Важность строительной отрасли для экономики страны нельзя переоценить. Помимо прочего она является постоянным заказчиком для предприятий других отраслей — заводов, производящих стройматериалы, добывающих компаний. Необходимое звено в строительстве — специализированные НИИ, архитектурные бюро и другие организации.

Однако проблем в строительной отрасли немало. Это и недостаточное финансирование, из-за чего отодвигаются разработка системы национальных строительных стандартов, внедрение новейших технологий строительства. И несовершенство законодательства в строительной сфере, длительная система согласований, которая может быть различной в разных регионах страны. Возможно, всё это обуславливает консерватизм строительных организаций в области использования информационно-аналитических систем управления. Однако время идет вперед, и строительные компании начинают внедрять у себя проекты автоматизации. Одна из них — ЗАО «Строительное управление №7 Фундаментстрой» — работает на строительном рынке Москвы и Подмосковья уже семнадцать лет. За это время с участием компании было возведено более семидесяти объектов, включая панельные и монолитные дома. Как правило, это жилье и детские сады.

Предпосылки

Как рассказал специалист ИТ-департамента «Фундаментстроя» Юрий Никольский, чтобы гарантировать выполнение работ с высоким качеством и в строго поставленные сроки, на стройплощадки необходимо своевременно и в нужном объеме поставлять требуемые материалы. Раньше функции по закупке стройматериалов в компании выполнял сотрудник, который взаимодействовал и с поставщиками, и с людьми на строящихся объектах. Заказы принимались по телефону, а оформлялись на бумаге. Случалось, что заказанные материалы ошибочно привозили не на тот объект или не в то время, а иногда и вовсе не доставляли. Запланированная стоимость заказа могла существенно отличаться от фактической. Причина — всем известный «человеческий фактор. Установить ответственность было трудно, а бумажный учет не позволял контролировать даты поступления заявок.

Справедливости ради отметим, что «Фунда­ментстрой» в своей работе всё-таки использовал несколько программ: бухгалтерскую, в сбытовом отделе, в отделе снабжения. Отчасти это было ПО собственной разработки (таблицы Excel), отчасти — приобретенное у различных компаний. Программы, однако, никак не были связаны друг с другом.

Такая организация работ длилась до кризисного 2008 года. По этому поводу Юрий Никольский дал своё пояснение: «Известно, что кризисное время — самое удобное для реорганизации бизнеса и поиска уязвимых мест, так как понуждает руководство проанализировать бизнес-процессы, выявить больные места, чтобы ликвидировать их». Самым больным в «Фундаментстрое» был процесс закупок. Требовалось решение для задач планирования оперативных потребностей в материально-технических ресурсах (МТР), планирования закупок и управления взаимоотношениями с поставщиками. Информационная система должна была помочь в управлении движением МТР, в проведении план-факторного анализа затрат на строительство по каждому объекту и в упорядочивании всего управленческого учета предприятия.

Инициатива проекта исходила из бухгалтерской службы, которая уже использовала в своей работе программные продукты фирмы «1С». Однако это было скорее предложение перейти с платформы «1С: Предприятие» 8 на новую версию продукта, в которой учтены все актуальные требования законодательства. Таким образом, платформой стало «1С: Предприятие» 8.2 и на его базе разработана программа «1С: Управление строительной организацией» 8, соответствующая отраслевой специализации компании. «Продукт уникальный, специально заточенный под строительную отрасль», — отме­тил Юрий Никольский. Партнером по внедрению стал внедренческий центр «1С-Рарус», имеющий большой опыт автоматизации строительных предприятий. Проект занял около четырех месяцев.

Внедрение

По словам Юрия Никольского, масштабной реорганизации в связи с проектом внедрения в компании не проводилось: «Платформа — гибкая, изменения в системе потребовались главным образом в бухгалтерском модуле, что связано с регулярными изменениями законодательства в этой сфере. Небольшие доработки были проведены в модулях закупок и бухгалтерского учета».

Конечно, необходимо было обучение. На первом этапе сотрудники «1С-Рарус» провели тренинг для специалистов «Фундаментстроя», которые затем всему, что нужно, научили людей, работающих на объектах строительства. Что касается набора нового персонала, то в штат приглашались учетчицы для работы в системе непосредственно на объектах.

В «Фундаментстрое» ИТ-отдел, мягко говоря, небольшой, состоит всего из одного специалиста — Юрия Никольского. «Внедрение было очень интересным, всё в новинку. Аппаратную платформу выбирал я сам», — вспоминает он. Выбор пал на сервер HP ProLiant DL 360 G7, так как данная модель уже не первый год показывает свою надежность и в кругу ИТ-специалистов зарекомендовала себя с лучшей стороны. Поскольку планировался переход на терминальный режим работы (бездисковые рабочие станции), была важна повышенная отказоустойчивость, и эти серверы перекрывают ее с лихвой. Гигабитные сетевые адаптеры также справляются со своей задачей. Под проект пришлось переделать локальную сеть в офисе. Имевшиеся рабочие станции были адаптированы под «бездисковые» с помощью виртуализационных продуктов VMware. А новые терминалы выбирать долго не пришлось, под руку попались HP Thin Client. «Это удобно, дешево и быстро», — отметил Юрий Никольский. «Фундаментстрой» сейчас ведет строительство двух объектов. Система установлена на этих объектах, в центральном офисе и на складе. Проблема возникла при завершении предыдущего строительства. Очевидно, что для дальнейшей эксплуатации системы ее удаленную часть нужно переносить с уже законченного объекта на следующий, строительство которого только начинается. Наладить телефонную связь и защищенный канал для доступа в Интернет на удаленном объекте не просто, несмотря на развитую инфраструктуру связи в городе. По словам Юрия Никольского, найти в Москве провайдера, который согласится подключить к сети не готовый жилой объект, а только строящийся, — задача нетривиальная. Тем более, что после окончания строительства застройщик объект покидает. Некоторое время назад в подобных ситуациях приходилось каждый раз искать нового провайдера. Но теперь заключён договор с компанией «Таском», которая готова работать с «Фундаментстроем» на постоянной основе. По крайней мере пока.

Перемены к лучшему

К настоящему моменту «Фундаментстрой» внедрил функционал системы, касающийся управления закупками. Все заявки обрабатываются в элект­ронном виде — от момента формирования до окончательного выполнения. Те стройматериалы, что используются постоянно, вводятся в заявку из сформированной базы данных, те, что используются впервые, — заносятся вручную и в заявку, и в базу. Оформленная заявка появляется в электронной таблице у руководителя строительства объекта и у сотрудника, который управляет закупками. Эту информацию видит и руководитель компании.

Складской модуль системы позволяет точно определить, какие материалы и в каком количестве есть на складе. Время формирования сводного заказа со всех объектов сократилось на 50%. Исключены некорректные передача и прием информации при оформлении заказа на материалы, её потери из-за забывчивости менеджеров офиса.

А что дальше?

По словам Юрия Никольского, в дальнейшем компания планирует подключить модуль управления персоналом, который пока не используется. Кроме того, руководство поставило задачу внедрить автоматизированное планирование расходов по материальным ресурсам, по объектам.

Для управления бюджетом и сметной документацией компания использует программный продукт «Смета. ру», потому что, по словам Юрия Никольского, он более актуален.

Подводя итог, отметим, что в результате реализации проекта в компании «Фундаментстрой» обеспечен контроль финансовых затрат, ведение бухгалтерского и налогового учета, контроль и прогнозирование налоговых выплат. В ближайшем будущем компания планирует с помощью продукта «1С: Управление строительной организацией» производить план-факторный анализ затрат на строительство каждого объекта.