В розничной сети «Юлмарт» стартовал проект по модернизации серверного оборудования. Казалось бы, рядовой проект. Но это только на первый взгляд. В компании весьма нетривиально подошли к решению очень многих вопросов, как видно будет из нашей беседы с ИТ-директором «Юлмарта» Михаилом Зубом.

Intelligent Enterprise: Какие прикладные задачи автоматизации ритейла больше всего побуждают модернизировать серверную инфраструктуру? Очевидно, такие проекты обычно связаны с внедрением каких-либо систем автоматизации бизнес-процессов или же с модернизацией уже внедренных. Как было в вашем случае?

Михаил Зуб: Реализация нашего проекта – следствие роста компании. В 2011 г. мы открыли шесть больших магазинов, на 2012 г. запланировано открытие еще двадцати.

Мы имели парк разнородного оборудования. Необходимо было все свести к единому стандарту и единому поставщику. Ставилась задача уйти от «зоопарка». Кроме того, требовалось получить качественное гарантийное и постгарантийное техническое обслуживание. С тем оборудованием, что у нас имелось, о качественной технической поддержке не могло быть и речи.

В итоге провели тендер, по результатам которого выбрали поставщика. Условия тендера определялись так: компания должна была иметь в продуктовой линейке весь спектр необходимого нам оборудования, включая серверы, СХД и компоненты сетевой инфраструктуры. Обязательным было наличие собственного гарантийного сервисного центра в России с круглосуточной службой технической поддержки. При этом мы сразу исключили из игры системных интеграторов, предлагающих оборудование разных поставщиков, например серверы производства одной компании, а системы хранения данных – другой. Это автоматически увеличивало стоимость проекта минимум на 20%.

Поставщиков, отвечавших нашим первоначальным требованиям, оказалось четыре. Однако разные участники по тем или иным причинам нас не устраивали. Одна компания не могла обеспечить необходимый нам уровень техподдержки, у другой конечная цена оборудования была выше, у третьей имели место сразу обе проблемы. По совокупности преимуществ победителем стала компания Fujitsu. Именно у этой компании оказался самый высокий уровень экспертизы в том, что касается выбора конкретных моделей оборудования для нужд потенциального заказчика. В итоге мы сделали осознанный выбор, уверенные в том, что нам не навязали ничего лишнего.

Кроме того, у нас сейчас идет процесс внедрения ERP-системы на базе продуктов SAP. Раньше мы использовали систему собственной разработки, которая по мере роста компании все меньше нас устраивала. Решено было внедрить ERP-систему, отвечающую современным требованиям, и выбор сделали в пользу продуктов SAP. Поставкой ИТ-инфраструктуры для внедрения SAP занимается компания Fujitsu.

В ходе проекта по модернизации ИТ-оборудования мы поменяли серверы, которые обслуживают сайт компании. А это наша основная торговая площадка, на которую приходится 75% продаж. «Юлмарт» использует свой формат торговой точки, который, без всяких преувеличений, является гордостью компании. Магазины торговой сети не используют витрины, что полностью исключает затраты на потерю или порчу товара, его выкладку и прочие издержки, с которыми вынуждены мириться традиционные торговые точки. Магазинам сети требуется меньше торговых площадей, а это существенно сокращает финансовые издержки. Да и поддержка процессов при таком формате значительно проще, что способствует заметному снижению затрат. И наконец, наш формат в большей степени ориентирован на покупателя и исключает риск того, что продавец навяжет клиенту приобретение ненужных ему товаров.

Весь товар хранится на складе. Продажи производятся через терминалы, представляющие собой обычные персональные компьютеры с доступом в электронный каталог магазина – в нем покупатель отмечает нужную ему технику. Так формируется заказ. Причем покупатель не привязан к конкретному адресу магазина торговой сети: он может получить товар в любом другом магазине, точке выдачи или оформить доставку на дом.

С одной стороны, этот формат прост. Однако его тиражирование вызывает определенные сложности. Скопировать формат можно, и тому есть примеры. Нечто похожее применяют, например, «Ситилинк» или «Киббери». Но добиться того, чтобы покупателям нравилось приходить в магазины или заходить на интернет-сайт сети, намного сложнее. А мы добились.

Открытие каждого нового магазина требует наличия определенного количества серверной инфраструктуры. На данный момент это два стоечных сервера. И крайне желательно, чтобы эта инфраструктура была типовой и стандартизированной. Тогда процесс инсталляции оборудования существенно упрощается за счет использования утвержденных шаблонов.

О каких параметрах ИТ-поддержки в основном идет речь при модернизации оборудования? О достижении максимальной производительности вычислений, о надежности и характеристиках непрерывности бизнеса, о возможностях большего масштабирования ИТ-поддержки или о чем-то еще?

Для нас ключевыми являются несколько параметров. Прежде всего – надежность. Наша компания работает 24 часа в сутки. Единственное окно для того, чтобы заняться оборудованием, – два небольших технологических перерыва. Только тогда возможны плановые работы или перезагрузки систем. «Юлмарт» – компания с очень высоким уровнем автоматизации, и любая остановка серверов ведет к самому настоящему параличу и невозможности выполнять свои задачи.

Также нам требовалась очень быстрая реакция на те или иные инциденты. Сервисная служба должна максимально оперативно давать консультации, если оборудование ведет себя нештатно, и при необходимости ремонтировать или заменять его отдельные узлы в случае поломки или выхода из строя.

Для нас довольно важны были такие параметры, как компоновка и энергопотребление. ИТ-парк у нас большой, и снижение счетов за электроэнергию тоже стало важным аргументом в пользу замены ранее имевшегося оборудования на более энергоэффективное и при этом более производительное. Хотя в целом повышение производительности было второстепенной задачей.

Многие компании при замене серверов сталкиваются с не слишком приятной перспективой модернизации помещений и инженерной инфраструктуры ЦОД. Иногда это выливается в дорогостоящие строительные работы по укреплению межэтажных перекрытий, поскольку нынешние системы высокой плотности массивнее прежних. Вам пришлось с этим сталкиваться?

Мы размещаем оборудование в стороннем ЦОД, одном из лучших в Москве. Причем делаем это практически с самого начала нашего существования. Так было предусмотрено нашей бизнес-моделью. Указанные ситуации невозможны в принципе – помещения ЦОД приспособлены для установки оборудования любого класса: от серверных систем начального уровня до многотонных стоек. Мы уже давно не размещаем оборудование на своей территории, по крайней мере если речь идет о магазинах. Это бесперспективное занятие.

Какие выгоды принесло использование аутсорсингового ЦОД? Можно оценить их в денежной или какой-либо другой понятной форме?

Мы получили заметный эффект от использования аутсорсинга. Это нас избавило от необходимости строить собственную инженерную инфраструктуру ЦОД, включая системы бесперебойного электропитания и климат-контроля. На этой площадке работают квалифицированные специалисты по поддержке оборудования, способные оперативно устранять те или иные проблемы. Да, на это приходится ежемесячно тратить немалые суммы, но зато мы чувствуем себя увереннее. За два с лишним года у нас не было ни одной аварии, связанной с неработоспособностью каких-либо систем. На нашей территории такой уровень обеспечить невозможно.

Сейчас очень популярна тема облачных вычислений. То, что вы строите, на первый взгляд, соответствует модели частного облака. Это так?

В целом – да. Причем эта модель разрабатывалась с 2004 г. Уже тогда мы стремились к максимальному использованию технологий терминального доступа и виртуализации всего, что только можно. Потом все это стали называть облачными вычислениями, но тогда сам термин не употреблялся так широко, как сейчас. Мы не очень нуждаемся в сторонних облачных сервисах, по крайней мере, сходу.

Использование такой модели дает нам заметные преимущества. Прежде всего, это упрощает тиражирование нашей торговой системы. Создание интерфейса с единой и неделимой ERP-системой делает ее запуск в новом магазине относительно простой задачей. Благодаря этому процесс открытия новой торговой точки площадью в 4000 кв. м у специалистов управления ИТ занимает три недели.

Все ли приложения можно переносить в виртуальную среду? Есть ли такие, с которыми лучше этого не делать?

Все очень зависит от нагрузки на систему. Например, существует мнение, что серверы баз данных нельзя размещать в виртуальных машинах. Мы решили не переносить сами серверы СУБД в виртуальную среду. Это связано, с одной стороны, с потерей производительности. Кроме того, нет гарантии, что все будет работать так же, как на физической системе. Серверы СУБД – высоконагруженные, и перенос их в виртуальную среду может привести к непредсказуемым последствиям. В целом же виртуализация полезна в двух случаях: для систем с невысокой нагрузкой, размещение которых на нескольких виртуальных машинах, запущенных на одной физической, повышает эффективность использования оборудования, или тогда, когда требуется быстрый «переезд» систем между разными серверами. Ни то, ни другое нашим серверам СУБД не требуется, они и так сильно загружены. И к тому же обеспечивается полная репликация данных для обеспечения отказоустойчивости. Возможно, существуют серверы СУБД, которые хорошо переносятся в виртуальную среду, но в нашем случае мы решили не рисковать.

Однако бизнес-приложения, которые работают поверх баз данных, включая ERP и CRM, мы запускаем в виртуальной среде. Потери производительности отсутствуют или не критичны – в пределах 5%. Зато возможность быстрого переноса с машины на машину для обеспечения отказоустойчивости крайне важна. То же самое относится к IP АТС. Этот класс ПО также до недавнего времени не слишком хорошо работал в виртуальных машинах, но сейчас никаких проблем нет. К слову, традиционная телефония у нас в компании отсутствует.

В целом, кроме СУБД, мне сложно назвать классы ПО, которые нельзя использовать в виртуальной среде. Но стоит помнить: по-настоящему хорошие гипервизоры виртуализации, где имеются удобные средства управления виртуальными машинами, платные, что может заметно увеличить стоимость решения. Эта разница часто компенсируется за счет снижения других статей расходов, но не всегда. Так что требуются определенные усилия по расчету экономической части.

А вот что касается виртуализации систем хранения данных, тот тут пока больше вопросов. Мы пытались экспериментировать с этими решениями, и больших плюсов не увидели. Прежде всего, решение, которое объединяет разнородные СХД от разных производителей, показалось для нас слишком дорогим. Стоимость соответствующего программно-аппаратного комплекса составила около 150 тыс. долл., а их для надежности должно быть два. Кроме того, нас не очень устраивало то, как происходит автоматическая категоризация информации между разными уровнями хранения. Мы не используем и виртуальные ленточные библиотеки – просто потому, что у нас не слишком большой объем резервных копий данных.

Недавно ИТ-директор одной крупной компании рассказал историю о том, как он выбирал оборудование для проекта внедрения «тяжелой» ERP-системы. Представители интегратора ему заявили, что запуск этой системы на оборудовании x86 в принципе возможен, но дать гарантию нормальной работы они не могут. В итоге ему пришлось выбирать RISC-системы. Как изменилась ситуация с тех пор?

Использование систем на RISC-архитектурах подразумевает использование промышленных Unix-систем, будь то Solaris, HP-UX, AIX. Их преимущество заключается в обработке большого количества транзакций одновременно, но при этом скорость обработки одной операции может быть ниже, чем у систем стандартной архитектуры. Для продуктивной работы с ними нужны специалисты по соответствующему оборудованию и системному ПО, которых надо найти и удержать. Да и времени на дорогостоящие эксперименты не было. Это большой риск для бизнеса. Зато у нас имеется высокий уровень экспертизы по Linux. Мы точно знаем, что можно получить от оборудования стандартной архитектуры на платформе Intel и ОС Linux. Тем более что эта система приоритетна для основных поставщиков бизнес-ПО, включая Oracle и SAP. Выбор Intel также был осознанным. Мы работаем с этой компанией уже очень давно. Да и сами мы являемся продавцами ИТ-оборудования, а у Intel показатели возврата по гарантии существенно лучше. Так что мы не стали рисковать.

Каковы итоги проекта? Каковы основные положительные сдвиги?

Прежде всего, ожидается, что в условиях взрывного роста (напомню, мы планируем в 2012 г. открыть 20 крупных магазинов в разных регионах России) не придется тратить значительные средства на поддержку оборудования. Нам удалось договориться с Fujitsu о единой цене на техническое обслуживание по всей территории страны. Постановка оборудования, обслуживающего магазины, на сервисный учет также является довольно простой процедурой с точки зрения документооборота. Это дает существенные преимущества с точки зрения бюджетирования. Я знаю, во что обойдется открытие магазина в каждом городе. И у вендора также существует единая точка входа – всегда ясно, к кому идти при возникновении того или иного вопроса.

За все время у нас был лишь один инцидент, когда вышло из строя одно из лезвий. Оно было заменено на следующий день в «горячем» режиме, без остановки систем. Никаких остановок по причине некорректной работы или неисправности оборудования не произошло. Было лишь несколько перезагрузок, связанных с ПО, и мы надеемся свести и их к абсолютному минимуму. Раньше нам приходилось перезагружать системы намного чаще.

Да и в целом количество заявок на обслуживание резко снизилось. Если раньше запуск сервера занимал неделю, теперь – один день. Практически исчезли проблемы дополнительной настройки оборудования, связанные с медленной или неустойчивой работой приложений. Этого удалость достичь за счет использования стандартизованного набора решений и продуктов, а также виртуализации. Значит, не потребуется набирать дополнительный персонал.

Работа с одним поставщиком дает значительные преимущества при обслуживании сделки. Мы снизили затраты на электроэнергию. За счет использования оборудования высокой плотности заметно – на 30–40% – сократили площади, которые парк занимает в аутсорсинговом ЦОД. Это тоже прямая выгода. Учитывая, что цена оборудования невысока, мы существенно выигрываем в деньгах.