Основными элементами созданной инфраструктуры являются современный ЦОД, а также охватывающая всю Астраханскую область территориально распределенная сеть передачи данных, связывающая ЦОД с ЛПУ. В данном решении широко используется созданная компанией ИВК, подрядчиком проекта, первая российская платформа для создания систем с высокими требованиями к защищенности и сложности обработки информации. Благодаря этому, обеспечиваются: гарантированная доставка данных между элементами сети даже по ненадежным телекоммуникационным каналам, гарантированное выполнение регламентов логической обработки информации, гарантированная защита данных при хранении и передаче по открытым линиям связи, контроль подлинности и целостности системного и прикладного ПО. Кроме того, к сети могут быть подключены не только традиционные ЛПУ, но и подвижные лаборатории, поликлиники и больницы (в настоящее время в Астраханской области уже проходят испытания передвижные пункты массового медицинского обследования населения, оборудованные на базе большегрузных а/м). Еще одно возможное направление развития — поддержка дистанционного мониторинга и прогнозирования состояния здоровья хронических больных, проходящих лечение без госпитализации.

Особо отметим, что созданная инфраструктура системы здравоохранения Астраханской области предусматривает поддержку как традиционных ЛПУ, использующих различные МИС (медицинская информационная система), так и инновационных решений: саморегулирующихся организаций (врачебные палаты и др.), профессиональных сетей медработников, соцсетей для коммуникации пациентов друг с другом и с поставщиками профессиональных услуг в сфере здравоохранения. По мнению многих специалистов, именно такие формы работы смогут сделать российскую медицину ориентированной на пациента. При этом Астраханская область уже располагает техническими возможностями для макетирования конкретных систем и проведения соответствующих пилотных проектов.

Необходимость изменений сегодня осознают и профессионалы медицинской отрасли, и конечные потребители медицинских услуг, и различные общественные организации, и руководители регионов, и структуры системы управления здравоохранением на всех уровнях. Вместе с тем, такое реформирование — сложнейший процесс, где многое предстоит сделать впервые. Неслучайно, в последние годы не раз менялась концепция реформы здравоохранения, высказывались и высказываются различные (а подчас и полярные!) точки зрения на приоритеты и принципы функционирования медицины завтрашнего дня. Несомненно, выбор окончательной линии потребует и экспериментов, и применения совершенно новых информационных инструментов (таких как Интернет-порталы, специализированные соцсети, краудсорсинг и др.) Более того, такие проекты должны увязать общие положения реформы с конкретными особенностями регионов, включая их финансовые возможности, демографию и размещение населения, климат и эпидемическую обстановку, транспортную инфраструктуру, миграционные процессы, культурные традиции, готовность населения использовать Интернет и многие другие факторы. В связи с этим подчеркнем, что созданная в Астраханской области техническая инфраструктура системы здравоохранения поддерживает различные сценарии ее модернизации и развития — как уже наметившиеся, так и те, которые появятся в будущем.