Услуги по объединению мобильной и фиксированной корпоративной телефонии в России предлагаются уже несколько лет и, не вызывая ажиотажа, пользуются определенным спросом. Можно ожидать, что сейчас интерес к таким услугам значительно вырастет в связи с появившейся возможностью предоставлять их не только в пределах одной сети, но и между разными регионами.

Мобильная сеть «МегаФон-Москва» предлагает услугу MVPN (Mobile Virtual Private Network) практически с самого начала своей коммерческой эксплуатации. В рамках этой услуги, адресованной корпоративным клиентам, создаются группы, которые могут включать пользователей как мобильных, так и фиксированных телефонов, а внутри групп обеспечиваются звонки по коротким номерам. Сегодня к MVPN подключено несколько тысяч абонентов в московском регионе. Нынешней весной «МегаФон» завершил проект по переводу сервиса на новую платформу с более широкими возможностями и теперь в состоянии обеспечить создание MVPN-групп не только в столице, но и в других регионах России.

«Сейчас MVPN выходит на федеральный уровень, и уже запускаются пилотные проекты на всей территории России, где работает наша сеть, — рассказывает глава отдела сервисных платформ компании «МегаФон-Москва» Евгений Ролдугин. — То есть у корпоративных клиентов появляется возможность создавать географически распределенные группы. Такая потребность есть у больших корпораций, которые имеют офисы в нескольких разных городах. Это будет удобно и тем предприятиям, чьи сотрудники часто ездят в командировки по стране: везде, где есть “МегаФон”, им предоставляется такая же связь, как и дома».

Выполнение проекта

Проект начался с конкурса, организованного головным офисом «МегаФона». Представители московской сети, имеющие опыт работы с сервисом MVPN, выступали в качестве экспертов. В результате было выбрано техническое решение шведского производителя Teligent. Партнером по его внедрению стал крупнейший российский системный интегратор «ТехноСерв А/С», на котором лежали все вопросы координации работ, как технические, так и по оформлению всевозможной документации.
«МегаФон» и «ТехноСерв А/С» согласовали с Teligent условия и сроки поставки, после чего была выполнена подготовка технологических мест и подключений для приема новой платформы. Устанавливаемую систему нужно было интегрировать с имеющейся сетью на нескольких уровнях — и правильно подключить к коммутационному оборудованию, учитывая все особенности протоколов, и связать с биллинговой составляющей для корректной передачи тарификационных данных, и (совместно с ИТ-специалистами) организовать доступ к ней для управления через Web-интерфейс. Прежнее оборудование не поддерживало Web-интерфейса, а в Teligent он предусмотрен, так что администраторы корпоративных клиентов услуги MVPN получили возможность управлять профилями своих абонентов с удаленного рабочего места. «Конечно, в процессе интеграции возникали вопросы, — говорит Евгений Ролдугин, — но они не ставили нас в тупик, напротив, с ними интересно было разобраться. Я не могу сказать, что это очень просто, однако все проблемы в итоге были решены и контрольные сроки соблюдены».

После поставки, подключения и настройки системы оператор перешел к ее технологическим испытаниям. Были построены тестовые зоны, и переведенные туда пробные клиенты — группы, состоявшие из сотрудников технического департамента «МегаФона», — проверили все вероятные сценарии звонков, включая некорректное поведение телефона (это также входит в программу тестирования). По завершении испытаний начался самый ответственный этап — постепенный перевод на новую платформу коммерческих клиентов. «Несколько тысяч номеров могут показаться очень скромной цифрой по сравнению с нашей многомиллионной абонентской базой, — замечает директор службы эксплуатации сети “МегаФон-Москва” Михаил Дука, — но дело в том, что на корпоративном рынке все пользователи относятся к категории VIP. Отключение телефона у них может привести к остановке бизнеса, и это накладывает на нас дополнительную ответственность. Мы понимаем, что перерыв в час-другой, вполне приемлемый (хотя и неприятный) для обычного абонента, здесь недопустим. Нужно было провести переход так, чтобы конечные пользователи не заметили этого момента, чтобы для них обслуживание продолжалось как ни в чем не бывало».

Для минимизации риска имеющиеся абоненты в соответствии с подготовленным планом переводились на новую платформу постепенно. А подключения к старой платформе с самого начала были прекращены, так что новые корпоративные клиенты сразу подключались к оборудованию Teligent и опытно-коммерческая эксплуатация услуги велась уже на нем. В начале апреля перевод был полностью завершен. «Процесс прошел без единого технического сбоя и без единой жалобы со стороны наших клиентов, — рассказывает Евгений Ролдугин. — Это показывает, что мы учли их ожидания, всё правильно просчитали и осуществили технически корректно».

Расширенный сервис

Параллельно с переводом шла разработка дополнительных услуг. Помимо обеспечения базовых функций платформа Teligent дает пользователю — оператору связи — инструментарий для создания новых сервисов. «С его помощью мы можем решать определенные локальные задачи, которые ставит перед нами коммерческий департамент, как бы складывать новую услугу из кубиков, — продолжает Евгений Ролдугин. — Это быстрее, чем обращаться к производителю».

Разработки позволяют обеспечить дополнительную функциональность MVPN. Некоторым компаниям удобно составлять гибкие тарифные планы для своих сотрудников: скажем, в офисе они пользуются связью бесплатно (за счет работодателя), а как только покидают «свою» группу сот и оказываются за пределами так называемой офисной зоны, звонки начинают полностью или частично тарифицироваться. Еще одна полезная возможность — создание групп с ограничением по связи, когда включенные в них телефоны недоступны извне, а сами их члены могут вызывать только один определенный общий номер и друг друга. В такую группу могут быть объединены, к примеру, водители служебных автомашин или курьеры. Особый вариант — когда номера доступны лишь для передачи данных: в настройках группы задается, что они должны использоваться как модемы (обычно GPRS/EDGE), причем для связи «точка — точка», т. е. такой номер всегда должен быть свободен, он не принимает никаких звонков, а данными обменивается лишь с некоторым известным номером.

Но основное преимущество нового оборудования — работа на федеральном уровне. «До недавнего времени, — объясняет Евгений Ролдугин, — технология этого не позволяла, но как только такая возможность появилась, мы стали думать о новых функциях, которые, на наш взгляд, должны быть очень интересны для корпоративных заказчиков. Раньше мы не могли для компаний с офисами по всей стране обеспечить создание географически распределенных групп, а сейчас такое предложение у нас есть. Абонент, находясь в любой точке России, где работает сеть «МегаФон», получает такой же качественный доступ к услугам связи, что и дома». Подключение иногородних офисов — не очень простая задача и для самого корпоративного заказчика: он должен определить, какие группы ему нужны, составить частные планы нумерации, иначе говоря, выполнить довольно серьезную подготовительную работу. «Но заинтересованность есть, — отмечает Михаил Дука, — и мы помогаем клиентам решить технические вопросы, работаем вместе с ними».

Технически возможна и работа групп в межсетевом роуминге — для этого достаточно, чтобы принимающая абонента сеть поддерживала протокол CAMEL, по которому передаются данные для предоставления услуг MVPN. (В большинстве современных GSM-сетей это условие выполнено.) В настоящее время «МегаФон» проводит соответ­ствующие тесты и в дальнейшем планирует сформировать коммерческое предложение.