Данил Дехканов
Руководитель центра ИТ, Российский союз поставщиков металлопродукции

Наличие развитой и адекватной ИТ­системы не только выгодно отличает предприятие в глазах инвесторов, но и повышает его гибкость и управляемость в условиях динамичного рынка. Способов сокращения производственных издержек остается всё меньше, энергоресурсы, транспортные тарифы и цены на сырье повышаются, конкуренция обостряется, и ИТ в инвестиционных программах компаний выходят на первый план. Как же в этой ситуации трансформируются приоритеты и направления поддержки бизнеса средствами ИТ?

Равнение на MES

В условиях расширяющегося рынка бизнес­стратегии металлургических компаний меняются в сторону завоевания рынка — через модернизацию производства и строительство современных цехов к слияниям и поглощениям. Одновременно изменяются и приоритеты в области ИТ — от ERP­решений к внедрению современных MES­систем и аналитического инструментария управления активами. При этом развитие ИТ­службы оказывается краеугольным камнем ИТ­стратегии, необходимым условием реализации амбициозных задач. Такое мнение Бориса Славина, директора по информационным технологиям группы ЧТПЗ, очень четко рисует ситуацию в автоматизации отрасли.

MES (Manufacturing Execution System) оказались в центре внимания в силу четырех основных факторов. Во­первых, большинство предприятий к настоящему времени «разобрались» с ERP и им нужно идти вперед, получать данные непосредственно с производственного уровня. Во­вторых, топ­менеджмент металлургических предприятий, для которого раньше производство практически оставалось черным ящиком, теперь готов двигаться дальше и начинать контролировать (или хотя бы от­слеживать) производственные процессы. В­третьих, требования рынка заставляют производителей повышать качество продукции и снижать сроки выполнения, чего добиться без MES можно только до определенной степени, уже никого не устраивающей. И в­четвертых, производственные издержки — это тот «жировой запас», к освоению которого пора приступать, — все остальные возможности не могут дать такого сокращения затрат и повышения рентабельности. Внедрение планирования производства и попередельного учета, сокращение запасов на промежуточных складах и многие другие вопросы без помощи MES практически нереализуемы.

Тактические особенности момента связаны с тем, полагает Борис Славин, что активно модернизируются старые производства и строятся новые мощности. Это сказывается и на ИТ­проектах: на модернизируемых участках приходится искать решения, учитывающие старые наработки и непрерывные изменения, связанные с вводом новых участков линий. На новых объектах, напротив, всё приходится начинать с нуля, зато есть возможность применить последние достижения в области ИТ. Разнородность проектов по автоматизации производства дополняется изменениями на уровне управления предприятия в целом, что тоже является следствием динамизма развития отрасли, считает Борис Славин. По его мнению, уровень управления предприятием у большинства металлургических компаний исчерпал себя, теперь актуальными будут проблемы обновления и развития этих систем, стандартизации в рамках холдингов, увеличения функциональности. «Становятся актуальными развитие цеховых систем, их интеграция с верхними уровнями и уровнем технологической автоматизации. Оптимизация ИТ­систем на уровне оперативного управления производства позволит металлургическим компаниям стать конкурентоспособными на мировом рынке, снизить затраты, повысить качество продукции».
Подрядчики отмечают и другие тенденции. Андрей Михлин, менеджер проектов компании «КОРУС Консалтинг», констатирует уход в прошлое канонического образа пользователя, который даже на компьютере не умеет работать. «Появились другие требования к подбору персонала, сказался опыт первых лет автоматизации: сегодня мастера, кладовщики, контролеры готовы и могут освоить работу в любой ERP­системе», — отмечает он.

А генеральный директор компании «СетьПроект» Всеволод Шабад основные трудности развития ИТ в металлургии связывает с дефицитом финансов, масштабами предприятий и нечестной конкуренцией среди интеграторов. Одной из особенностей автоматизации отрасли он считает хроническое недофинансирование из­за недооценки роли информационных технологий, когда деньги в первую очередь вкладываются в реконструкцию производства, а не в ИТ. Вторая особенность, по его мнению, такова: металлургические предприятия в силу их размера, сложности и солидного возраста представляют собой огромные бюрократические структуры с массой групп влияния, каждая из которых отстаивает свои собственные интересы, зачастую противоречащие интересам предприятия в целом. В результате — невозможность выполнения крупных проектов; способность двигаться вперед только мелкими шажками, в которые многие идеи модернизации по­просту не вписываются. ИТ­директоров, умеющих мобилизовать это множество групп на достижение общих целей, можно пересчитать по пальцам. Третья неприятная особенность ИТ­проектов в металлургии (в том числе в производ­ственной сфере), по мнению Всеволода Шабада, состоит в том, что сильнейшими конкурентами интегратора оказываются отраслевые проектные институты, такие как Гипромез. Их авторитет объясним: здесь и история с орденами на знамени, и обязательность связи с ними в прошлом, и даже успешные решения в области технического оснащения производства. Однако в настоящее время в области ИТ этот авторитет ничем не подкреплен, полагает Всеволод Шабад.

Холдинговые особенности

На выработку стратегии развития ИТ сильно влияет и холдинговая структура собственности металлургического предприятия. Директор департамента консалтинга компании «Ай­Теко» Заурбек Алехин подчеркивает: «По­прежнему остаётся ключевой задача формирования централизованных ИТ­решений, консолидации управления ИТ­активами предприятий, стандартизации применяемых систем и технологий, а также понимание реальных ИТ­бюджетов и выработка моделей их оптимизации. Как проблемы, в большей степени связанные с оптимизацией деятельности не отдельных предприятий, а холдинга, они могут быть решены только при наличии «сильного центра». Если же холдинг использует федеративную модель управления с существенными полномочиями у отдельных предприятий, то воплощение такого рода проектов в жизнь безусловно будет затруднено».

«Первоочередная проблема развития ИТ в холдинге состоит в поиске баланса между едиными стандартами и уже внедренными или внедряемыми информационными системами предприятий, — отмечает Борис Славин. — На мой взгляд, нет единого решения этой проблемы. Нужно прежде всего оценивать соотношение необходимой глубины проникновения единых стандартов и оптимальности уже работающих решений с точки зрения бизнеса холдинга в целом. Вне всяких сомнений надо угадывать возможные перспективы развития группы компаний, чтобы принятые сегодня решения завтра не оказались неэффективными».

Информационные системы для поставщиков металлопроката

Самой популярной темой в области ИТ у металлургов остаются ERP-системы. Их развитие идет не только вглубь (ближе к MES-уровню), но и вширь: предприятия продолжают объединяться в холдинги, формируют сбытовые сети, тем самым расширяя свое информационное пространство. Прошедший год оказался богат на сообщения об инициации масштабных проектов. В мае Объединенная металлургическая компания (ОМК) и консалтинговая группа «Борлас» начали проект по внедрению бизнес-приложений Oracle е-Business Suite. Он включает в себя установку модулей «Процессное производство» и «Управление эксплуатацией оборудования» и будет осуществлен на Выксунском и Чусовском металлургических заводах и на предприятии «Губахинский кокс». Сталепромышленная компания совместно с заводом «Стальпрокат» приняли решение внедрять ERP-систему SAP. В конце апреля фирма «ПромАп» (подразделение группы компаний «Металлинвест», один из крупнейших российских поставщиков промышленного сырья), объявила о создании комплексной информационной системы управления на базе Microsoft Axapta. Система позволит в режиме онлайн отслеживать последовательность и своевременность движения грузов.

В конце прошлого года Новосибирский завод им.  Кузьмина завершил реализацию проекта по разработке и вводу в эксплуатацию автоматизированной системы учета металла, реализованной на базе «1С: Предприятия» 8.0. Система переведена в режим промышленной эксплуатации во всех производственных цехах. Начаты работы по введению следующей её очереди — поагрегатного учета металла с контролем расходных коэффициентов. По сообщению пресс­службы завода, в разработку и внедрение данной системы вложено более 8 млн. рублей. Кстати, по данным «КОРУС Консалтинга» наиболее популярными решениями на металлоторговых предприятиях (были опрошены специалисты 34 крупнейших компаний) по­прежнему остаются решения на базе «1С».

Весной в Кольской горно­металлургической компании принято решение о полномасштабном внедрении автоматизированной системы управления техобслуживанием и ремонтами (АСУ ТОиР). Объектами пилотного проекта по внедрению АСУ ТОиР стали рафинировочный цех «Североникеля» и управления­кураторы Кольской ГМК, где в конце 2005 года система была введена в опытную эксплуатацию.

Управление цепочками поставок

Управление цепочками поставок для металлургических холдингов — еще одна важнейшая задача. Андрей Иолтуховский, коммерческий директор «i2 СНГ», прогнозирует существенный подъем в этой области: «Мы видим всё возрастающий интерес российских металлургов к современным системам планирования и оптимизации, и в первую очередь к системе производственно­экономического планирования, которая впервые в нашей стране была построена на “Северстали”, а затем — на “Мечеле”. Следующими, на наш взгляд, будут проекты по оптимизации производства и управлению спросом. Если пару лет назад у нас были сомнения в том, что наши металлурги готовы внедрять системы управления цепочками поставок (SCM), то после реализованных проектов они во многом рассеялись. В первую очередь это относится к системам планирования верхнего уровня, где требования к данным не такие строгие, как при оперативном планировании, где нужна точная информация о незавершенном производстве».

Однако не все согласны с такой точкой зрения. Борис Славин из ЧТПЗ дает более скептическую оценку развития подобных проектов: «Системы управления поставками фактически являются В2В­решениями, и поэтому проблема их внедрения лежит не в области информационных технологий, а в сфере организации взаимодействия с поставщиками. Здесь России еще очень далеко до Запада, и дело не только в отсутствии дисциплины исполнения договорных обязательств: проблемы поставщиков часто связаны с несовершенством производства. Именно поэтому прослеживается тенденция вертикализации металлургических холдингов, которая, вообще говоря, не является оптимальной, но с учетом существующих реалий неизбежна. Качество внедрения систем управления цепочками поставок будет расти настолько быстро, насколько быстро будет модернизироваться отрасль в целом, а не предприятие в отдельности».

Кадры и аутсорсинг

Перед многими предприятиями стоит глобальная задача сокращения затрат, а как ни крути, вторая или третья по объему статья ИТ­затрат — это зарплата специалистов ИТ­отдела. И отказ от содержания собственного штата специалистов с заменой его на различные формы аутсорсинга выглядит логично. Однако основной вопрос — это риски, которые берет на себя использующее аутсорсинг предприятие. Мнения экспертов по поводу того, стоит ли держать свой штат или имеет смысл бульшую часть ИТ­услуг отдать на аутсорсинг, разделились.

Борис Славин полагает, что общее направление развития идет в сторону увеличения доли аутсорсинга в поддержке и развитии ИТ­систем. «Промежуточным этапом в этом направлении служит вывод на аутсорсинг собственных специалистов, — говорит он. — Движение вспять, отказ от услуг сторонних разработчиков и консультантов связаны, как правило, с низким качеством ИТ­сервиса. Это болезнь роста нашего рынка системной интеграции, а не тенденция. Разработка и внедрение ИТ­систем собственными силами в перспективе всегда оказывается дороже использования внешних подрядчиков и готовых решений, но в конкретных условиях, зависящих от поставленных задач, от региональных особенностей ИТ­рынка, от самого предприятия, движение к аутсорсингу не бывает прямолинейным», — утверждает Борис Славин.

Начальник управления ИТ Ижорского трубного завода Тимофей Левицкий отмечает: «Отказ от аутсорсинга — это, как правило, часть общей стратегии, а не единичная попытка сократить расходы или повысить качество конкретного сервиса. Если компания собирается сохранять «традиционную» структуру корпоративной учетной системы со множеством плохо интегрированных продуктов на разнообразных платформах, часть из которых никак не документирована, то скорее всего она не будет полагаться на сторонних консультантов и разработчиков. Если же предприятие стремится к созданию единой максимально эффективной системы и понимает, для чего делаются вложения в ИТ, то в большинстве случаев разумнее привлечь компетентных специалистов извне, а свой штат оставить на необходимом и достаточном уровне».

На рынке сохраняется явный дефицит ИТ­кадров. «Наиболее востребованы технические специалисты по администрированию серверов и баз данных, — считает Андрей Михлин. — Как правило, позиции консультантов в проектах внедрения удается закрывать либо сотрудниками подразделений предприятия, либо дополнительно принимаемыми на работу специалистами. Требуемый уровень квалификации проектной группы при этом во многом достигается за счет тренингов, проводимых с участием партнера по внедрению. Однако подготовку технических специалистов высокого уровня консалтинговые ИТ­компании обеспечить уже не могут. Поиск и мотивация таких сотрудников становится очень большой проблемой».