Благодаря облачным технологиям создана платформа видеоконференцсвязи, позволяющая проводить как конференции и лекции с большим числом участников, так и совещания и семинары в компактных рабочих группах.

В июне этого года компания «Л’Ореаль» совместно с международным оператором связи Orange Business Services провела пресс-конференцию, посвященную внедрению в «Л’Ореаль» системы видеоконференцсвязи (ВКС) на базе облачного решения Orange Open Videopresence. Организаторы мероприятия продемонстрировали журналистам рабочий момент эксплуатации системы: на установленный в зале экран транслировалось изображение с тренинга, который параллельно проходил для региональных представителей «Л’Ореаль», а в согласованный момент была включена двусторонняя связь и собравшиеся смогли пообщаться с участниками тренинга.

Задача

«Л’Ореаль» присутствует в большинстве российских регионов, однако сотрудникам часто приходилось ездить на разного рода совещания в Москву, где находится центральный офис компании. Многие из этих совещаний носили чисто технический характер и если бы была такая возможность, могли бы проводиться дистанционно. Чтобы сократить расходы на командировки и сэкономить рабочее время персонала, руководство «Л’Ореаль» приняло решение о внедрении системы ВКС.

Систему предполагалось использовать для регулярных собраний в режиме большой конференции, для оперативных плановых встреч, для проведения обучающих мероприятий с региональными сотрудниками и просто для конференцсвязи по разным поводам. Следовательно, внедряемое решение должно было удовлетворять следующим требованиям.

1. Проведение многоточечных конференций: каждый виден всем участникам, сам видит всех и может получить слово. Решений, допускающих связь только «один к одному» (два участника видят и слышат друг друга) или «один ко многим» (все участники видят и слышат выступающего), было недостаточно.

2. Полнофункциональное программное обеспечение для ПК и мобильных устройств (смартфонов и планшетов). Региональные представители «Л’Ореаль» работают в режиме домашнего / мобильного офиса и с центральным офисом связываются из дома, из магазинов, где представлена продукция компании, а нередко и из машины. Профессиональный видеотерминал им просто некуда было бы поставить. Кроме того, они — специалисты по косметике, а не по системам видеосвязи, поэтому решение для них должно быть максимально простым. 

3. Работа на линиях с небольшой пропускной способностью. В режиме мобильного офиса, особенно в регионах, на широкополосный канал рассчитывать нельзя.

В очень многих системах ВКС размер полосы пропускания, необходимый каждому участнику многоточечной конференции, прямо пропорционален количеству участников, поскольку сервер просто связывает всех со всеми. В результате при четырех-пяти участниках конференция зачастую невозможна. Платформу, работающую на ином принципе и позволяющую выполнить одновременно первое и третье требование, предлагает международный оператор связи Orange Business Services. Именно эта платформа — Open Videopresence — и была выбрана «Л’Ореаль».

Решение

В Open Videopresence видеопоток, передаваемый участ­ником конференции на видеосервер, подвергается интеллектуальной обработке, в ходе которой изображения компонуются так, чтобы каждый участник индивидуально получал заказанную им информацию. Исходящий с видеосервера видеопоток всегда, независимо от числа участников, требует полосы 384 или — с учетом служебной информации — 512 кбит / c. Это более чем умеренно. На платформе Open Videopresence существуют два облачных решения — «тяжелое» Meeting Room и «легкое» Virtual Room. В «Л’Ореаль» было внедрено первое, предназначенное для проведения конференций с использованием хотя бы одного специализированного ВКС-терминала. Подключение видеотерминала к платформе ВКС возможно по IP VPN оператора Orange (в том числе через спутники), а также по интернет- и ISDN-каналам любого провайдера. (Хотя технология ISDN считается устаревшей, компании не спешат от нее отказываться, и в «Л’Ореаль» терминалы, находящиеся в центральном офисе, тоже подключили по ISDN; в дальнейшем планируется обеспечить для них подключение и через Web.) Пользователи из регионов заходят в конференцию по интернет-каналу с домашних компьютеров и мобильных устройств. Дополнительно Orange предоставляет в каждой стране бесплатный номер для конференцсвязи с обычного телефона (без видео). Чтобы работать с платформой Open Videopresence на ПК, смартфоне или планшете, пользователь должен установить терминальную программу Orange VideoMeeting для своей операционной системы — скачивание запускается автоматически при первом входе в конференцию; это происходит только один раз, в дальнейшем ничего устанавливать не требуется.

О ходе внедрения рассказывать практически нечего. Поскольку платформа Orange — облачная, все работы уложились в пять дней: именно столько времени прошло от принятия решения до начала эксплуатации системы. Первыми её пользователями стали региональные менеджеры подразделения люксовой косметики. На эту сравнительно небольшую — около тридцати человек — группу в среднем приходилось пятнадцать служебных поездок в месяц, главным образом для участия в плановых встречах и проверки подчиненных в других регионах.

Установка и освоение Orange VideoMeeting затруднений не вызвали. Оборудование у менеджеров самое разное — есть и ПК, и мобильные устройства с ОС Android, iOS и Windows 8, — но все вполне успешно настроили систему и сейчас работают с ней, очень положительно отзываясь о легкости и удобстве ее использования.

Результаты и перспективы

С января в подразделении люксовой косметики регулярно проводятся видеосовещания и рабочие встречи, а с начала лета — также и тренинг для руководителей консультантов, которые в свою очередь обучают консультантов в регионах. Таким тренингом желательно предварять выпуск каждого нового продукта, но региональные руководители не могли достаточно часто собираться вместе, и если это не удавалось, приходилось ограничиваться передачей письменных материалов. (Рассылка видеозаписей не решила бы проблему, поскольку в тренинге важна непосредственная индивидуальная работа преподавателя с участниками.) С появлением ВКС стало возможно проводить тренинги всякий раз, как это понадобится.

Естественно, компания не отказалась полностью от командировок и не планирует этого в будущем — есть немало ситуаций, когда необходим непосредственный контакт. Но расходы на командировки в подразделении люксовой косметики после внедрения Open Videopresence сократились примерно в восемь раз. Об уменьшении затрат на тренинги говорить сложнее, поскольку, во-первых, видеосеансы в этой области начались совсем недавно, а во-вторых, их количество благодаря ВКС должно увеличиться. Стоимость одного тренинга, безусловно, снизилась.

Использование Open Video­presence будет расширяться за счет подключения к системе новых подразделений, а также освоения других вариантов применения видеосвязи. Например, было проверено, что менеджер по продажам, находясь в магазине, может по каналу 3G передать руководителю видео прямо из торгового зала. Возможно, эту схему удастся задействовать.

В «Л’Ореаль», как уже упоминалось, было внедрено решение Meeting Room, которое не ограничивает число участников конференции, но требует хотя бы одного специализированного видеотерминала. Со вторым решением — Virtual Room — компания в июне еще не работала, поскольку на тот момент оно не было выпущено Orange как коммерческая услуга, но планировала перевести на него значительную часть онлайновых встреч, как только это станет возможным. Стоимость видеоконференции в пересчете на одного участника в Virtual Room значительно ниже, чем в Meeting Room. Это решение не поддерживает видеотерминалов, а число участников ограничено тридцатью, поэтому большие конференции в «Л’Ореаль» и дальше будут проводиться с использованием Meeting Room.

И последнее. С осени прошлого года наша редакция периодически проводит онлайновые совещания. Мы надеялись использовать сервис видеоконференций Skype, но, к сожалению, они выродились в аудиоконференции — видео приходится отключать. Поэтому мы с большим интересом отнеслись к предложению Orange протестировать Virtual Room. Нам выделили виртуальную переговорную на сервере оператора и прислали инструкцию по ее использованию. Нельзя сказать, что всё прошло безукоризненно, но результат получился весьма обнадеживающий, и не исключено, что вскоре мы сможем проводить онлайновые редколлегии с видео.

ВКС для частного облака

Алексей Власов
системный архитектор отдела сетей, «Открытые Технологии»

Облачные технологии имеют неоспоримые преимущества — прежде всего такие, как быстрота внедрения и сокращение капитальных издержек. Но не все заказчики по разным, но вполне известным причинам сегодня готовы отдать свои коммуникации в облако. При этом многие компании сейчас активно развивают «частные облака», перенося существующие ИТ-сервисы в виртуальную среду. Готова ли инфраструктура к виртуализации видеоконференций (ВКС)?

Что для этого предлагают ведущие произ­водители?

Компания LifeSize, в своё время вышедшая на рынок как пионер HD-видео, и сейчас поддер­живает статус первопроходца, первой выпустив на рынок полностью виртуализированное решение — UVC Platform. Решение RealPresence CloudAXIS компании Polycom, не замещая собой традиционную инфраструктуру видеоконференций, обеспечивает доступ к сервису ВКС для внутренних и внешних пользователей через веб-интрефейс.

Компания Cisco Systems имеет четкий курс на виртуализацию, и в обозримом будущем можно ожидать полностью виртуализированной инфраструктуры ВКС от Cisco.

Таким образом, всё уже почти готово для организации сервиса ВКС в частном облаке. Главным препятствием является функционал медиасерверов (Multipoint Control Unit, MCU), требующий значительных аппаратных ресурсов. Тем не менее программные MCU создаются и в более отдалённой перспективе могут заменить собой специализированные серверы.

ВКС — вотчина интегратора

Сергей Железняков
директор по развитию мультимедийных решений компании i-Core

Задача организации видеоконференцсвязи (ВКС) по схеме «многоточечных конференций» действительно является сложной и дорогостоящей для крупных международных корпораций с географически рассредоточенным большим штатом персонала. Это, например, такие компании, как «Л’Ореаль», «Орифлейм», «Эйвон», «Фаберлик» и пр., имеющие в основе бизнеса сетевой маркетинг. Их консультантам постоянно нужна актуальная информация о продуктах и акциях в формате тренингов и презентаций, и сервисы ВКС решают эту задачу.

Построение классической ВКС-системы требует серьезных инвестиций в сетевую инфраструктуру связи, программное обеспечение и сервисное обслуживание; при этом получаемое решение ограничено с точки зрения масштабируемости, а технологии, оборудование и ПО подвержены быст­рому естественному старению.

Затрагивая вопрос сокращения затрат при внедрении «облачных» сервисов в целом и приведенного примера «облачного» ВКС в частности, трудно однозначно говорить о столь значительной экономии. Сама экономия достигается только тогда, когда бизнес-процессы перестраиваются под максимально эффективное использование возможностей нового сервиса. В противном случае заказчик либо платит за новый сервис дополнительно, либо сознательно увеличивает объемы косвенных затрат на его использование. Если данное решение оценить взглядом российского ИТ-интегратора, можно отметить, что облачные технологии и сервисы ВКС в перспективе могут стать доминирующими на рынке, потому что по возможностям оптимизации затрат на оборудование они схожи с сервисами коммерческих ЦОДов. Отдельно следует отметить важный факт: интеграция ВКС в виртуализированную среду «облака» расширяет возможности для интеграции между «облачными» средами, открывая тем самым новые пути развития сервисов для клиентов. Опыт компании iCore по реализации проектов систем ВКС показывает, что не существует единственно верного решения и нужно учитывать множество факторов, особенно специфику бизнеса заказчика, а также уже вложенные заказчиком инвестиции в ИТ-инфраструктуру. Отдельно при выборе решения встает вопрос о требованиях к качеству и дальнейшему развитию ВКС-системы на площадке заказчика. То есть для нас как ИТ-интегратора отведена достаточно большая роль в проекте. Даже при установке таких простых и популярных функций, как Skype, Webex, Lync, Hangouts, WhatsApp или Viber, невозможно обойтись без участия производителей оборудования и ИТ-интеграторов при переносе решения из B2C-сегмента в B2B.