Изучение комплексных систем управления деятельностью предприятий в России начиналось со знакомства с грандами индустрии производства ПО этого класса. В середине 90-х годов понятие “ERP-система” стало в кругах пользователей более или менее узнаваемым термином, и у большинства из них оно поначалу прочно ассоциировалось с компанией SAP (http://www.sap.com) и ее продуктом. Зрелый рынок ERP-систем среднего класса, на котором присутствовало большое количество отличающихся друг от друга разработок, сложился в нашей стране уже позже, где-то в конце девяностых. В настоящее время интерес средних предприятий к управленческим системам очень заметно растет, и данный рынок и по сей день продолжает активно формироваться.

С другой стороны, идет обратный процесс — предложение формирует рынок. Заказчики за последние несколько лет начали осознавать, что универсальных решений в этой сфере корпоративного ПО быть не может. Различные продукты ориентированы на разные по размеру предприятия, на разные типы производства и торговли, в них могут отчетливо просматриваться вертикальные решения для той или иной отрасли, и, конечно, они должны быть апробированы на многих проектах в интересующих клиента областях.

В последнее время ПО комплексной автоматизации предполагает также учет традиции взаимодействия предприятий с партнерами. Решения, реализующие управление цепочками поставок и взаимоотношениями с клиентами, становятся столь же привычными элементами ERP-систем, какими недавно казались модули управления производством, сбытом или финансами. Глобальные направления в развитии корпоративного ПО, прежде всего Интернет-технологии и аналитические средства, также начинают входить в управленческие системы в качестве стандартных компонентов. Все эти тезисы становятся практически осязаемы именно при реальном развитии рынка управленческого ПО для среднего бизнеса, поскольку он более динамичен и разнообразен. Но учитывать все эти тенденции во взаимосвязи и в преломлении к собственному бизнесу пользователю в таких условиях не столь легко. В статьях и тем более в книгах трудно найти самую актуальную информацию из первых рук.

В этой ситуации большую помощь пользователям (да и нам, журналистам) оказывают мероприятия, проводимые поставщиками программных продуктов корпоративного уровня. Конференция “Платформа Navision Attain”, которая состоится 14 сентября в отеле “Рэдиссон-Славянская” и на которой ожидается присутствие около 500 участников из числа корпоративных клиентов, по ряду причин может стать самым крупным и заметным форумом для клиентов комплексных систем управления из сферы среднего бизнеса. Во-первых, Attain (локализованная версия, которая и будет представлена на конференции) — это новая разработка Navision, которая обещает стать основным продуктом компании на ближайшие годы, и в нем, естественно, учтены буквально все последние тенденции корпоративной автоматизации. Это электронная коммерция, средства информационной поддержки управления данными о клиентах, технология порталов, возможности аренды приложений, аналитика, вертикальные решения и многое другое. Во-вторых, следуя доброй традиции прошедших за последние несколько месяцев конференций поставщиков ПО для среднего бизнеса, она, думается, поможет пролить свет на многие концепции управления бизнесом, претерпевающие изменения в связи с возникновением новых направлений автоматизации.

Отметим, что решения датской компании Navision (http://www.navision.com), известные в 108 странах мира и предназначенные для управления ресурсами предприятий, электронной коммерции и сотрудничества в сфере среднего бизнеса, в России внедряются достаточно давно. И хотя до последнего времени они были не очень широко известны отечественным пользователям, тем не менее вполне стабильно развивались на протяжении нескольких лет, в течение которых отношение ко многим продуктам подобного класса успело коренным образом поменяться.

В 1993 году программное обеспечение Navision было успешно внедрено в московском офисе компании Adidas, а после проявления заинтересованности со стороны местного представительства компании Stimorol была создана фирма “Импакт-Софт” — Центр решений Navision, которую возглавил Александр Якунин, работавший ранее IT-консультантом российского подразделения Adidas. Сначала клиентами “Импакт-Софт” были международные, а затем и российские компании самого разного профиля (“Майский чай”, завод “Уссурийский бальзам”, телекоммуникационная компания “Комкор”, сеть мебельных магазинов “Феликс”). В 2000 году было создано представительство Navision в СНГ (Navision CIS, http://www.navision.ru), генеральным директором которого стал Александр Якунин. В результате на сегодняшний день в России мы получили еще одно решение для автоматизации среднего бизнеса, обладающее двумя ключевыми преимуществами — апробированностью местным рынком и прямой поддержкой производителя. Поэтому новые решения Navision, о которых будет рассказано в ходе форума, должны вызывать чисто практический интерес.