При переезде в новое здание ФондСервисБанк, входящий в холдинг СТК «СОЮЗ», построил собственный центр обработки данных (ЦОД). Практически идеальная ситуация создания нового ЦОД с нуля позволила реализовать многие перспективные идеи. На эту тему мы беседуем с Дмитрием Богаченко, генеральным директором компании НТЦ «Информационные Системы».

Intelligent Enterprise: Свой новый ЦОД вы строили с нуля. Расскажите, пожалуйста, о подходе к созданию систем его жизнеобеспечения. Насколько вы готовы жерт­вовать надежностью системы во имя ее удешевления?

Дмитрий Богаченко: Весной 2004 года, обзаведясь новым восьмиэтажным зданием, ФондСервисБанк провел его полную реконструкцию. Практически всё, кроме несущих стен и перекрытий, было разрушено, а затем отстроено заново. Место для ЦОД в этом здании было предусмотрено изначально. Параллельно с реконструкцией мы стали задумываться об инженерном обеспечении ЦОД, об электропитании и кондиционировании.
Надо сказать, что электроснабжение в нашем районе весьма неприятное. Первые отделы банка начали переезд ещё до того момента, когда был запущен ИБП. И как минимум один­два раза в день пропадало напряжение, компьютеры уходили в перезагрузку. Понимаете, что это значит для финансового учреждения, где на ПК набираются очень важные документы?

Как заказчик мы чрезвычайно привередливы, хотя, конечно, всё упирается в то, на какое жизненное пространство в компании может рассчитывать ИТ­служба — как в геометрическом, так и в финансовом смысле. Обосновав определенную сумму, мы должны в нее уложиться. Но на выделенные деньги нужно купить самое лучшее, что только может быть. Потому что в этом залог и нашего спокойствия, и надежной работы всех подразделений.

  О банке
 

ФондСервисБанк входит в холдинг СТК «СОЮЗ» и является официальным расчетным цент­ром Федерального космического агентства (Росавиакосмос). Имеет филиалы на Байконуре, в Архангельске, Новочеркасске, Ростове­на­Дону, Санкт­Петербурге.

Топ­менеджер одной фирмы, которая занималась аутсорсингом, при наборе сотрудников говорил: «Пока ты сидишь у себя на рабочем месте и читаешь прессу, ты получаешь зарплату. А если с утра до вечера бегаешь по клиентам и ремонтируешь компьютеры, постоянно выходящие из строя, ты её не получаешь». В этом есть глубокий философский смысл. ИТ­отдел должен так подбирать оборудование и так работать, чтобы сотрудники тратили минимум времени на ликвидацию аварийных ситуаций.

Наш подход — не экономить на эксплуатации. У нас есть более важные приоритеты, такие как качественное электропитание и надежная связь. Когда встал вопрос о выборе платформы для обеспечения бесперебойного питания, мы рассматривали несколько вариантов, в том числе APC, Liebert и другие. И в итоге пришли к выводу, что решение APC получается лучшим по совокупности целого ряда характеристик. Главные из них — цена и надежность. Очень важно и то, что APC предложила целый комплекс, готовое инфраструктурное решение, — ведь в комплексном решении от одного производителя отдельные элементы лучше согласованы между собой.

Какие проблемы были у вас при создании инженерных систем ЦОД и эксплуатации оборудования?

На первом этаже у нас стоит ИБП Symmetra MW мощностью 600 кВ·А, обеспечивающий питание на всё здание. В нашем варианте Symmetra MW — это пять шкафов, два из которых весят под две тонны и имеют воистину «пузатые» габариты — примерно 1,3Ч1,3Ч2,08 метра. И для их установки нам пришлось в уже отремонтированном здании выдергивать входную дверь и где­то сантиметров на сорок в обе стороны разбивать проем. Я не скажу, что это прецизионное оборудование, но оно достаточно «нежное». Так что двухтонные шкафы нужно было очень аккуратно внести, протащить сквозь узкие проходы и установить.

Правда, инженеры из APC рассказали нам одну историю. Эти же ИБП поставлялись в одну африканскую страну, однако за время доставки оборудование теряло свою работо­способность и приходилось менять чуть ли не целые шкафы, заново собирая ИБП уже на месте. Когда же специалисты APC решили выяснить, в чем причина, то оказалось, что при разгрузке рабочие в Африке поступают очень просто: открывают двери фургона, привязывают двухтонный шкаф к стволу папайи, после чего водитель дает полный газ и автомобиль выезжает из­под ИБП, а тот грохается на землю с метровой высоты. И удивительно, что после такого испытания часть систем все­таки сохраняла работоспособность!

В серверной у нас установлены трехфазный ИБП Symmetra PX мощностью 40 кВ·А, восемнадцать шкафов NetShelter, система распределения питания, ISX­контроллер, а также коммутационное оборудование и АТС, обеспечивающая телефонную связь в здании и выход наружу. Кроме того, у нас запланирована установка дизель­генератора. Сейчас ИБП Symmetra MW обеспечивает работу в течение 45—50 минут, но когда все этажи банка окажутся плотно «заселены», у дизель­генератора будет порядка 18 минут на запуск.

Что касается обслуживания, то у оборудования APC есть большой плюс: оно очень простое в эксплуатации. Управление осуществляется по протоколу SMTP или через Internet Explorer. Согласно договору нас обслуживает сервис­центр APC, и мы чувствуем себя очень комфортно. Удаленно мы регулярно просматриваем Log­файлы. Если появляется ошибка или предупреждение, то звоним в сервисный центр APC и получаем объяснение. Пока дело ограничивалось осмотром и сменой прошивок, выезд специалиста для устранения проблем с оборудованием нам до сих пор ни разу не понадобился. Хотя в процессе эксплуатации случалось, что уходила фаза питающего напряжения. Бывали и более неприятные события: напряжение начинало «плясать», прерываясь и тут же возобновляясь. Компьютеры в таких случаях обычно не выдерживают, если повезет — сгорают блоки питания: если нет — диски и платы. Но оборудование APC работает просто превосходно. При правильной его установке проблем с эксплуатацией не будет.

С переходом на многоядерные архитектуры и новые кремниевые технологии производители процессоров, похоже, перестали наращивать потребляемую мощность. Как это может сказаться на вашей работе?

Да, нагрузка на питающие сети если не снизится, то хотя бы замедлит свой рост. Но ведь есть и другая тенденция. Программное обеспечение в своем развитии не отстает от процессоров. Если взять, к примеру, системы Windows 2000 и Office 2000, которые работали на Pentium III, и сравнить их с Windows XP и Office XP, то окажется, что по объему и быстродействию они существенно различаются. То же самое касается и ПО других производителей. Образно говоря, с набором мощности процессора трасса программного обеспечения, по которой он должен катить, становится более бугристой и извилистой.

Но переходить на новые версии мы обязаны, иначе потеряем лицо, что для банка недопустимо: у нас идет обмен файлами по электронной почте, клиенты привозят договора в новых форматах и т. д. Поэтому мы тратим время и силы на обновление версий, их поддержание и постоянно контролируем, чтобы аппаратура соответствовала надлежащему уровню. Учитывая это, я не думаю, что рост потребности в электропитании существенно замедлится.