При ближайшем рассмотрении традиционного потока товаров и услуг по цепочке поставок компаний оказывается, что большинство процессов "офисоцентричны", т. е. ориентированы на настольные компьютеры. Для завершения процесса, как правило, необходимо, чтобы кто-нибудь ввел в настольную систему определенную информацию или получил из системы данные. Например, рабочие механического цеха обычно периодически обращаются к компьютеру, чтобы посмотреть чертеж создаваемой машины.

Оглянитесь вокруг, и вы наверняка увидите, что во многих процессах — от приема материалов до производства и доставки естественный ход процесса то и дело прерывается для передачи необходимой информации компьютеру. Мобильные устройства способны реорганизовать технологические процессы, избавив цепочки поставок от ориентированности на настольные системы и от связанных с этим перерывов. Ключ к успеху заключается в применении подобных устройств для конкретных целей, в обход проблем, связанных с интеграцией или модификацией существующих систем цепочек поставок. Давайте более внимательно познакомимся с мобильными технологиями.

Потребительский рынок и цепочки поставок

Электронный бизнес породил целый сонм слов с приставкой «э», таких как э-обучение, э-покупки и т. д. Следуя той же схеме, мобильные технологии породили термины с приставкой "м". Буква «э» обозначает использование электронного канала взаимодействия в традиционных процессах снабжения, производства, продаж и дистрибуции в цепочках поставок. Этот канал основывался на технологиях Интернета, способных соединять гетерогенные платформы. Приставка «м» в термине «м-бизнес» обозначает технологии, которые «отвязывают» этот канал от настольной системы и переносят в области, не опутанные проводами.

В СМИ активно обсуждались потребительские мобильные устройства — мобильные телефоны, пейджеры, карманные "электронные помощники" (PDA) и встроенные мобильные системы в автомобилях. Значительно меньше внимания уделялось мобильным устройствам специального назначения, выполняющим особые функции в цепочке поставок. Несмотря на рекламную шумиху, мобильным устройствам практически не удалось изменить поведение покупателей. Как и «потребительский Интернет», мобильные устройства просто предоставили еще один канал сбыта для компаний, занимающихся розничной продажей товаров и услуг.

Однако при организации цепочек поставок мобильные технологии в состоянии обеспечить компаниям значительные выгоды в области снабжения, производства и дистрибуции. Если на потребительском рынке мобильные технологии призваны изменить поведение покупателей, то в цепочках поставок они изменяют существующие бизнес-процессы.

В Европе и Азии мобильные устройства используются для связи с людьми, находящимися на улице или на спортивных мероприятиях, и для привлечения потребителей, оказавшихся неподалеку от офиса компании. Можно также вызывать такси точно в то место, где в данный момент находится клиент, не опасаясь не найти его. Способы использования устройств, позволяющих учесть местоположение потребителя, ограничены лишь фантазией и рядом технологических факторов, лимитирующих пропускную способность беспроводной сети, надежность вычислительных мощностей и способность потребителя справиться с потоком предложений. По этим причинам потребительские мобильные технологии пригодны лишь для ограниченного спектра коммерческих операций, ориентированных в основном на такие виды товаров, как билеты в кино, книги или цветы. В настоящее время абсолютный объем товаров и услуг, продаваемых с привлечением мобильных технологий, относительно невелик.

Специализированные мобильные устройства в той или иной форме уже давно применяются в цепочках поставок, например, в системах считывания штрих-кода в магазинах и на складах. Нынешнее поколение мобильных устройств, позволяющих учесть местоположение клиента, возможно, станет основой для быстрого распространения мобильных технологий на все звенья цепочки поставок. Ограниченные функциональные возможности нынешних специализированных мобильных устройств, например, аппаратов для считывания штрих-кода, можно расширить, внедрив в них дополнительные функции. Усовершенствованные мобильные устройства могут заметно оптимизировать производительность в цепочках поставок, например, сократить продолжительность производственного цикла и затраты.

Новые возможности дают мощный экономический эффект, который легче измерить именно в цепочках поставок. По этой причине продвижение мобильных технологий в цепочках поставок — для поддержки бизнеса между партнерами — будет идти быстрее, чем их продвижение на потребительском рынке.

Открытие мобильных устройств

В сегодняшней экономической обстановке корпорациям все труднее финансировать крупные проекты внедрения технологий управления цепочками поставок (supply chain management, SCM). Многие SCM-проекты приостанавливаются из-за того, что компании замораживают капиталовложения. Между тем, как это ни парадоксально, главная ценность SCM-технологий заключается в снижении себестоимости товаров, а также сокращении сбытовых и общеадминистративных затрат — двух показателей в отчете о доходах, на которые компания в состоянии повлиять. Тонкость заключается в том, чтобы найти технологии, которые обеспечили бы немедленный и измеримый экономический эффект, не требуя существенных изменений бизнес-процессов и технологической инфраструктуры. Мобильные технологии удовлетворяют этим требованиям, разрушая подход к функционированию цепочек поставок, ориентированный на настольные системы, и открывая путь к привлечению новых бизнес-партнеров.

Поучителен опыт некоторых стран, не считающихся передовыми и не имеющих развитой «проводной» инфраструктуры. Этим странам мобильные технологии позволяют "перепрыгнуть" через целое поколение сетевых инфраструктур и через физические ограничения, которые сдерживают объем информации, пересылаемой «по проводам». В специализированных задачах мобильные устройства можно применять для «обхода» инфраструктуры, на которой основаны традиционные бизнес-процессы и технологии цепочек поставок, при этом компания расширяет круг своих партнеров по цепочке поставок.

По личному опыту работы в автомобильной промышленности я знаю, что у многих мелких поставщиков технологическая инфраструктура недостаточно развита для ведения бизнеса с крупными компаниями. Вооружение таких мелких компаний специализированными мобильными устройствами, выполняющими функции приема заказов, подтверждения отгрузки и выписки счетов, открывает путь в цепочку поставок новым партнерам, которым ранее не хватало технических возможностей. Появляется возможность привлечь к цепочке поставок новых, не столь крупных поставщиков и дистрибьюторов, способных предложить более выгодные цены. При этом им не потребуются большие инвестиции в технологию. Более того, мобильные устройства помогут этим партнерам упростить процесс интегрирования технологий и уделить основное внимание ведению бизнеса.

Отказ от корпоративных процессов, ориентированных на настольные системы, дается непросто, так как требует соответствующего изменения систем поддержки. Разумно используемые мобильные технологии способны сломать старую "офисоцентричную" схему, причем не меняя систему поддержки. В обновленном процессе мобильное устройство будет напрямую взаимодействовать с базовой системой для изменения или записи бизнес-информации.

Наглядный пример

Описанную концепцию можно проиллюстрировать примером, взятым из практики аренды автомобилей. Традиционная схема предусматривает, что при возвращении автомобиля клиентом дежурный на стоянке осматривает машину и выписывает справку о возврате. После этого клиент должен пройти в офис и в обмен на справку получить окончательный расчет. Несколько агентств по аренде автомобилей упростили этот процесс, воспользовавшись беспроводными устройствами. Дежурный с таким карманным устройством проверяет автомобиль и печатает окончательную справку о приеме платежа по кредитной карте непосредственно на стоянке. Это позволяет повысить степень удовлетворенности клиента и сократить время, в течение которого автомобиль числится недоступным в корпоративной базе данных. В описанной ситуации существующие процессы и системы работают как обычно, несмотря на то, что мобильные технологии радикально изменили один отдельно взятый процесс.

Пошаговая перестройка цепочки поставок

Компании предъявляют все более высокие требования к отдаче от инвестиций в технологии цепочек поставок. В этих условиях мобильные устройства могут стать эффективным средством для ускорения окупаемости инвестиций. Грамотное внедрение таких устройств не создаст серьезных нарушений в работе существующих бизнес-процессов и систем. Это преимущество более, чем какие-либо другие функции, способно привести к радикальному искоренению "офисоцентричных" процессов в цепочках поставок. Хотя возможности мобильных устройств по обработке данных и ограниченны, такие устройства окажутся чрезвычайно эффективными в узких областях и позволят перестроить цепочки поставок в соответствии с потребностями снабжения, производства и дистрибуции.

Рэм Редди — автор книги From Supply Chains to Virtual Integration (McGraw-Hill, 2001). Президент Tactica Consulting Group (http://www.tacticagroup.com), консалтинговой компании, специализирующейся в области информационных технологий и бизнес-стратегий. С ним можно связаться по e-mail: ramreddy@tacticagroup.com.