Работодатели ждут «технической грамотности» даже от уборщиков.

Ежедневно на рынке появляются сотни новых технологических решений — программы, приложения, девайсы. Большинство бизнес-процессов в компаниях автоматизируются и оцифровываются. Потому сегодня работодатели ждут от своих сотрудников высокой «технологической грамотности». Причём уверенно ориентироваться в современных ИT-разработках одинаково необходимо как техническим специалистам, так и «гуманитариям». «Сейчас преподаватели учатся работать с видеосвязью и электронными дневниками. Деятели искусства заводят соцсети, наращивают аудиторию и спустя время настраивают таргетированную рекламу!» — перечисляет Катерина Гаврилова, генеральный директор компании DigitalHR.

«Если десять лет назад в резюме в качестве преимущества указывали знание пакета Microsoft Office, то сегодня навык работы с ПК на уровне уверенного “юзера” является must have. Уборщицы отмечаются в графике дежурств в табличке Excel, вывешенной в Google Docs», — приводит пример Александр Григорян, директор по развитию digital-агентства «Улей».

Необходимость постоянно повышать свою техническую грамотность — одна из черт «цифровой трансформации» (от англ. digital transformation). Для этого тренда характерно использование в бизнесе современных технологий. ИT-решения помогают многократно увеличивать производительность труда персонала, оптимизировать и автоматизировать бизнес-процессы. Однако при этом фирмы встают перед необходимостью найма технически подкованных сотрудников, способных с легкостью разбираться в технических новшествах.

Искать «подкованных» или учить

Современные компании по-разному подходят к поиску технически грамотного персонала. Например, в фирме SearchInform, специализирующейся на разработке средств информационной безопасности, предпочитают нанимать «готовых» специалистов. «У нас в компании любой соискатель проходит проверку на элементарную компьютерную грамотность. Ясно, что уровни подготовки системного администратора и специалиста колл-центра будут разными, но без этих компетенций они просто не справятся с обязанностями», — объясняет Кирилл Медведев, HR-директор компании SearchInform.

Нанимать специалистов — уверенных пользователей ПК — разумеется, удобно. Такие сотрудники быстрее приступят к выполнению своих обязанностей, сэкономив компании время и деньги на обучении. Однако если речь идёт об опытном профессионале старшего поколения, то подобный отбор может отсечь ценный кадр. «В поколении двадцати- и тридцатилетних проблема цифровой неграмотности не является распространенной. Действительно критична такая проблема для многих отличных специалистов, получивших образование и базовый опыт до цифровой революции. В старшем возрасте далеко не каждый может найти в себе силы для освоения принципиально новых технологий и отказа от привычек. Между тем зачастую именно такие сотрудники представляют собой носителей уникального опыта и знаний, подлинно необходимых компании», — предостерегает от кадровых ошибок Анна Соина, руководитель отдела персонала в «Риалвеб».

Компаниям следует самостоятельно решать, искать ли технически подкованных специалистов или обучать ценные кадры необходимым навыкам на месте. Некоторые компетенции стоят того, чтобы потратить время и деньги на «знакомство» сотрудника с новым софтом или устройствами.

Владение какими же технологиями может сегодня стать критически важным для соискателя и сотрудника в той или иной компании? Например, в сфере PR от специалистов-маркетологов ждут знания SEO-стандартов и тенденций в Social Media Marketing, рассказали в PR-агентстве «Идеи&Решения». Помимо этого необходимо ориентироваться в системах мониторинга, в алгоритмах ранжирования и технических возможностях социальных сетей. Ритейл ищет работников, готовых осваивать программы ЭДО (электронный документооборот) и EDI (электронный обмен данными с поставщиками). Не реже пользуются новыми ИT-фишками и рекрутеры: они «…ищут кандидатов по сложным поисковым запросам, анализируют трафик, знают, что такое "комит" и "репозиторий"», — объясняет специфику своей работы Катерина Гаврилова из DigitalHR. А юристы в обязательном порядке пользуются справочно-правовыми системами и специализированными сервисами для работы с документами. «Внедрение решений и технологий из LegalTech позволяет делать ту работу, которую раньше выполняли десять помощников юристов по подбору практики, контролю графика судебных процессов, формированию документов и прочему. Сейчас можно более оперативно и без ошибок делать всё это с помощью популярных решений компаний “Право.РУ”, Jeffit, ProjectMate и других», — делится секретами профессии Александр Трифонов, эксперт из фирмы «Конструктор документов FreshDoc.ru» и совладелец юридического сервиса 48Prav.ru.

Человек-оркестр, пользователь и разработчик

У «цифровой трансформации» есть ряд своих особенностей. Одна из примет digital transformation — совмещение нескольких должностей в одну благодаря технологиям. Зачастую компаниям требуется «человек-оркестр».

Многие вакансии сегодня представляют комбинацию должностей, которые ещё вчера были самостоятельными. Подобная ситуация происходит в колл-центрах: некоторое время назад агенты-операторы принимали звонки, другим специалистам поручалось сопровождение клиентов, централизованной обработкой данных занимались третьи. Теперь на стыке нескольких должностей возникла одна. Оператор колл-центра сегодня общается с аудиторией, сам ведет клиента в CRM-системе, которая в свою очередь автоматизирует обработку данных, объясняет Кирилл Медведев из SearchInform.

Вторая черта тренда, по мнению многих экспертов, — упрощение пользовательских интерфейсов. Программы и устройства становятся «доступнее» для обычных людей. Чтобы освоить новый софт, далеко не всегда требуется пройти специализированные курсы. Чаще всего нужно потратить всего несколько часов, чтобы разобраться в настройках и управлении. Оттого в digital-среде бытует мнение, что получать специфические технические навыки специалистам нетехнических профессий не обязательно. Достаточно быть уверенным пользователем ПК.

Сотрудники на производстве должны разбираться в технологии Big Data, а продавцы интернет-магазинов — в выгрузках «1С». Но здесь стоит отметить, что для всего этого созданы удобные пользовательские интерфейсы. «Не нужно специально заканчивать курсы разработчиков, чтобы освоить новый программный продукт. Поэтому нетехническим сотрудникам не требуется приобретать какие-то специальные навыки за исключением тех, которыми сегодня обладает обычный интернет-пользователь», — полагает Александр Григорян из «Улья».

Однако далеко не каждая профессия сегодня может обойтись навыками «интернет-пользователя». К некоторым «гуманитарным» специальностям выдвигаются серьёзные технические требования. В июле 2016 года Юлия Чухвичёва, главный редактор контентного агентства Honestext, в своей колонке описала «идеального» копирайтера. По ее мнению просто писать тексты недостаточно. Необходимо знать язык разметки HTML, а также разбираться в SEO-оптимизации. Надо сказать, что копирайтеры в большинстве своем — выпускники филологических или журналистских факультетов. Это профессия сугубо гуманитарная. То есть чтобы сегодня копирайтер мог «выделиться» на рынке труда, ему необходимо получить дополнительные технические навыки.

Технические навыки нужны!

Эксперты единодушны во мнении, что знание современных технологий — обязательное условие для любого специалиста. Вопрос лишь в том, какой уровень технических навыков необходим для успешной работы. Александр Григорян советует каждому нетехническому работнику рассмотреть для себя два варианта: либо изучить наиболее популярные технологические тренды в своей сфере, чтобы уверенно чувствовать себя на рабочем месте, либо самому создавать технические решения для своей профессии. Разумеется, второй вариант требует как минимум изучения языков программирования, а как максимум — ещё многого другого.

Впрочем, не все считают, что знание «кода» может серьёзно помочь в карьере. Для изучения и использования современных программ или девайсов совершенно не нужно становиться «программистом». «По мере того, как технологии становятся дешевле и доступнее, их начинает использовать всё менее квалифицированный персонал и для них разрабатываются всё более простые интерфейсы», — подчеркивает Анна Канакова, коммерческий директор компании Wowworks.ru.

Чтобы сегодня оставаться востребованным специалистом, необходимо уверенно работать с компьютером и с большинством популярных программ. ИT-новшества быстро переходят из разряда «желательно» в категорию «необходимо знать». Поэтому нетехническим специалистам стоит держать руку на пульсе, отслеживая технические тренды в своей профессии, и стараться не отставать. Иначе есть риск оказаться не у дел.

И менеджер, и дизайнер, и программист

Маргарита Кашуба, директор по маркетингу в компании Englishdom:

«Я не могу позволить себе такую роскошь, как незнание современных технологий. Наоборот, я одна из тех людей, которые всё пробуют и в рабочий процесс вводят новое.

Маркетолог должен мастерски владеть Excel, Google Analitycs, уметь сверстать простую страничку, а поправить картинку в Photoshop — это вообще не обговаривается.

Естественно, я умею переустанавливать Windows, а также настраивать разные программы и сервисы (например, Trello, Slack и пр.). При необходимости могу “перепрошить” смартфон».

Николай Калмыков, директор Экспертно‑аналитического центра при Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации:

«Многим представителям социологической профессии, к которым и я отношусь, зачастую приходится осваивать основы программирования для написания скриптов автоматизированной обработки больших данных. Конечно же требуется знание программ для работы со статистической информацией.

Не менее важно разбираться в различных вопросах, связанных с программированием или с какими бы то ни было ИT-продуктами, когда ты внедряешь всё это в исследовательскую работу. Это нужно, например, чтобы проводить онлайн-опросы или в тех случаях, когда разрабатывается специальное приложение для интервьюирования на планшете вместо бумажной классической анкеты. Таким образом, в этой профессии проходится постоянно осваивать всякие ИT-штучки».

Олег Грибанов, генеральный директор компании Darenta:

«Хотя я занимаю должность генерального директора, мне пришлось учиться многим непрофильным вещам. Я изучил, как разметка Open Graph обычную веб-страницу делает полноценным объектом в социальных сетях. Освоил процесс SEO-аудита и комплексного продвижения проекта. Понял, как компоновать UTM‑метки и делать сквозную аналитику с помощью Universal Analytics в P2P-каршеринге Darenta. В данный момент приходится штудировать шахматное тестирование App Store Optimization — новую дисциплину, связанную с продвижением мобильных приложений в соответствующих “магазинах” ведущих поставщиков мобильных операционных систем».