Рынок ПК и ноутбуков падает. Данный факт констатируют все без исключения маркетинговые и аналитические агентства. Причем процесс этот длится уже не первый год.

Конечно, спады рынка, вызванные экономическими неурядицами или, реже, дисбалансом и сбоями в естественном цикле замены оборудования, случались и раньше. Но никогда еще снижение продаж ПК и ноутбуков не было столь долгим и масштабным. Мировой рынок настольных ПК снижается уже девять кварталов подряд. По прогнозу IDC общемировое падение поставок настольных ПК в 2015 году по сравнению с 2014-м составит 15%. Но сложившаяся ситуация — результат сразу нескольких процессов, которые проходят на ИТ-рынке. Причем некоторые из них сами, что называется, имеют двойное дно — и это как минимум.

Одна из причин спада — повышение конечной стоимости новых настольных ПК. Это касается как моделей для потребительского рынка, так и корпоративных. По данным одной из крупнейших российских розничных сетей, средняя стоимость нового ПК без монитора составила в декабре 2015 года около 50 тысяч рублей. Для сравнения: средняя цена ноутбука на ту же дату была 33 тысячи рублей. С учетом цены монитора разрыв будет еще больше. В других странах общая тенденция примерно та же. В итоге ПК за исключением нескольких ниш проигрывают конкуренцию тем же ноутбукам. Тем более, что на рынке ноутбуков стало больше агрессивно дешевого предложения: хромбуков (в основном в США, где на них приходится почти треть продаж), «второго издания» нетбуков (Восточная Европа, в том числе Россия, и Юго-Восточная Азия), систем на архитектуре ARM с ОС Linux (Западная Европа).

Аналитики констатируют также увеличение сроков эксплуатации ПК и ноутбуков. Это в свою очередь связано с тем, что системы данного класса вновь стали высоконадежным оборудованием. И это после снижения качества монтажа, вызванного издержками перехода к бессвинцовым припоям, которое имело место во второй половине 2000-х. «Что касается настольных систем и ноутбуков, то да, лет пять назад (интервью бралось в конце декабря 2009 года. — Прим. ред.) был момент, когда их надежность довольно резко снизилась. Это стало неприятным сюрпризом, ведь раньше мы меняли персональные системы не потому, что они выходили из строя, а по причине невозможности запуска актуальных версий системных и прикладных программ. Мне самому пришлось тогда сменить три ноутбука, и каждый проработал не более полугода», — рассказывал Дмитрий Назипов, старший вице-президент, начальник департамента информационных технологий ВТБ (см.: Куда девать высвобождаемое оборудование? С этим проблем не возникает//Intelligent Enterprise, 2010, № 1). И надо сказать, похожие жалобы доводилось слышать от очень многих специалистов и руководителей ИТ-служб. Но к началу 2010-х количество брака резко снизилось и надежность оборудования вернулась на прежний уровень. В итоге семигодичный срок эксплуатации ПК в иных российских ведомствах больше не воспринимается как безнадежно устаревшая норма, за пересмотр которой надо бороться или всеми правдами и неправдами обходить её.

При этом системные требования новых приложений практически не росли, а иногда даже снижались. Например, требования к емкости дискового пространства как у Microsoft Windows, так и у Apple OS X с каждым «большим» релизом снижались, а к объему оперативной памяти по меньшей мере не росли. С прикладным ПО всё было несколько сложнее, однако мощности типового ПК или ноутбука 2010–2011 года выпуска вполне достаточно для работы с типичным набором даже новейшего системного и прикладного ПО, вышедшего на рынок на рубеже 2015–2016 годов. В результате на московском мероприятии, посвященном запуску новейших процессоров Intel на микроархитектуре Skylake, которое состоялось в ноябре 2015-го, представители очень многих производителей ПК, как международных, так и российских, практически в один голос говорили, что главными конкурентами новых компьютеров являются машины пятилетней давности. В том же ключе была построена и реклама самой Intel. При этом основной акцент делался не только на более высокую производительность новейших систем, но и на выросшую энергоэффективность.

Другим серьезным ингибитором роста стало влияние технологий, которые аналитики из той же IDC назвали «третьей платформой». Этот термин объединяет облачные и мобильные средства, социальные сети и аналитические платформы последнего поколения. По оценке IDC, уже в 2011 году выручка от продажи всех этих технологических решений превысила реализацию систем, которые относятся ко «второй платформе» (ПК, локальные сети и Интернет). А те, в свою очередь, приблизительно в середине 80-х годов прошлого века сменили платформу первую, основу которой составляли мейнфреймы и мини­машины.

Прежде всего, и это видно наиболее явственно, те же настольные ПК и ноутбуки вытесняются мобильными устройствами. Рынок смартфонов продолжает расти, хотя темпы несколько снизились, да и в целом их отгрузка оказалась ниже прогнозов. Но тому виной, о чем открыто говорят аналитики в IDC, стала жадность вендоров, которые снизили предложение наиболее востребованных на рынке бюджетных моделей. Впрочем, их можно понять, так как ценовые войны часто вынуждали продавать отдельные модели смартфонов на грани себестоимости, а то и ниже её. Терпят потери и производители электронных компонентов. Например, по итогам 2014 года системы на чипе семейства Atom принесли Intel более четырёх миллиардов долларов прямых убытков вследствие того, что они продавались по цене ниже себестоимости.

С планшетами ситуация несколько сложнее: их продажи в натуральном выражении по итогам трех кварталов 2015-го снизились, хотя и незначительно. К моменту написания этих строк годовые итоги еще не подведены, и не исключено, что рынок «вытянут» продажи конца года, которые были вполне успешными.

Данный процесс особенно заметен в развивающихся странах, где платежеспособный спрос низок. Так, например, в Северной Африке (прежде всего в Египте), в Индии, в Мексике да и во всей Латинской Америке более двух третей интернет-трафика генерируют как раз мобильные устройства, в основном смартфоны. В России тоже на смартфоны и планшеты приходится уже как минимум половина интернет-трафика. При этом в будни чаша весов склоняется в пользу ПК, тогда как в праздники, выходные и в период массовых отпусков у мобильных устройств оказывается преимущество. Но все равно первое место, пусть и с не очень большим отрывом от занявшей вторую позицию Windows, заняла платформа Android. При этом не стоит забывать, что в России у IOS доля тоже не нулевая, да и планшеты на Windows популярны, так что к доле мобильных устройств можно добавить еще процентов пять как минимум.

В мир ИТ все активнее входят люди, которые до недавнего времени относились к категории «информационно бедных», являющиеся наиболее уязвимыми перед издержками цифрового неравенства. Сюда относятся пожилые, низкодоходные слои населения, жители отдаленных территорий, мигранты. Использование дешевых и простых в освоении мобильных устройств открывает для них доступ ко многим сервисам, которых раньше они были лишены. И на эти категории начинают обращать внимание. В материалах сайта www.iemag.ru по теме данного номера читайте материал «Мобильное приложение — залог нашего успеха и роста» — интервью с председателем правления одного из российских банков, мобильное приложение которого переведено на распространенные в среде трудовых мигрантов языки. Причем их перечень планируется расширить.

Можно возразить, что переход на мобильные устройства в основном касается конечных потребителей, возможно, индивидуальных предпринимателей и совсем небольших предприятий. Но в корпоративном сегменте также идут подобные процессы. Тут драйвером очень часто становится внедрение облачных технологий, прежде всего SaaS и VDI. При этом в качестве клиентского терминала для виртуального рабочего стола или облачного приложения может выступать все то же мобильное устройство, как правило, планшет. Однако ничто не мешает для данной цели использовать и смартфон, что востребовано, например, у такой категории мобильных пользователей, как торговые представители. Тем более, что для их автоматизации мобильные устройства применяются уже очень давно и все необходимые приложения для них адаптированы. Хотя когда речь идет о традиционных корпоративных приложениях, то именно адаптация под небольшой экран и весьма специфичные средства ввода может составить серьезную проблему.

При этом внедрение той же технологии VDI позволяет существенно удлинить срок жизни корпоративного ПК до его физического выхода из строя. А по мере естественного процесса вывода ПК из эксплуатации они могут заменяться тонкими или так называемыми нулевыми клиентами, которые к тому же часто включают в состав мониторов, причем данное обстоятельство практически не сказывается на стоимости оборудования. Однако продажи тонких и нулевых клиентов как минимум топчутся на месте. А некоторые аналитические агентства и вовсе констатируют снижение продаж, впрочем, небольшое, в пределах 2–3%. Сказывается, по всей видимости, давление со стороны как уже имеющихся в компаниях ПК, так и мобильных устройств, которые имеют целый ряд неоспоримых преимуществ.

И главным из таковых преимуществ является возможность получить доступ к привычному рабочему месту буквально из любой точки мира. «За год с небольшим количество офисов у нас выросло в разы. В результате руководство банка стало чаще ездить в инспекционные поездки, во время которых все равно нужно заниматься повседневной работой и “держать руку на пульсе”. А к хорошему привыкаешь очень быстро, и появляется желание контролировать как можно больше процессов. Так что расширение мобильного доступа на все основные системы банка было обусловлено потребностями бизнеса, которые необходимо удовлетворять», — вот типичный пример того, как очень быстро и естественным образом руководство довольно крупного банка оценило все преимущества использования мобильных терминалов (см.: Андрей Бондарев, РОСГОССТРАХ БАНК: Дать доступ ко всем системам//Intelligent Enterprise, 2015, № 2). При этом трудозатраты на подключение мобильных устройств к VDI были минимальными.

Более того, использование мобильных устройств способствует появлению новых бизнес-моделей. Тут показателен пример сервиса Uber, который перевернул свой рынок. А без соответствующего приложения создать что-либо подобное было бы просто невозможно.

Однако хоронить ПК еще рано. В процессе смены первой платформы на вторую снижение продаж мейнфреймов было столь высоким, что некоторые аналитики даже прогнозировали полное исчезновение данного класса оборудования уже к середине 90-х. Тем не менее этого не произошло, и мейнфреймы оказались крокодилами, а не динозаврами. Та же судьба ожидает и ПК, которые сохранят для себя целый ряд ниш, где им крайне трудно найти адекватную замену. Это прежде всего аналитические приложения, где важно на дисплее видеть как можно больше данных. Среди них САПР, системы видеомонтажа, профессиональные издательские и графические приложения, средства финансового анализа и планирования, ПО для биржевых брокеров и трейдеров. Надо сказать, что список этот далеко не полон. И все эти приложения даже на ноутбуках не слишком удобны для более-менее серьезной работы, особенно после того, как количество моделей с экраном 17 дюймов и больше радикально снизилось. Ну а запуск их на планшете имеет смысл и вовсе только лишь в качестве своего рода высокотехнологичной шпаргалки на совещаниях.

Да и сами ПК трансформируются. Например, все большей популярностью пользуются моноблочные системы, в том числе и на корпоративном рынке. Их продажи показывают заметный рост даже в нынешних условиях. Так что место остается для всех.