Наконец, давайте посмотрим какие инициативы важны для снижения именно эксплуатационных затрат. Вопрос «Какие инициативы важны для снижения затрат на эксплуатацию/обслуживание?» дважды — в «кризисном» исследовании и «докризисном». Все инициативы предполагалось оценить по пятибалльной шкале и общие средние результаты вы можете видеть соответственно на диаграммах 8 и 4.14.

Основные выводы:

1. Никакая из перечисленных инициатив не является особенным, принципиально важным в условиях кризиса способом снижения операционных затрат. Несмотря на заявления поставщиком ПО и услуг ни виртуализация и консолидация, ни внедрение систем мониторинга и управления инфраструктурой, не являются жизненно важными для снижении операционных затрат. Хотя, определенный приоритет у таких инициатив есть, то есть некоторый эффект будет.
2. Наиболее важны стандартизация ИТ‑систем и мотивация персонала. Однако, эти меры не являются быстрыми и далеко не бесплатны, именно поэтому их важность в условиях кризиса упала. И чем более сложная ситуация в компании, тем меньший у них приоритет.
3. Приоритет у методического обеспечения деятельности ИТ-отдела не очень высокий и это не согласуется с ответами на вопрос 2 о временных мерах в условиях кризиса. Там ИТ-директора заявили о важности этого направления работ. Остается лишь предположить, что, по мнению респондентов, это не прямо влияет на операционные затраты.
4. Важность использования решений с от­крытым кодом немного подросла, но общий приоритет этой инициативы небольшой — почти на минимуме. Несмотря на то, что разговоров об этом сейчас идет все больше и больше, ИТ-директора не придали этому большого значения.

Как это ни странно, но важность почти всех инициатив упала, по сравнению с докризисным периодом. Сильнее всего упала важность обучения, но о причинах этого мы уже говорили выше. Таким образом, никакая из перечисленных инициатив не является серьезным способом снижения операционных затрат — до кризиса почти все приоритеты были чуть больше. Несмотря на заявления поставщиком ПО и услуг ни виртуализация и консолидация, ни внедрение систем мониторинга и управления инфраструктурой, ни проведение стандартизации, не являются существенно важными для снижения операционных затрат. Значит основные меры снижения эксплуатационных затрат следует искать в другом. Причем посмотрите, как падает приоритет стандартизации ИТ, по мере изменения тактики поведения компании в кризис (диаграмма 8-1). Важность стандартизации тем меньше, чем более тяжелая ситуация в компании.

Аналогичная ситуация и у методического обеспечения деятельности ИТ-отдела — важность этого тем меньше, чем более тяжелая ситуация в компании. То, что упала важность реализации сервисно-ориентированной архитектуры, скорее всего, следует трактовать не как недоверие ей в целом. Преимущества ее никуда не делись, однако, по всей вероятности ИТ-директоров останавливает высокая стоимость, методологическая сложность и большая длительность таких проектов.

Об аутсорсинге

Как вы наверное заметили, списки инициатив до кризиса и во время отличаются только одним пунктом: вместо пункта «использование аутсорсинга» в докризисном опросе мы поставили два противоположных пункта «повышение использования аутсорсинга» и «снижение использования аутсорсинга». Существуют весьма разные точки зрения на то, нужно ли увеличивать использование аутсорсинга в условиях кризиса. Поэтому для того, чтобы снять какие‑либо перекосы в ответах, обусловленные самой постановкой вопроса, мы написали и то и другое. И как это ни странно, но респонденты поставили почти одинаковые приоритеты как повышению, так и понижению использования аутсорсинга. Причем оба этих приоритета совсем не такие большие.

Основные выводы:

1. Нельзя однозначно утверждать, что в условиях кризиса использование ИТ-аутсорсинга становится более привлекательным и такие проекты можно однозначно рекомендовать как способ снижения затрат на эксплуатацию. Единого совета здесь нет. Все зависит от конкретных обстоятельств.
2. Даже в тех случаях, когда компании отмечали «повышение использования аутсорсинга» важность этого инструмента наименьшая.

У аутсорсинга есть очевидные плюсы и минусы. Однако, кто бы ни говорил что аутсорсинг выгоден и очень нужен компаниям в условиях кризиса, а мы такие разговоры слышим очень часто, это неправда. Верного для всех совета по использованию и наоборот, отказу от использования аутсорсинга нет. Как заметил один из ИТ-директоров, на заседании «Без галстуков» клуба SPb CIO: «В этом году я перевел из аутсорсинга на инсорсинг help desk и сэкономил на этом много денег. Но есть ИТ-функции, которые на аутсорсинге и я не собираюсь их передавать внутрь ИТ-отдела. Единого рецепта здесь нет».

Причем посмотрите, как изменяются приоритеты по использованию аутсорсинга с изменением тактики поведения компании в условиях кризиса (диаграмма 8-1). Никакой видимой логики в этих изменениях не наблюдается. Остается предположить, что зависимости от тактики поведения в кризис никакой и нет — все определяется другими факторами.

Заметим еще, что в условиях сокращения штата ИТ‑сотрудников аутсорсинг остается единственным способом сохранить качество ИТ‑сервисов. И в такой ситуации говорить о сильном давлении на поставщиков ИТ-услуг по поддержке опрометчиво — можно вообще остаться без всего. Возможно, для некоторой части компаний это и верно: при сокращении штатов отказ от аутсорсинга выглядит нелогично. Однако о снижении затрат на ИТ‑сотрудников заявили очень мало ИТ-директоров — затраты на ИТ‑сотрудников сокращаются в последнюю очередь. И это лишний раз подтверждает, что как очевидный инструмент уменьшения ИТ-затрат в условиях кризиса аутсорсинг рассматриваться не может.