Благодаря информационным технологиям современная клиника становится комплексом, все элементы которого так или иначе служат пациентам, помогая им улучшить состояние здоровья. Об ИТ в «Клинике сердца» — новом кардиохирургическом центре в Самаре — мы беседуем с генеральным директором этого учреждения Анной Маковской.

Intelligent Enterprise: Прежде чем мы перейдем к ИТ, расскажите, пожалуйста, немного о проекте в целом. Для клиники выстроено новое здание с нуля?

Анна Маковская: Да, именно так — пять этажей, двадцать пять тысяч квадратных метров, восемь операционных и всё лучшее из мировых технологий, что можно сейчас получить. Есть и взрослое, и детское отделения. Финансирует проект частная компания «Современные медицинские технологии», которая принадлежит Сергею Шатило, услуги будут предоставляться по ОМС жителям Самары и Самарской области и на коммерческой основе всем желающим. Я очень надеюсь, что наша клиника закроет все потребности региона, а скорее всего будут возможности медицинского туризма для соседних территорий и стран. Например, в Казахстане есть районы, которые ближе к Самаре, чем к Астане, и их жители уже сейчас приезжают лечиться в больницы нашего города.

Всю инфраструктуру и все бизнес-процессы, медицинские и эксплуатационные, мы проектировали на этапе строительства, что позволило нам создать оптимальный проект и максимально эффективно его реализовать. Исполнитель все работы провёл комплексно, грамотно и своевременно.

Давайте теперь перейдем к высоким технологиям и ИТ-состав­ляющей.

В первую очередь здесь нужно сказать о диагностической аппаратуре. Диагностическое отделение будет включать УЗИ, рентгенологический кабинет, компьютерную и магниторезонансную томографию со специализированным программным обеспечением для исследования сердечно-сосудистой системы. С по­­мощью этого оборудования мы сегодня можем выполнить и УЗИ, и КТ, и МРТ, а потом все полученные изображения свести в единое представление. Возможность объединения разных методов — это огромное преимущество: во‑первых, существуют такие тяжелые патологии, которые требуют исследования именно с трех позиций, а во‑вторых, если против какого-то метода есть противопоказания, то мы имеем возможность больше узнать с помощью тех методов, которые показаны.

Оцифрованные снимки — это значительный объем информации, то есть необходима система хранения данных большой емкости. Какие еще требования предъявлялись к системе хранения, и что вы решили использовать?

Действительно, у нас довольно много «тяжелых» данных, причем их объем будет увеличиваться с каждой новой операцией, а мы планируем проводить их до двенадцати тысяч в год. Это означает, что СХД должна быть масштабируемой, с возможностью наращивания объема по мере заполнения имеющегося пространства хранения. К тому же у нас, как и у многих других организаций, есть так называемые «быстрые» данные, к которым необходим мгновенный доступ. В первую очередь это базы данных наших информационных систем: медицинской, бухгалтерской, электронного документооборота. А доступ к другой информации может быть более медленным, то есть нам нужно, чтобы в системе хранения существовало распределение данных в зависимости от приоритета. И, разумеется, их хранение должно удовлетворять критериям надежности и безопасности.

Мы решили строить свою инфраструктуру на основе оборудования Fujitsu, а из всех СХД этой компании выбрали DX200 S3. Это система начального уровня, очень быстрая: мы провели небольшой собственный тест производительности и получили время отклика 0,7 мс, — и ее можно с относительно небольшими затратами нарастить до системы среднего уровня DX600 S3 вчетверо большей емкости.

Какая медицинская информационная система у вас используется?

Мы выбрали МИС qMS санкт-петербургской компании СМ.АРМ. Нам очень понравился ее интерфейс: разработчикам удалось сделать его понятным для всех пользователей — ведь нельзя забывать, что в медицинской информационной системе работают не только доктора, но и медицинские сестры, администраторы, сотрудники финансового блока и многие другие. Не менее важное достоинство — замечательная карта пациента, в которой отражается буквально всё, что с ним происходит. Система позволяет составлять сложные запросы, подключать медицинские справочники, подгружать в карту данные исследований и многое другое. Можно отслеживать динамику изменения того или иного показателя, причем вам будут представлены не только цифры, но и визуализация в виде графика. Это особенно полезно, когда нужно объяснить пациенту, почему он должен выполнять наши рекомендации.

В системе есть блок, посвященный диспансеризации. При выписке и во время диспансерного приема доктор планирует для пациента дату следующего визита, и в нашем бизнес-процессе предусмотрено, что мы будем предупреждать человека и напоминать ему о необходимости показаться врачу. Также мы заложили в систему блок, отвечающий за контроль имплантированных электрокардиостимуляторов. Кардиостимулятор, как любой прибор, нуждается в периодической проверке, и она проводится с помощью специальной станции. Такие станции будут не только у нас, но и в других точках, с которыми мы будем связаны через удаленный доступ. Поэтому пациенту не придётся ехать к нам, просто чтобы убедиться, что всё в порядке, — это он сможет сделать и ближе, а к нам отправится, только когда нужен прием у врача.

Как организована работа в системе с точки зрения ИТ?

Все приложения работают в облаке, а для доступа к ним используются тонкие клиенты. Такое решение оптимально с точки зрения доступности и безопасности данных, поскольку на любом терминальном клиенте может быть обеспечен любой сервис, а данные при этом не выходят за пределы серверной комнаты. Оно упрощает обслуживание рабочих мест и существенно снижает затраты, потому что в случае поломки тонкий клиент можно мгновенно заменить, а все вопросы, относящиеся к работе программ, решаются удаленно. Вообще практически всё администрирование осуществляется с консоли, что дает администратору возможность работать из любой точки мира, — для современной инфраструктуры это уже, наверное, стандарт. Инженеры практически не заходят в серверную — разве чтобы удостовериться, что всё в порядке, как требует протокол обслуживания. Кроме того, наше облако экономит электроэнергию за счет низкого энергопотребления терминалов, которые работают по технологии PoE — Power over Ethernet, — и за счет того, что серверы и СХД потребляют столько энергии и выделяют столько тепла, сколько в данный момент необходимо для процессов: если вы не работаете, то потребление энергии можно уменьшить.

Расскажу чуть подробнее о тонких клиентах. Для доступа к ним Fujitsu предлагает два варианта — классический терминальный, когда приложение запускается в центре обработки данных и делится между пользователями, и VDI-доступ, когда для каждого пользователя запускается виртуальный рабочий стол. С точки зрения пользователей эти варианты практически неразличимы. Мы выбрали VDI, так как он дает дополнительную защиту: у классического терминального доступа есть свои преимущества, но безопасность для нас важнее всего. Программное обеспечение терминалов позволяет подключать к ним самые разные устройства — мы подключали видеокамеры, кассовые аппараты, и все это было для наших специалистов довольно просто. Единственное требование — наличие драйверов для той операционной системы, с виртуализацией которой работает пользователь. Еще одна особенность тонких клиентов — слот PCI-E. Вы спросите, зачем он нужен в терминале? В нашем случае — чтобы вставить туда плату доверительной загрузки и обеспечить использование электронных цифровых подписей. Это довольно важный шаг к переходу на электронный документооборот.

Планируете ли вы участвовать в телемедицинских проектах, и насколько клиника готова к этому с точки зрения ИТ?

Телемедицинские технологии очень важны для нас, как и всё, что позволяет нам быстрее и эффективнее помогать пациентам. Сердечно-сосудистая проблема может возникнуть у человека где угодно, и если он до того лечился у нас, мы сможем передать в ту клинику, где он окажется, данные предыдущего обследования и лечения, используя защищенный канал связи. Мы вполне готовы консультировать сложные случаи в качестве экспертов — у нас подобралась команда из очень сильных профессионалов, и мы поддерживаем тесные связи с СамГМУ — Самарским медицинским университетом. Его ректор, академик Геннадий Петрович Котельников, патронирует, наряду с другими проектами, и «Клинику сердца», а наш главный врач, кардиохирург Алексей Николаевич Вачёв, — доктор медицинских наук, профессор СамГМУ. И точно так же мы, когда у нас возникнет необходимость, будем обращаться за консультациями или за «вторым мнением» к специалистам других институтов и клиник. У каждого из нас, докторов, свой опыт, и это нормально, что мы задаем друг другу вопросы и отвечаем на них.

Действующая официальная про­цедура обмена информацией между медицинскими учреждениями довольно громоздкая и сложная, поскольку необходимо соблюдать тайну — как врачебную, так и личную тайну пациента. Очень надеюсь, что мы сможем наладить передачу защищенных медицинских данных в электронном виде, и тогда процесс будет занимать меньше времени.

А если говорить о передаче данных непосредственно с аппаратуры? Как вы относитесь к мобильным устройствам для мониторинга сердечной деятельности?

Их использование не исключено, мы сейчас обсуждаем это с некоторыми производителями. Постоянное наблюдение — большой плюс, только нужно помнить, что автоматический мониторинг не заменяет регулярных визитов к врачу, хотя и способен служить хорошим дополнением к ним.

Еще один мобильный проект мы задумали с врачами «скорой помощи». Сейчас врач «скорой» может снять кардиограмму прямо в машине. При этом данные будут передаваться в наш центр, и их сможет увидеть специалист-кардиолог. В результате, пока машина еще едет, он может принять решение: какую операционную готовить, какую бригаду разворачивать, какой хирург будет оперировать. Острые ситуации требуют максимально быстрого реагирования, нередко от нескольких минут зависит жизнь человека.

Сможет ли пациент сам заглянуть в вашу медицинскую систему, и если да, то какая информация ему будет доступна?

Мы планируем, что у каждого пациента будет личный кабинет, где он сможет посмотреть данные своих обследований, назначения и т. д. И не только посмотреть, но и, например, показать со своего планшета доктору в другом лечебном учреждении.

На нашем сайте уже работает обратная связь — рубрика «Задайте вопрос». И вопросы к нам стали поступать сразу, как только мы ее запустили. Этим летом в Самаре была сильная жара, температура доходила до сорока градусов, и так продолжалось около месяца. Мы выпустили передачу на местном телевидении, где постарались осветить самые острые темы, которые могут волновать наших пациентов: сколько следует пить воды, не нужно ли изменить схему приема постоянных лекарств и так далее. Сейчас вопросы продолжают приходить — очень простые, но из ответов на них складывается качество жизни пациента. А если пациенту хорошо, то и нам хорошо.

Вообще мне очень нравится выражение «клиенториентированный подход», а для медицинского учреждения я бы предложила говорить о пациенториентированном подходе. Все мы — и медсестры, и администраторы, и медицинские светила первой величины — должны вращаться вокруг пациента, и когда так и происходит, мы получаем хороший результат.

С Анной Маковской беседовала обозреватель Intelligent Enterprise Мария Суханова