, высокоскоростные сети имеются далеко не везде, но и объемы данных в расчете на одно транспортное средство не слишком велики. Причем часто модуль связи является интеллектуальным, позволяющим в автоматическом режиме оптимизировать используемый тариф для того, чтобы сократить затраты на услуги связи, например, активизируя всевозможные тарифные опции или передавая в зоне роуминга меньшие объемы данных, ограничиваясь только ключевой информацией и отсеивая второстепенную. Это особенно важно для тех, чей транспорт перемещается между разными регионами и, следовательно, вынужден передавать информацию в роуминге, где тарифы многократно увеличиваются. Тем не менее расходы на связь при использовании оборудования разных поставщиков систем навигации могут различаться весьма существенно при том, что функциональность и стоимостные показатели в целом останутся на одном уровне.

Когда разговаривают принтеры

Другой пример не слишком типичного использования M2M-связи — сбор данных с устройств печати и копирования. Любой принтер или копир генерирует немало информации, значительная часть которой представляет интерес для аутсорсера. И если счет устройств идет на тысячи, а то и на десятки тысяч, причем они могут располагаться в разных городах и даже странах, то сбор этой информации вручную превращается в очень сложную задачу.

Некоторые модели принтеров и МФУ высокого уровня собирают куда больше данных о собственном «здоровье», чем типовые, вплоть до информирования о скором выходе из строя тех или иных ключевых узлов. Эту информацию собирают и используют для составления графиков работ по плановому техобслуживанию. А то, что плановый ремонт и профилактика происходит во внерабочее время и раньше, чем наступит аварийная ситуация, повышает удовлетворенность заказчика той аутсорсинговой компании, которая собрала такую информацию с устройств и вовремя донесла ее до исполнителей.

На основе информации, собранной с устройств, провайдер аутсорсинга может проанализировать, как используется оборудование в компании, и провести те или иные мероприятия по оптимизации использования средств печати и копирования. В итоге можно добиться существенного эффекта за счет:

  • повышения эффективности использования печатных ресурсов;
  • сокращения непроизводительных потерь времени пользователей;
  • уменьшения потребности во взаимодействии различных подразделений (ИТ-служба, отдел закупок, бухгалтерия и др.) со множеством поставщиков, сокращения числа финансовых транзакций;
  • снижения стоимости технической поддержки благодаря унификации парка, оптимизации складов запчастей и расходных материалов, уменьшению неликвидов;
  • минимизации ненужных или несанкционированных отпечатков за счет внедрения средств аудита печати.

В частности, компания Xerox самостоятельно построила систему сбора информации с устройств, которые ею обслуживаются. Пример этой корпорации интересен по целому ряду причин. Прежде всего это один из крупнейших игроков на данном рынке, причем в глобальном масштабе, на всех континентах без исключения, даже на Антарктиде. Причём Xerox обслуживает не только оборудование своей марки, на которое приходится лишь 31% единиц средств печати и копирования, — в отличие от других компаний, которые, насколько нам известно, при оказании такого рода услуг стремятся первым делом заменить все оборудование на свое.

Xerox для построения сети сбора информации использует корпоративные сети своих заказчиков. Эти данные могут передаваться в Xerox, но если применяемое решение нарушает те или иные корпоративные политики, то они остаются в пределах периметра сети и при необходимости передаются на каких-либо носителях под контролем сотрудников служб безопасности, как общей, так и информационной.