Жители крупных российских городов, не говоря уже о мегаполисах, не могут не заметить, что в последние годы существенно увеличилось количество автомобилей. Специалисты же отмечают повышение нагрузок на транспортную инфраструктуру и окружающую среду. Возможности улучшения условий транспортного обслуживания, строительства новых участков или расширения уже существующих автомобильных дорог практически исчерпаны.

Для выхода из сложившейся ситуации необходимо применять современные организационные методы, основанные на автоматизированных системах управления дорожным движением. Теперь федеральной трассой М4 «Дон» будет управлять ООО «Объединенные системы сбора платы» (ООО «ОССП») — совместное предприятие ОАО «Мостотрест» и ООО «Капш ТраффикКом Руссия» (Kapsch TrafficCom).

Решения Kapsch TrafficCom позволяют управлять дорожным движением, применяя для этого датчики, контроллеры, высокопроизводительные транспортные компьютеры, системы видеонаблюдения и другие технические средства. В активе этой компании — завершенные проекты электронных систем взимания платы за проезд в 41 стране на пяти континентах приблизительно с шестнадцатью миллионами бортовых устройств. Комплексное решение Kapsch TrafficCom по взиманию платы включает абсолютную систему видео­фиксации с централизованной системой обработки данных, а также техническое управление и эксплуатационные услуги. Кроме того, компания создает, разрабатывает и производит основные решения по взиманию платы за проезд в электронном режиме.

В Европе автобаны с интеллектуальными транспортными системами (ИТС) строятся с меньшими затратами и быстрее, чем в России. Современные европейские стандарты на строительство автомобильных дорог учитывают реалии, сложившиеся как у строителей, так и у транспортников и автовладельцев. В нашей же стране нормативные документы на скоростные автомобильные дороги давно уже устарели. В то же время у россиян есть политическая воля, нацеленная на оптимизацию дорожного движения и увеличение пропускной способности автодорог при ограниченных ресурсах. Отечественные дорожники привлекают европейский опыт, задействуя механизмы государственно-частного партнерства.

Но не все идет гладко. Пока еще остаются проблемы с нарушением договоров. Россияне часто находят для себя оправдания в срыве сроков договорных обязательств. Большой проблемой являются резкие изменения валютных курсов, а стоимость высокотехнологичного оборудования из Европы номинируется в евро. Особенно сложно европейским партнерам дается планирование работ на долгосрочную перспективу в нашей стране. Есть сложности и с сертификацией оборудования, уже имеющего необходимые европейские сертификаты. Их наличие для завершения всех этапов сертификации в России не принимается в расчёт, в итоге все процедуры занимают около двух лет. Но проблемы эти со временем решаются. Принципиально важно, что подготовлен фундамент для долгосрочной работы в России, организовано взаимодействие с постоянными партнерами, имеющими достаточные ресурсы.

ООО «ОССП» и государственная компания «Российские автомобильные дороги» заключили долгосрочный операторский контракт на содержание, ремонт и эксплуатацию на платной основе автодороги М4 «Дон». Срок его действия — десять лет с возможностью пролонгации еще на три года.

В соответствии с условиями этого контракта ООО «ОССП» выполняет работы по содержанию, ремонту и эксплуатации участка, включая эксплуатацию системы сбора платы и ИТС. Одна из важнейших задач ОССП — внедрение на участке 225,6 — 633,0км автомобильной дороги М4 «Дон» современных высокоэффективных технологий управления дорожным движением, полученных на основе зарубежного и российского опыта и последних научно-технических разработок в сфере ИКТ. Снабжение трассы М4 оборудованием ИТС, которое комбинирует комплексную систему информационного обеспечения и управления дорожным движением, позволит значительно повысить безопасность для всех участников дорожного движения и увеличить скорость эффективного реагирования на отклонения от нормативов и чрезвычайные ситуации.

Для России это принципиально новый проект. Он предусматривает плановый ремонт и содержание автомобильной дороги, ее обустройство необходимой инфраструктурой для управления дорожным движением и системами взимания платы, включая организацию пунктов сбора платы. Полная его реализация будет содействовать дальнейшему развитию дорожной сети в России и позволит предоставлять пользователям автодорог услуги мирового уровня на платной основе.

Универсальное оборудование и системы поддерживают процесс взимания платы в рамках дорожных сетей, участков, зон, городских сред или систем в масштабах всей страны. Такие решения, предназначенные для грузовых и иных типов автотранспорта, работают в режиме пред- или постоплаты.

Как предполагается, ежегодные затраты на содержание участка автомобильной дороги М4 «Дон» составят 2,231 млн. руб. за 1км, на ремонт уйдет 9,892 млн. руб. за 1км, и 7,128 млн. руб. в год потребуется для эксплуатации системы взимания платы.

Десятилетним договором установлена норма доходности на инвестируемый и заемный капиталы в 13% годовых. ООО «ОССП» обязано содержать и ремонтировать соответствующий участок, а также установить и эксплуатировать необходимое оборудование. Со стороны государства обеспечивается подготовка дороги к эксплуатации и размещению оборудования, предоставление оператору и его субподрядчикам доступа к участкам дороги.

Участок автомобильной дороги М4 «Дон» протяженностью более 400 километров разделен на одиннадцать зон, большую часть которых в ближайшее время предполагается перевести на платный проезд. С точки зрения технической готовности эксплуатировать сегодня можно только 55 километров. Подготовка подразумевает размещение контрольного диспетчерского пункта по управлению ИТС, пунктов габаритовесового контроля для грузового автотранспорта, систем видеонаблюдения с функцией автоматического обнаружения дорожно-транспортных происшествий, различных дорожных знаков, оборудование терминалами прямого вызова служб экстренной помощи, метеостанциями и интернет-мониторингом технического обслуживания транспортных средств и техники для сезонного содержания трассы. К 2015 году компания «Российские автомобильные дороги» реконструирует другие участки автотрассы М4 «Дон», после чего они будут переданы Kapsch TrafficCom для монтажа ИТС и дальнейшего обслуживания. В ближайшее время первая группа российских специалистов направляется на полугодичную стажировку в Австрию. После окончательного внедрения проекта его работоспособность будут обеспечивать 700 специалистов.

Внедрение ИТС призвано существенно улучшить безопасность движения. Все его участники будут в реальном времени получать со специальных информационных экранов данные о текущей дорожной ситуации: пробках, авариях, объездах из-за ремонтных работ, гололеде и проч. О нештатных ситуациях и ДТП система автоматически сообщает оперативным службам. Кроме того, через каждые два километра на всем протяжении дороги располагаются станции срочного вызова медицинской и другой оперативной помощи. Это позволяет до минимума сократить время реагирования специальных служб.

Оплата за проезд на реконструируемых участках производится на специальных контрольных пунктах, оборудованных шлагбаумами. В европейских странах и в США всё устроено по-другому. Там нет шлагбаумов, из-за которых существенно снижается скорость потока, образуются «пробки» и создаются аварийные ситуации. Например, Австрийская служба по финансированию обслуживания автобанов и скоростных дорог (Asfinag) просто штрафует водителя-«зайца», не оплатившего проезд, на серьезную сумму.

Со временем, как и в других странах мира, для электронной оплаты проезда в России будут применяться бортовые устройства, через которые пополнить счет путём электронного платежа так же легко, как и на мобильном телефоне. При въезде на платный участок деньги не взимаются, а расчет производится при выезде. Компьютер автоматически подсчитает количество пройденных километров и снимет с бортового устройства необходимую сумму. Участники движения приобретают на диспетчерском пункте или на заправочной станции электронное устройство, с которого на контрольных пунктах считывается дальность пробега.

В маленькой Австрии умные дороги строились шестнадцать лет, в Чехии — девять. Дорогу М4 «Дон» планируется сделать умной за десять лет.

ИТС не дёшева, но привлекательна для инвестиций

Алексей Шалагинов,
директор по решениям для корпоративных заказчиков Huawei Enterprise Business Group

Интеллектуальные транспортные системы (ИТС) требуют комплексного подхода, который предусматривал бы их нацеленность на широкий круг задач. Электронная система взимания платы за проезд, строго говоря, является лишь одной из подсистем ИТС. Основное назначение ИТС — регулирование транспортных потоков таким образом, чтобы максимально оптимизировать использование проезжей части.

Ведущие в развитии ИТС страны демонстрируют высокий уровень зрелости в видении национальной политики, вкладывают существенные инвестиции в такие системы и показывают высокую степень участия правительственных структур в ясно оформ­ленных планах по их развитию, разрабатывают и реализуют национальные программы. Например, в Японии работает система VICS (Vehicle Information & Communication System), которая была запущена в 1996 году и введена в действие в национальном масштабе в 2003-м. В 2004-м была разработана концепция Smartway, введенная в эксплуатацию в некоторых префектурах в 2007 году, а в национальном масштабе внедренная в 2010-м. Система обслуживает не менее 34 млн. транспортных средств. Ежегодно в неё инвестируется не менее 700 млн. долл.

В следующие пять лет США планируют инвестировать более 500 млрд. долл. в федеральные структуры, связанные с транспортом, такие как департамент транспорта (DOT) со специальным отделом исследований и инноваций (RITA).

К интенсивным инвестициям в развитие ИТС приступили Китай и Индия.

В целом можно сказать, что ИТС дают много очевидных выгод национальной экономике: повышают уровень общественной безопасности, эффективность использования транспортной системы и мобильность населения, приносят пользу окружающей среде, увеличивают производительность труда и оптимизируют структуру занятости населения. При этом важно, что выгоды ИТС проявляются только при ее масштабном применении и комплексном использовании всех ее подсистем.