Информационная система образовательных услуг «Виртуальная школа» (ИСОУ ВШ) была разработана и внедрена в Белгородской области в 2010 году. На наши вопросы по данному проекту ответил Юрий Банчук, заместитель руководителя администрации губернатора Белгородской области — начальник управления информационных технологий и связи.

Intelligent Enterprise: Каковы основные цели создания ИСОУ ВШ? Какие сервисы покрывает собой эта система в настоящий момент? Кто является поставщиками и кто — потребителями содержащейся в ней информации? С какими другими системами и для каких целей она интегрирована?

Юрий Банчук: Информационная система образовательных услуг «Виртуальная школа» создана для автоматизации основных управленческих функций сферы образования региона и повышения эффективности процесса управления этой сферой на различных уровнях: образовательное учреждение, муниципалитет, регион. Её основные цели — предоставить населению образовательные услуги в электронном виде, автоматизировать процессы мониторинга и прогнозирования в сфере образования, повысить прозрачность оказания услуг и уничтожить коррупционную составляющую при зачислении детей в дошкольные учреждения и школы.

Поставщиками данных в ИСОУ ВШ являются главным образом образовательные учреждения и ученики, их родители, опекуны и прочие законные представители. Потребителями информации — региональные и муниципальные органы управления и оценки качества образования, образовательные учреждения (дошкольные, общеобразовательные, учреждения профессионального и дополнительного образования), ученики, их родители и законные представители.

Чтобы какие-­то услуги сферы образования можно было реализовать на портале госуслуг, проведена интеграция с этой системой. Есть также решения по интеграции с системами пропуска в общеобразовательное учреждение, безналичной оплаты школьного питания, автоматической рассылки SMS-сообщений пользователям и платежной системой QIWI.

Функции ИСОУ ВШ явно предполагают, что первичная информация, попадающая туда, является по возможности полной, достоверной и непротиворечивой. Иначе решения чреваты существенными неточностями. Как удается обеспечивать эти характеристики информационного ресурса? Насколько тут важна организационная дисциплина ввода информации в систему и какими методами она достигается? Можно ли проводить какие-­либо проверки техническими методами?

В процессе использования ИСОУ ВШ был разработан пакет нормативно-правовых актов, регулирующих работу операторов на уровне региона, муниципалитетов, образовательных учреждений.

В системе предусмотрено функциональное решение по мониторингу актуальности введенной информации, которое позволяет ответственному сотруднику на уровне образовательного учреждения, муниципалитета, региона получать информацию о результатах работы в системе.

Может ли сейчас или в перспективе данная система способствовать решению долгосрочных задач образования? Таких, например, как повышение качества образования по определенным направлениям или воспитания на определенном возрастном этапе. Может ли содержащаяся в ней информация, будучи каким-­либо образом обобщенной, подсказать те или иные «болевые точки» образовательного процесса в целом, которые, быть может, трудно заметить невооруженным глазом? Как можно выявлять эту информацию?

На сегодняшний день в системе накоплена информация за несколько лет, что уже сейчас дает возможность прогнозировать изменение показателей сферы образования в регионе.

Очередь в дошкольные образовательные учреждения служит информацией о недостатке мест по определенным территориям региона. На основании полученной информации планируется строительство новых и расширение уже имеющихся учреждений. Если возраст ребенка позволяет посещать дошкольное образовательное учреждение, а мест на данный момент нет, родителю может быть предложено временно записаться в частное ДОУ.

В системе предусмотрено заполнение электронного портфолио учащегося. На основе этой информации построено рейтингование обучаемых, что является дополнительным стимулом для развития личностных достижений. Банк данных талантливой молодежи региона служит основой для оказания целевой поддержки одаренных детей.

Учет показателей успеваемости в регионе позволяет проводить различные мониторинговые исследования. Инструменты мониторинга сферы образования региона содержатся в блоке аналитики, который имеется в системе.

Каковы ключевые свойства архитектуры системы, позволяющие достигнуть оптимальных функциональных и экономических характеристик? Насколько важны, в частности, реализованные подходы в модели SaaS, обеспечивающие возможность интеграции с другими системами категории Open Source? Какое значение имеет полностью централизованная архитектура обработки информации и где конкретно размещена система, работающая по модели SaaS?

Информационная система образовательных услуг Белгородской области реализована в виде Web-приложения по модели SaaS на основе свободного программного обеспечения. Это позволило развернуть его в минимальные сроки. Равно как и проводить модернизацию или добавить дополнительную функциональность. Работать с ИСОУ ВШ можно с любого компьютера независимо от операционной системы и аппаратной платформы. Реализованная архитектура с использованием определенного API дает неограниченные возможности по взаимодействию с подобными системами. При этом обеспечивается централизованное безопасное хранение персональных данных. На уровне учреждения аттестация информационной системы персональных данных не требуется.

Достигается оптимальный по времени и трудозатратам процесс извлечения любого рода информации как в разрезе образовательного учреждения, так и по муниципалитету или региону. Можно оценить эффективность системы на уровне региона.

На сегодняшний день портальное решение размещено в центре обработки данных Белгородской области.

«Виртуальная школа» подается не как ИТ-система, а как совокупность систем. Что это значит в архитектурном плане?

ИСОУ ВШ состоит из двух портальных решений: «Муниципальные услуги в сфере образования» и «Автоматизированная система управ­ления образовательным процессом в образовательном учреждении».

Первое решение в открытой части содержит полную информацию о сети образовательных учреждений региона. В закрытой части осуществляется работа с пользователями, заявками и электронными очередями.

Второе реализует функции по автоматизации основных процессов сферы образования (общеобразовательных учреждений).

Каковы наиболее важные требования к информационной платформе созданного портального решения? Насколько оно должно быть масштабируемым под изменяющуюся нагрузку (активность населения), насколько гибким к добав­лению новых функций или изменению существующих? Насколько богатыми должны быть возможности в отношении пользовательского интерфейса и работы с данными разных форматов? И для каких задач в системе востребованы функции аналитической обработки информации?

Информационная платформа должна удовлетворять требованиям к техническому обеспечению ИСОУ ВШ. Система сразу разрабатывалась с учётом масштабирования под любой объем пользователей в рамках всей страны.

Требования законодательства к организации образовательного процесса постоянно изменяются, поэтому в систему изначально закладывалась возможность оперативного изменения и дополнения её функциональности.

В систему входят типовые интерфейсные функциональные блоки, которые упрощают обучение и работу.

Аналитический блок активно используется в системе дошкольного образования для решения задач прогнозирования, а также при работе с информацией банка данных талантливых детей и молодежи.

Существует ли методика оценки эффективности созданного решения? Использует ли оно, в частности, количественные показатели?

Оценка эффективности главным образом заключается в активности пользователей образовательных учреждений, а также в количественных показателях обращений. Данная оценка как раз и включает в себя количественные показатели эффективности данного решения.

Каковы перспективы функционального развития системы?

В настоящее время основные усилия сосредоточены на трех направлениях: расширение возможностей подсистемы аналитики, введение модуля профессионального образования в автоматизированную систему управления образовательным процессом и интеграция с информационными системами органов ЗАГС.