Теперь, когда все признают важность технологий автоматизации для бизнеса, ни один производитель, наверное, не желает оставаться на позициях компании, предлагающей чисто технические решения. Буквально общепринятым становится продвижение решений в терминах менеджмента — если не самого высшего, то среднего уровня. Вопрос в том, что из отдельных предложений производителей, привязывающих свой продукт к решению той или иной бизнес-задачи и порой делающих это на основе весьма здравой логики, все равно трудно склеить общую, интегрированную картину бизнес-преимуществ, получаемых при внедрении, скажем, сразу нескольких конкретных ИТ‑систем. Но иногда это можно попытаться сделать.

В мае компания Avaya представила свою новую коммуникационную архитектуру Aura. Излагая суть инновации официальными терминами, скажем, что она представляет собой открытую платформу для IP-коммуникаций, со всеми ее уже вполне известными преимуществами концепции Unified Communication. Использование набирающего популярность прикладного протокола SIP (Session Initiation Protocol) позволяет также задействовать в процессе информационного обмена не только сотрудников, но и приложения. Подробное описание решения, конечно же, представлено на сайте компании, а здесь хотелось бы сказать о перспективах применения технологий, так или иначе совершенствующих Unified Communication. Тем более что в похожем направлении движется не только Avaya. Конечно же, компания по уже сложившейся традиции представляет решение в бизнес-персективе. И, опять‑таки по традиции, вопрос в том, в какой контекст предложений по автоматизации бизнеса вообще ложится данная инновация в России — как в настоящий момент, так и в перспективе.

Переходя к вопросу о ситуации в области прикладной автоматизации на локальном рынке, еще раз напомним об уже известной в настоящее время идеологии Business Process Management (BPM). О практических перспективах ее реализации в своей классической форме на отечественном рынке можно дискутировать, но безотносительно к этому разговоры о BPM должны были подогреть интерес к архитектуре прикладной автоматизации. Отличительные ее черты:

  1. явная ориентированность автоматизации на бизнес-процесс;
  2. активный информационный обмен между сотрудниками в реальном времени;
  3. непрерывный мониторинг качества работы информационных систем в контексте заданных бизнес-процессов.

Есть мнение, что достижение этих, в общем простых, принципов процессно ориентированной автоматизации является почти идеалом современной информационной поддержки бизнеса. В данном случае наиболее гибко и адекватно должны быть покрыты ИТ-поддержкой непосредственно бизнес-процессы (пункт 1). К нужному участку «подтягиваются» все возможные информационные ресурсы (пункт 2). И наконец, со стороны самой системы обеспечивается способность к самодиагностике и определению оптимальных путей развития (пункт 3). При этом характерно, что в реализацию этой, казалось бы, чисто прикладной концепции вовлечены далеко не только производители прикладных систем.

В настоящий момент на большинстве российских предприятий мы уже имеем одну или несколько бизнес‑систем, результат интеграции которых со временем, скорее всего, будет тяготеть к воплощению изложенных трех принципов. Что для этого может понадобиться? С реализацией пункта 1 ситуация, наверное, наиболее проста, потому что речь здесь идет о технологиях интеграции транзакционных систем. Данные технологии вполне развиты технологически, достаточно известны и неплохо отработаны на практике. «Ответственными» за развитие данного направления можно считать многочисленную категорию вендоров, которые традиционно занимаются прикладными системами автоматизации, охватывающими как структурированный, так и неструктурированный контент. Вопрос лишь в том, насколько и поставщики, и заказчики будут активны в продвижении идей процессно ориентированной прикладной автоматизации.

Что касается мониторинга качества работы ИТ‑систем и их производительности, то с этой точки зрения российский рынок стоит, пожалуй, в середине пути. Идеи, равно как и реальная практика ITSM, уже вполне им освоены, однако «мостики», связывающие понятие производительности ИТ‑систем (представленные, как правило, в виде конкретных KPI) с качеством выполнения конкретных бизнес-процессов, еще не до конца налажены. Технически здесь на сцену могут выйти продукты класса Business Service Management (BSM). А что касается вендоров, то в данном случае помощи в первую очередь можно ожидать от тех компаний, которые традиционно были сильны во всевозможных системах управления приложениями или оборудованием, а также в поддержке методологии ITIL. Эти компании тоже в основном всем известны.

И наконец, говоря об ИТ-поддержке функций, перечисленных в пункте 2, мы снова можем вернуться к платформе Aura. Представляется, что в данном случае мы имеем классический пример вклада телекоммуникационной компании в современную прикладную архитектуру автоматизации бизнеса. Подчеркнем еще раз — именно в прикладную архитектуру. От чисто сетевых и коммуникационных сервисов происходит движение к гибкой настройке информационных потоков конкретного прикладного содержания под бизнес-процесс и конфигурацию взаимодействия сотрудников. Кроме того, появляется возможность устанавливать связи не только между сотрудниками, но и между корпоративными приложениями (за счет чего достигается, в том числе, и задача повышения производительности приложений). Поэтому платформы, подобные Aura, должны быть поставлены в ряд инструментов, решающих прикладные задачи автоматизации бизнес-процессов. Ведь протоколом SIP, а как следствие — развитием корпоративных коммуникаций в их новой прикладной ипостаси активно интересуются и производители прикладных систем. И некоторые их них (например, Oracle) уже не первый год развивают программные системы, поддерживающие этот протокол.

Другой вопрос, насколько востребованными могут сейчас оказаться подобные функции. Их перспективность вряд ли вызывает сомнения. И теперь уже многие из них могут оказаться полезными. Однако наибольший эффект от их использования может быть достигнут лишь при пропорциональном развитии двух других упомянутых направлений. Ведь конечный эффект от всех преимуществ Unified Communications может быть многократно усилен только в том случае, если эти преимущества хорошо воспринимаются прикладными системами — с точек зрения организация пользовательского интерфейса, обработки информации, а также идеологии их использования. При этом интересно то, что инновации в сетевых и коммуникационных технологиях традиционно принимались корпоративной средой легче, чем новшества, касающиеся внедрения прикладных систем и систем мониторинга. Да и внедрение их считалось менее рискованным делом. Поэтому может получиться даже так, что коммуникационная составляющая прикладной архитектуры начнет проникать в корпоративную среду раньше, подтягивая за собой две ее другие компоненты. Но без активности компаний, «ответственных» за все три направления прикладной архитектуры информационных систем, синергетического эффекта вряд ли можно будет достигнуть.

ИТ-зеркало компании

Виталий Горбушин,
руководитель группы технологического консалтинга, Oracle СНГ

Сегодня возможна настолько гибкая и подробная автоматизация бизнеса, что она будет фактически представлять собой «ИТ-зеркало» компании. А это в свою очередь предполагает разработку новой архитектуры для таких систем (у нас это Oracle Application Integration Architecture) — архитектуры, которая объединит все информационные системы от принятия заказа, предоставления услуги до получения дохода и представления отчетности. Конкретные реализации этого подхода уже работают в розничной торговле, сфере высоких технологий, логистике и, конечно, в телекоммуникационной индустрии.

И тут важно понять, что при современном подходе к автоматизации, в большинстве случаев рассчитанной на сквозной процесс, чрезвычайно важную роль приобретают новые коммуникационные технологии, которые позволяют улучшить взаимодействие сотрудников внутри компании, повысить эффективность их работы, сократить затраты на связь, командировки. Автоматизированные бизнес-процессы могут, и в ряде случаев просто должны, использовать эти технологии для расширения средств оповещения. Например, используя специальный сервер, начальник получит оповещение о необходимости одобрить важный договор на любое устройство, доступное ему в данный момент, — компьютер, коммуникатор, сотовый или IP-телефон. В такой ситуации крайне важно, чтобы в рамках единого подхода были аккумулированы все достижения современных и программных и коммуникационных технологий — поиск информации в любых корпоративных источниках, автоматизация бизнес-процессов на основе языка BPEL (Business Process Execution Language), управление совместной работой и жизненным циклом документов, организация рабочих групп, дискуссии, форумы, обучение, интеграция с почтовыми системами, календарное планирование, новостные ленты, персонализация страниц, поддержка SIP-протокола, обмен мгновенными сообщениями. Важно также дать возможность постепенно расширять системы по мере роста бизнеса, предоставлять производительность, близкую к «real-time». Эти свойства обеспечиваются мощью технологической платформы. Корпорация реализует данный подход целенаправленно, с помощью специального полнофункционального набора Oracle WebCenter Suite. Еще один важный аспект современных информационных комплексов и систем управления бизнес-процессами в этих условиях — мониторинг состояния бизнес-процессов. Причем здесь важно иметь полноценный информационный комплекс: интеграция средств моделирования, отладки, запуска, мониторинга и модернизации процессов. В этом направлении наша компания также работает.

Не замыкаясь на телекоммуникационных функциях

Георгий Санадзе,
технический директор Avaya в России и странах СНГ

Рынок прикладной автоматизации в России, несмотря на кризис, продолжает развиваться, поскольку внимание заказчиков в первую очередь сосредоточено на ИТ-решениях, которые позволяют оптимизировать информационную инфраструктуру и максимально сократить расходы.

Являясь телекоммуникационным вендором, компания Avaya изначально ориентирована на разработку телекоммуникационных решений, обеспечивающих активный информационный обмен между сотрудниками и устройствами, то есть органично вписывается в предложенную идеологию BPM, полностью обеспечивая ее вторую составляющую. Avaya Aura — это своего рода концепция, которая направлена на повышение эффективности бизнеса за счет оптимизации и автоматизации коммуникационных процессов и расширения функциональности сервисов. Однако не хотелось бы ограничивать возможности Avaya Aura исключительно коммуникационными функциями. Так, применение протокола SIP позволяет реализовать общую идею централизации управления и повышения мобильности бизнеса. Это, с одной стороны, объединение большого числа разрозненных корпоративных площадок в одно целое с единым управлением SIP‑сессиями и созданием централизованных приложений для крупных корпоративных сетей; с другой — обеспечение полной функциональности удаленным и мобильным работникам. При этом очень важно, что вписать в систему новое приложение можно без влияния на прочие ее компоненты. Все это дает возможность поэтапно автоматизировать бизнес в соответствии с возникающими задачами и выделенными на их реализацию средствами.