Когда человек стоит на пороге нового дома, он переполнен грандиозными планами. Однако обустройство нового жилища — дело хлопотное. А что делать, если в придачу к дому вам досталось огромное и беспокойное хозяйство, которое ежечасно требует ремонта? Тут уж впору не радоваться, а хвататься за голову.

Однако специалистам управления информационных технологий ОАО "Центральная телекоммуникационная компания" («ЦентрТелеком», бывшее ОАО «Электросвязь» Московской области) удалось справиться с подобной проблемой, несмотря на то, что в ходе масштабной реорганизации этой компании пришлось многое начинать с нуля.

В июле 2000 года, после прихода в «ЦентрТелеком» нового генерального директора и смены руководящего состава, компания приступила к реализации долговременной программы развития современной сети связи, функционирующей в Московской области и способной обеспечить жителей региона не только традиционной телефонной связью, но и комплексом современных телекоммуникационных услуг.

Сегодня «ЦентрТелеком» — крупнейший в регионе оператор связи, который через свои филиалы в райцентрах и прочих городах области обслуживает более 1,5 млн абонентов телефонной сети, миллион радиоточек, предоставляет доступ в Интернет и услуги кабельного телевидения. Чтобы добиться не только количественного, но и качественного роста, компании необходимо было построить эффективную информационную систему на базе самых современных технологий. Можно сказать, что новая жизнь «ЦентрТелекома» началась именно с модернизации внутренней инфраструктуры.

Профиль клиента

Компания
ОАО «ЦентрТелеком»

Местонахождение:
Москва

Руководитель:
Виктор Лысаковский, начальник управления информационных технологий

Проблема:
Модернизация сетевой инфраструктуры центральных офисов компании

Профиль партнера

Компания
«Техносервис Сети»

Местонахождение:
Москва

Руководитель:
Юрий Залесский, генеральный директор

Решение:
Установка и настройка коммутаторов 3Com Switch 4007 и Switch 3300

Новая жизнь

"До прихода новой команды управленцев в московских офисах «Электросвязи» компьютерным и сетевым оборудованием занимались всего два человека, — рассказывает начальник управления информационных технологий ОАО «ЦентрТелеком» Виктор Лысаковский. — Специализированного ИТ-департамента просто не существовало. Управление информационных технологий было создано в конце 2000 года, и руководство сразу поставило перед нами задачу создания надежной сетевой и информационной структуры, которая обеспечивала бы централизованный контроль работы 48 филиалов «ЦентрТелекома» и, кроме того, имела бы задел на будущее с учетом планов укрупнения компании".

Началась работа с переезда в новый офис, расположенный в самом центре Москвы. Старое сетевое оборудование 3-й категории, установленное в этом здании, не могло решить поставленных перед компанией задач. Даже для имевшейся структуры компании требовалась сеть как минимум 5-й категории, а помимо этого у руководства были планы присоединения к «ЦентрТелекому» 17 региональных операторов связи только в Московской области.

В связи с внутренней реорганизацией, изменением функций аппарата управления и укрупнением филиалов задача перегруппировки потоков информации внутри компании существенно усложнялась. Если раньше многие организационные вопросы решались на периферии, то сейчас структура компании стала централизованной. Все финансирование идет из Москвы; соответственно требуется, чтобы вся информация из филиалов «ЦентрТелекома» стекалась в головной офис. Так, центральная бухгалтерия должна получать всю информацию о финансовых потоках в реальном масштабе времени; отделу кадров также необходимо досконально знать актуальную ситуацию в областных филиалах. Надо сказать, что до реорганизации практически все бухгалтерские операции выполнялись вручную. Переход на электронный документооборот в сочетании с другими технологическими процессами, например, документальной электросвязью, связан с обработкой огромных массивов данных. Естественно, перед компанией встал вопрос о выборе подходящего оборудования. "Мы проводили свои исследования рынка, советовались с партнерами, рассматривали предложения различных фирм и в конце концов остановили свой выбор на оборудовании 3Com, — вспоминает Виктор Лысаковский. — Конечно, продукция этой компании не относится к разряду дешевых, однако нам было необходимо только самое современное, надежное и высокопроизводительное оборудование".

Проанализировав задачи, стоящие перед компанией в целом, сотрудники управления информационных технологий «ЦентрТелекома» приступили к разработке соответствующей технологии построения сети.

Построение сети

"Непосредственно за реализацию данного проекта отвечали 10 сотрудников департамента, но фактически работа велась всем коллективом, который к этому времени насчитывал более 20 человек, — рассказывает заместитель начальника управления Кирилл Котов. — Имея дело с подобными задачами, мы работаем как одна команда. Задействуются все, кто способен помочь советом или непосредственным участием. В результате мы разработали идеологию и техническое задание, т. е. пришли к окончательной схеме построения сети".

Однако ресурсов управления информационных технологий «ЦентрТелекома» было недостаточно для реализации идеи системной интеграции. Компании необходимо было найти фирму-партнера. "Формальный тендер на право реализации этого проекта не проводился, — говорит Виктор Лысаковский. — Мы принимали заявки на производство работ от различных поставщиков, оценивали их опыт, имеющиеся ресурсы и примеры реализованных проектов. В конце концов мы остановили свой выбор на компании «Техносервис Сети», накопившей богатый опыт в проектировании и установке сетей с использованием всего спектра оборудования 3Com, включая самые новые разработки — коммутаторы серии 4000 и SuperStack 3. На окончательное решение повлиял опыт сотрудничества с этой фирмой — до начала проекта мы покупали у них оборудование 3Com по приемлемой для нас цене. Привлекательной оказалась и схема работы, которую мы подготовили совместно. Дело в том, что сеть необходимо было прокладывать в условиях работающего офиса, не мешая сотрудникам других подразделений «ЦентрТелекома». Специалисты «Техносервис Сети» оказались готовы прокладывать сеть поэтапно, переходя из одного помещения в другое, а затем сводя все коммуникации воедино. Возможность работать в таком режиме и решила вопрос о партнере".

“ТехноСервис”
http://tservice.net.ru
Компания основана в 1992 году. Специализируется на ремонте вычислительной техники и внедрении сетевых технологий на российском рынке. “ТехноСервис” — сертифицированный партнер компаний 3Com, Cisco Systems, Nortel Networks, Allied Telesyn, SCO, BICC, Ortronics и др.

В ходе первого этапа построения сетевой инфраструктуры специалисты фирмы «Техносервис Сети» проложили в головном офисе заказчика структурированную кабельную систему Molex. Общее количество портов в пятиэтажном здании на Тверской превысило 500.

Одновременно с осуществлением работ по установке пассивной основы сетевой инфраструктуры специалисты «Техносервис Сети» оценивали различное оборудование на предмет соответствия требованиям заказчика. По словам генерального директора компании «Техносервис Сети» Юрия Залесского, для решения задач, стоящих перед ОАО «ЦентрТелеком», требовалось достаточно мощное модульное устройство с коммутацией 3-го уровня, которое могло бы стать центром обработки трафика, поступающего от многочисленных филиалов. Кроме того, на периферии необходимо было установить относительно недорогие и при этом хорошо управляемые коммутаторы. Проведенный экспертами «Техносервис Сети» анализ показал, что оптимальным решением будет использование коммутаторов 3Com Switch 4007 и SuperStack 3 Switch 3300.

Работы, связанные с установкой и наладкой данного оборудования в двух зданиях ОАО «ЦентрТелеком» на ул. Тверская, заняли в общей сложности три месяца. Следующим этапом проекта стала модернизация сетевого оборудования в трехэтажном здании заказчика на ул. Народного Ополчения и подключение его к общей сети ОАО «ЦентрТелеком». На осуществление этих работ монтажная бригада «Техносервис Сети» в количестве восьми человек затратила еще два месяца.

Результат

Сейчас в «ЦентрТелекоме» практически завершены работы по созданию сети, объединяющей два головных офиса компании — на улицах Тверская и Народного Ополчения. Центр этой сети, построенной по бесколлизионной технологии, — коммутатор 3Com Switch 4007, который позволяет локализовать трафик и организовать защиту потоков данных (рисунок). Средства управления приоритетами трафика, предусмотренные в данной конфигурации 3Com Switch 4007, позволяют администратору сети поддерживать надежную работу приложений даже в периоды максимального трафика.

Центр корпоративной сети ОАО «ЦентрТелеком» — коммутатор 3Com Switch 4007.

С коммутатора Switch 4007 осуществляется управление устройствами семейства SuperStack 3 — Switch 3300. В зданиях «ЦентрТелекома», расположенных на ул. Тверская, коммутаторы были объединены в стек, что дало возможность организовать виртуальную локальную сеть (VLAN). Данная технология позволяет защитить трафик рабочих групп и организовать безопасный обмен данными между доменами.

"На сегодня задачу построения информационной инфраструктуры деятельности компании мы практически выполнили: бухгалтерия центрального офиса уже ведется в электронном виде, заканчивается формирование баз данных и переход на новые информационные технологии службы персонала и департамента по работе с контрагентами, — рассказывает Виктор Лысаковский. — Объем данных, которыми мы сейчас обмениваемся по сети, постоянно растет, и сеть полностью обеспечивает обработку этого потока благодаря производительности оборудования 3Com. Я уверен, что если бы мы сделали по старинке 10-мегабитные сети, то мы просто не смогли бы так работать".

Кроме того, для заказчика важен вопрос защиты информации. Данные, передаваемые по корпоративной сети, как правило, содержат коммерческую тайну. Это означает, что требуются средства шифрования и надежная защита от внешних атак. Решением этих проблем стало построение сети по технологии VLAN: в отделах, где требуется защита информации, есть свои виртуальные сети с определенными правилами доступа. "Реализовать технологию VLAN нам позволило сетевое оборудование 3Com, которое обеспечивает защиту информации внутри подразделений компании", — говорит г-н Лысаковский.

Не секрет, что сегодня на рынке сетевых технологий велика конкуренция, множество фирм предлагают оборудование достаточно высокого качества по цене ниже той, которую устанавливает 3Com. Однако Виктор Лысаковский считает, что в вопросах выбора сетевых технологий определяющим фактором выступает не только цена, но и надежность, производительность, многофункциональность оборудования.

"У нас не так много денег, чтобы мы могли себе позволить экспериментировать с неизвестным оборудованием, — считает руководитель управления ИТ. — Компания 3Com имеет мировую известность, надежность производимого ею оборудования ни у кого не вызывает сомнений. Мы проверили эту надежность на собственном опыте, прошедшее лето создало нам условия для настоящего испытания. Окна нашего здания обращены на солнечную сторону, серверное помещение у нас небольшое, а жара стояла неимоверная. Однако установленное оборудование успешно выдержало такой довольно жесткий экзамен, и мы убедились в правильности нашего выбора".

В дальнейшие планы ОАО «ЦентрТелеком» входит построение унифицированной сети, объединяющей центральные офисы компании с периферийными узлами. По мнению специалистов управления информационных технологий «ЦентрТелекома», установка надежного и производительного оборудования 3Com во всех филиалах компании позволит значительно улучшить качество предоставляемых региональным пользователям услуг связи.

"ЦентрТелеком"
http://www.emo.ru
ОАО "Центральная телекоммуникационная компания" ("ЦентрТелеком", бывшее ОАО "Электросвязь" Московской области) — региональный оператор связи, вторая по доходам компания из числа входящих в холдинг "Связьинвест". Через свои филиалы в районах и городах области компания обслуживает более 1,3 млн абонентов телефонной сети, миллион радиоточек, имеет собственные радиовещательные и телевизионные передатчики, сети кабельного телевидения, предоставляет доступ в Интернет. Располагая инфраструктурой телекоммуникаций в Московской области, ОАО "ЦентрТелеком" предоставляет другим операторам услуги по подсоединению к сети связи общего пользования.

В рамках реструктуризации холдинга "Связьинвест" на базе ОАО "ЦентрТелеком" создана межрегиональная компания, в состав которой войдут 17 региональных операторов Центральной и Центрально-Черноземной зоны России.

Сведения о продукте

3Com Switch 4007

Коммутатор Switch 4007 поставляется в четырех различных готовых конфигурациях, различающихся числом и составом модулей Ethernet и портов. Каждая конфигурация включает в себя 7-слотовое шасси Switch 4007, один блок питания, один модуль управления, одну коммутационную матрицу, два модуля ввода-вывода и имеет четыре свободных разъема расширения. Любую из систем Switch 4007 можно модифицировать в соответствии с требованиями конкретной сети, добавляя новые модули ввода-вывода.

В любой из четырех конфигураций устройство поддерживает коммутацию 2-го и 3-го уровней для объединения трафика Gigabit Ethernet и Fast Ethernet, легко масштабируется, позволяя подключать от 100 до 1000 пользователей. Switch 4007 комплектуется средствами сетевого управления (в частности, приложением 3Com Network Supervisor), предназначенными для контроля, обслуживания и поиска неисправностей. Пропускная способность внутренней магистрали 120 Гбайт/с.

Устройство можно использовать как магистраль или как центр объединения коммутаторов SuperStack 3.