Юбилейная, десятая конференция AHConferences по Business Intelligence (BI) прошла в начале октября в Москве. По этим форумам, обычно проводимым раз в полгода, хорошо видно, как постепенно, не быстро, но всё-таки взрослеет российская бизнес-аналитика, усложняются задачи, развиваются проекты, четче становятся бизнес-цели. Модератор конференции архитектор систем Business Intelligence ОАО «Вымпелком» Сергей Федечкин выделил три основных тренда. Во-первых, современные BI-проекты стали более масштабными и значимыми для бизнеса, а BI-рынок более консолидированным. Во-вторых, менеджмент компаний всё чаще запрашивает BI-системы для мобильных устройств. Третий тренд — Big Data.

Еще одну тенденцию отметил начальник управления развития информационных технологий риск-менеджмента Департамента разработки и внедрения автоматизированных систем Газпромбанка Роман Волынец. Он отмечает сближение двух прежде сильно отстоявших друг от друга областей — BI и риск-менеджента (RM). BI — это: много пользователей, несложные виды анализа, быстрый отклик системы, диаграммы, графики, картинки как средства визуализации, одни данные для всех и «тонкие» клиенты. «Одна правда для всех» — краеугольный камень построения хранилищ, таково его видение. Риск-менеджмент — совсем другое дело: пользователей мало, анализ сложный, длительные расчеты, таблицы, цифры как форма представления результатов, для каждого типа пользователей — своя «песочница», включая свои источники и свои версии данных, «толстые» клиенты как архитектурный подход. Видна тенденция сближения BI и RM, считает Волынец. Одним из базовых факторов такого сближения является применение MS Excel для анализа данных и подготовки отчетов. Второй фактор — развитие информационных хранилищ и управления качеством данных в них. Третий фактор — прогресс ИТ. Повышение производительности вычислительных систем дает возможность анализировать то, что раньше для анализа было недоступно, и таким образом, как раньше не представлялось возможным. Технологии обработки больших данных расширяют возможности анализа в реальном времени. Четвертый фактор — стандартизация методик риск-менеджмента, в том числе в рамках стандарта Basel II, что ведет и к стандартизации инструментария. Сказывается также постепенное развитие комплексного подхода, когда риски рассматриваются в совокупности, — Enterprise Risk Management. И наконец пятый фактор — консолидация поставщиков инструментов BI и RM: в состав ERM-платформ включаются полноценные BI-системы. Этим путем идут и IBM, и SAP, и Microsoft, скупая поставщиков аналитических приложений. Заказчику нет нужды выбирать специальный инструмент, проще внедрить тот, что уже входит в единую платформу данного вендора, так видит ситуацию Волынец.

В рамках конференции прошел круглый стол «Эффективность BI и компетенции пользователей». На нем обсуждались три блока вопросов: качество данных и управление им, особенности взаимодействия с пользователями в BI-проектах, планы на будущее. Кроме Сергея Федечкина в заседании приняли участие ИТ-директор торговой сети Rendez-Vous Николай Гегамов, заместитель руководителя отдела МСФО ГК Genser Константин Харламов, технический директор DIS Group Олег Гиацинтов.

По поводу качества данных было высказано несколько тезисов. Прежде всего, по общему мнению, качество данных может быть обеспечено только последовательным процессным подходом. Константин Харламов считает, что один из залогов успеха BI-проектов — контроль за отдельными группами пользователей в зависимости от того, что они делают: только получают информацию, вносят ее, изменяют.

В «Вымпелкоме» не только создано отдельное подразделение контроля качества данных, но заключены SLA с поставщиками данных, где фиксируются сроки поставки и контрольные операции, которые должны быть выполнены при поставке данных в корпоративное хранилище. Это было сделано еще в 2008 году, и с тех пор эти показатели постоянно контролируются.

Идею создания выделенных подразделений для контроля качества данных поддерживает и Олег Гиацинтов, поскольку в его практике в проектах и компаниях, где такие подразделения есть, BI-проекты идут более эффективно. Среди их клиентов такие подразделения имеют примерно 20%, в них работает семь и более сотрудников. Основное здесь — не контроль полноты данных, например, сам по себе, а разработка таких регламентов, чтобы качество данных повышалось, подчеркивает он. Но самый большой и сложный вопрос — что вообще является для заказчика качеством данных, считает Гиацинтов и говорит, что на него очень многие клиенты вообще не могут ответить. Самое главное, полагает он, уже на начальных этапах проекта объяснить заказчику, какие бизнес-проблемы могут возникнуть с имеющимися данными.

Николай Гегамов отметил еще одну важную проблему. Обычно в компании используется много приложений, так или иначе интегрированных между собой, владельцы у них разные и даже непонятно и неочевидно, что данные эти некачественные. Имеет очень большое значение, полагает он, глубина исправления информации в источниках данных. «Междусобойчики» сотрудников, их внутренние договоренности позволяют изменять данные где за несколько дней, а где и за год. Выясняется, что бизнес не способен положить этому конец, ни закрыть предыдущий период за месяц, ни вообще соблюдать согласованные регламенты представления информации. Это поле, на котором сломано много копий, и искры продолжают лететь.

Единый центр управления данными в холдинге — насколько это оправданный подход? Мнения разделились, все участники дискуссии подчеркивали влияние отраслевой специфики. Если сделать единую систему управления НСИ, например, крайне сложно («Вымпелком» планирует для этого отдельный масштабный проект), то введение четких и строго исполняемых процедур пополнения справочников — это обязательный элемент реально работающего BI-инструментария.

Что касается взаимодействия с пользователями, то пользователи BI — несчастные люди, считает Гегамов. Это не владельцы процессов, не функциональные заказчики проекта. Они привыкли к статическим отчетам, а о динамических, как правило, даже не слышали. Сопротивление бывает очень большим. Принципиально, на взгляд Гегамова, то, что настоящий заказчик BI — даже не топ-менеджер, а владелец. Тот, кто подписывает бюджет, а не кто его готовит. А среднее звено менеджмента очень боится BI, поскольку автоматизируется то, что они в основном и делают, — сбор данных.

Среди пользователей стали выделяться новые группы людей — глубокие аналитики, которые хотят разбираться в данных очень детально. Клиенты хотят иметь «песочницы» — специально подготовленные наборы данных. Это пользователи совсем другого уровня. И это интересная тенденция, считает Гиацинтов.

В «Вымпелкоме» тоже строят песочницы — специально отобранные детальные данные в большом объеме. Интересно распределение пользователей по ролям и инструментам. С Business Objects в этой компании работает более 2 тыс. пользователей, с другими, более массовыми системами отчетности — около 20 тыс. сотрудников. Таким образом, примерно 10% персонала компании используют более-менее современные BI-средства, и всего несколько процентов из них способны самостоятельно работать с источниками и разнообразными инструментами, вот им-то песочницы и нужны.

При создании «песочниц» важна общая структура, единый подход. В компании в целом действуют единые стандарты расчета тех или иных показателей. Тот, кто работает в своей «песочнице», всегда может сконструировать «свою собственную» выручку, по собственному, «более адекватному» алгоритму. Поэтому с такими пользователями и подразделениями, прежде чем выделить им «песочницу», заключается соглашение: какие показатели они могут сами конструировать и как широко распространять их в компании. Скажем, внутри своего подразделения — пожалуйста, но выходить на высшее руководство — нет. Придется пройти через стандартные процедуры проверки качества данных.

Взаимодействие с пользователями в «Вым­пел­коме» идет на разных уровнях — от массовых систем электронного обучения работе с системами отчетности, через институт сервис-менеджеров, которые взаимодействуют с бизнес-подразделениями по конкретным направлениям, до подготовки пояснительных записок к дашбордам для высшего руководства.

Основное развитие систем BI в ближайшее время пойдет в сторону повышения производительности, полагает Гиацинтов. Косвенно это подтверждает и намерение «Вымпелкома» в ближайшие пару лет использовать аплайны, программно-аппаратные комплексы для своих BI-решений. Еще одно общее направление развития — «мобилизация» пользователей, визуализация информации на мобильных устройствах.