В последние годы на издательском рынке происходят очень серьезные изменения. Связаны они с тем, что на смену традиционным бумажным изданиям приходят электронные. О том, как это сказывается на издательском бизнесе, мы говорили с директором издательства «ДМК Пресс» Дмитрием Мовчаном.

Intelligent Enterprise: Насколько велик рынок электронных книг?

Дмитрий Мовчан: Сейчас в развитых странах до четверти книжного рынка занимают электронные издания. По России точной статистики нет, но у нас эта доля составляет лишь считанные проценты. Естественно, речь идет о легальных продажах. Лично я оценил бы долю электронных книг на уровне 1—3%. Хотя темпы роста продаж довольно высоки. Рынок электронных книг удваивается каждый год, но все равно доля в легальном обороте пока ничтожна. Это связано с тем, что издатели если и продают права на издание электронных книг, то весьма неохотно. Тому есть множество причин: опасения утечки на нелегальный рынок, юридические проблемы во взаимоотношениях с авторами и зарубежными правообладателями. В итоге сильно страдает ассортимент легального рынка. И главную роль на нем играют не издательства, как в Европе и США, а агрегаторы, самым крупным из которых является «ЛитРес». Именно они пытаются толкать рынок вперед, но пока всё сильно буксует.

Каковы основные положительные моменты перехода от традиционного книгоиздания к электронному?

Можно услышать, что переход на новые формы существенно уменьшает сроки подготовки изданий. На самом деле из процесса выпадает лишь один этап, связанный с полиграфией, который занимает две-­четыре недели. Основное время по-прежнему занимает работа по написанию авторского текста или переводу. По моей практике оно составляет как минимум три месяца, и то если речь идет о переводе. На написание же «с нуля» уходит заметно больше. Верстка электронных книг также ничем не отличается от бумажных. По крайней мере для научно-технической литературы по информационным технологиям и радиоэлектронике, на которой мы специализируемся. Изготовление макета тоже требует около месяца. Так что влияние на сроки выпуска здесь очень незначительное.

С другой стороны, полиграфия — самый дорогостоящий этап при подготовке книг. Выпуск электронных изданий обходится существенно дешевле, что влияет и на их конечную стоимость. Плюс ко всему за ненадобностью исчезают затраты, связанные с логистикой и хранением книг. Причем это касается не только материальных затрат, но и временных. А этот фактор очень важен, поскольку содержание книг, которые мы выпускаем, может быстро устаревать, что сильно влияет на продажи. Особенно если речь идет о доставке в отдаленные регионы или за пределы нашей страны.

Надо сказать, что на электронные книги существует очень большой запрос, и продажи от этого зависят напрямую. Причем многие из тех, кто купил бумажную книгу, хотят иметь еще и электронную версию. За плату или бесплатно, это уже другой вопрос. А многие хотят иметь только электронную версию. Особенно это касается литературы по информационным технологиям.

Есть ли здесь отрицательные моменты и факторы торможения? С чем они в большей степени связаны — с технологическими факторами, законодательными, с неудобством читающих устройств для многих категорий пользователей или с чем-­то иным?

Главный тормоз — пиратство. С этим так или иначе сталкиваются все издательства. Как минимум половину своих книг мы находили на различных нелегальных ресурсах, как правило, распространяющихся посредством небезызвестных торрентов. Как я уже говорил, мы специализируемся на литературе, которая быстро устаревает, и это накладывает свою специфику. Есть всем известные «пиратские» библиотеки, где можно найти практически все мало-мальски популярные произведения. И как бороться с пиратством, не вполне ясно. Пример так называемого антипиратского закона показывает, что он малоэффективен несмотря на все усилия правообладателей. К тому же его действие пока не распространяется на книжную продукцию.

Другие трудности являются производными от пират­ства. Сопротивление авторов и зарубежных правообладателей, например, напрямую вызвано опасениями за утечку их произведений на пиратские ресурсы.

Остальные проблемы скорее из области надуманных. Да, не все могут читать с экрана. Но устройств великое множество, и для каждого можно найти то, которое будет удобным и при этом стоить приемлемые деньги. Но и самый дорогой ридер или планшет довольно быстро окупится за счет того, что электронные книги дешевле. Даже легальные. Средний ридер окупается уже после приобретения одного¬двух десятков книг. К тому же речь о том, чтобы полностью прекратить выпуск бумажных изданий, пока не идет. По крайней мере мне такие прецеденты не известны. Правда, газеты и журналы, не имеющие бумажной версии, уже существуют. В том числе и у нас.

Тем не менее основные заработки издательства пока получают от бумажных книг. Однако ситуация меняется. Прежде всего ценовая. Дешевы только многотиражные массовые книги. Но тиражи падают… И если раньше бумажная книга у нас стоила на порядок дешевле, чем в США или Европе, то сейчас эта разница стремительно сокращается. А на техническую литературу цены и вовсе практически сравнялись.

Есть ли какие-­то нюансы в плане автоматизации издания и дистрибуции электронных книг? Как вообще обстоят дела в этой сфере?

Дистрибуция традиционных и электронных книг различается в корне! Бумажная книга — это обычный товар. Для которого нужны склады, инфраструктура логистики, офис продаж, транспорт, организация взаимоотношений с магазинами. Электронные книги уже являются нематериальным активом. Для их дистрибуции ничего, кроме Интернета, не нужно. Хотя это не так просто, как кажется. Мы пошли по другому пути. У нас эксклюзивный договор с агрегатором «ЛитРес», с которым мы договорились о так называемом гарантированном платеже, и это нам выгодно. Идущие нам выплаты не зависят от объемов продаж и даже превышают их, по крайней мере пока.

Тем не менее для продажи электронных книг необходима довольно серьезная автоматизация. Я уже говорил, что для продаж не нужно ничего, кроме Интернета. Однако через свой сайт продавать книги мы пока не можем. Нужны довольно серьезные меры по обеспечению безопасности для организации платежей в онлайне. Очень непростой вопрос связан с файловыми форматами. Их несколько — как с защитой, так и без. Нужно обеспечить работоспособность инфраструктуры, причем с приличным запасом. Ведь любой сбой ведет к тому, что продажи останавливаются. А массовая загрузка файлов в фоновом режиме — это серьезное испытание для сайта. Всё это накладывает повышенные требования к инфраструктуре хостинга и усложняет разработку самого сайта, что в свою очередь обуславливает довольно значительные затраты. А к этому многие, в том числе и мы, не готовы. Нам проще продавать через агрегатора.

Другой путь — распространение своих книг с помощью мобильных приложений. Это тоже интересный путь. Тут можно меньше опасаться пиратства, так как за магазинами приложений стоят крупные корпорации, которые не допускают туда нелегальный контент. Они реально контролируются. При этом нелегальный обмен контентом затруднен, хотя в принципе вполне вероятен. Мы рассматривали для себя такую возможность, но стоимость разработки из-за дефицита программистов сочли для себя неадекватной. Нам называли минимальную цену в 500 тысяч рублей для одной платформы. А при увеличении количества поддерживаемых систем цена возрастает еще больше. Это не под силу даже для многих издательств, специализирующихся на массовой литературе и СМИ, где объемы продаж существенно больше, чем у нас.

Насколько осложняется жизнь таких потребителей электронных книг, как учебные заведения и библиотеки?

Для индивидуальных потребителей ничего принципиально сложного нет. Покупка электронной книги у агрегатора, в Apple AppStore или Google Play ничем не отличается от покупки в любом другом интернет-магазине.

В случае же вузовских библиотек распространение идёт через электронные библиотечные системы. Этот рынок закрыт. Игроками на нем являются специализированные агрегаторы, а на использование купленных таким образом книг накладываются разного рода ограничения. Например, чтение может допускаться только из читального зала библиотеки, а может давать доступ для личных устройств преподавателей и студентов. Всё определяется условиями договора между данным вузом и агрегатором. Так что за вузы издатели могут быть спокойны: они как государственные учреждения многократно перестраховываются от возможных обвинений в неправомерном использовании контента. Причем для этого не нужно приобретать какие-­либо дорогостоящие системы, всё делается через Web. Можно ограничиться чтением, можно позволить цитирование в определенных пределах. Есть среди таких систем и дорогостоящие решения, но заставлять покупать их все, как мне кажется, тупиковый путь. Есть примеры использования для автоматизации работы с электронными книгами систем управления знаниями, но опять же эта задача не является главной, и главной целью внедрения скорее всего было разрешение других проблем. Но этот рынок весьма велик. И большая часть наших поступлений от продажи электронных книг как раз идёт от этого сегмента. Хотя многое там делается, что называется, «для галочки». От обновления фондов и оцифрованной их доли (объем электронных книг должен составлять не менее 25%) во многом зависит продление аккредитации вуза, которая проходит раз в пять лет. И к этому процессу подходят во многом формально, закупая большие объемы буквально не важно, чего. А о качестве начинают думать уже потом.

С публичными библиотеками всё намного хуже. Причина — недостаток финансирования. Библиотеки относятся к ведению Министерства культуры, где с деньгами всегда было плохо. Это усугубляется тем, что приоритет у них был и остается одним из самых низких. Да и у руководства библиотек часто связаны руки. У тех же ректоров вузов куда больше самостоятельности в том, как именно тратить выделенные им средства. Кроме того, у библиотек до сих пор не создана единая информационная система, хотя разговоры об этом идут уже давно. А ее наличие серьезно упростило бы обмен электронными книгами. Хотя есть два исключения: Российская Государственная библиотека (бывшая «ленинка») и ГПНТБ. Они регулярно закупают книги, в том числе и у нас. И свои фонды они тоже активно оцифровывают. Но они сами по себе.

Насколько осложняются взаимоотношения автора и издателя?

Как я уже отмечал, сопротивление авторов изданию их произведений в виде электронных книг существует. И это серьезная проблема, решить которую может только время и изменение политики издательств. За бумажную книгу автор получал не больше 10% от продаж. В принципе у нас договор един, и за издание электронных книг мы платим столько же. Однако чтобы заинтересовать авторов, мы идем на увеличение авторского вознаграждения до 20, а иногда и до 30%.

И есть тенденция к тому, чтобы издателя и вовсе вывести из процесса. В России феномен сететуры (сетевой литературы) возник практически с самого начала развития национального сегмента Интернета, с середины 90-х, однако он долго оставался некоммерческим. В последнее время появились онлайновые сервисы, предлагающие потенциальным авторам полный цикл по подготовке публикаций, включая верстку и распространение. За свои услуги они берут определенную комиссию. Но этот рынок переживает самую начальную фазу своего развития, и если на нем кто­то и зарабатывает, то считанное количество знаменитостей.

Но уже есть прецеденты, когда авторы сами готовят электронные публикации и заключают договоры с агрегаторами и интернет-магазинами. Однако техническая литература требует более сложной верстки, так что подготовить такую книгу сам автор вряд ли сможет. В общем, без работы мы пока не останемся. Причем довольно долго, как минимум ещё десять лет.