Корпоративные сети растут как на дрожжах. Это заставляет менеджеров корпоративных сетей искать адекватные средства сетевого мониторинга. Контролируйте корпоративную сеть, иначе все системы остановятся, а персонал вашего Web-представительства придется отправить в отпуск!

По словам Билла Листа, специалиста по сетям компании страхового общества шт. Миннесота, эта инвестиционная компания начала пользоваться средствами управления около года назад, чтобы добиться лучшего контроля над быстрорасширяющейся корпоративной сетью. Сеть страхового общества объединяет около 4,5 тыс. различных устройств и 100 серверов, работающих под управлением различных сетевых операционных систем, включая Novell NetWare 5.0, Microsoft Windows NT, а также несколько мейнфреймов производства компаний Digital Equipment и Hewlett-Packard. Как сказал Лист: "Мы должны узнавать о проблемах сети раньше, чем наши пользователи".

Крупнейшие игроки этого рынка - компании Computer Associates, BMC Software, Hewlett-Packard и Tivoli Systems. Еще один крупный поставщик решений - компания System Management ARTS (SMARTS) из Уайт-Плэйнс, шт. Нью-Йорк. По оценкам исследовательской компании Dataquest (Сан-Хосе, шт. Калифорния), общий объем рынка систем управления корпоративными сетями к 2002 г. составит 23 млрд. долл.

Страховое общество шт. Миннесота использует несколько инструментальных средств управления сетью, среди которых, в частности, программный комплекс User Administration компании Tivoli, который позволяет решать задачи администрирования настольных систем, развертывания программного обеспечения и инвентаризации производства, а также ПО удаленного управления сетью NetView и пакет централизованного администрирования Enterprise Console той же компании.

Прежде чем страховое общество привлекла этот инструментарий, оперативное управление сетью было непосильной задачей. Проект еще не завершен, но спустя год контроль над сетью заметно усилился и, по словам Листа, приобретенное ПО дает отдачу. "Применение этого инструментария позволило нам существенно снизить траты на устранение проблем. Кроме того, с его помощью нам удалось выявить несколько источников потенциальных проблем и устранить их заранее", - сказал он.

Разработка программного обеспечения, выполняющего функции настоящего "смотрителя" сети, - совсем не простая задача. Менеджеры корпоративных сетей, поторопившиеся приобрести начальные версии программных комплексов этого типа или решившиеся на развертывание таких решений без тесного контакта с их разработчиками, заработали массу неприятностей. "Любительская" установка программных комплексов управления корпоративной сетью может весьма чувствительно сказаться на бюджете компании. По словам Листа и других менеджеров корпоративных сетей, многие проекты были закрыты именно по этой причине.

Корри Ференгал, аналитик подразделения управления и обслуживания компании Meta Group, считает, что инструментарий управления корпоративной сетью требует от персонала ИТ-отделов очень высокой квалификации. И это дает поставщикам корпоративных решений, специализирующимся на подобных архитектурах, прекрасные возможности.

"Поставщики инструментальных средств управления корпоративными сетями создают свои комплексы, как правило, приобретая различные компоненты, - говорит Ференгал. - Теперь они работают над их интеграцией, однако пока пользователь все же получает не единое решение, а набор инструментов, разнородных по своему внешнему виду и поведению".

Это мнение подтверждает и Рон Темске, менеджер отдела обслуживания интегратора систем управления сетями Logical (подразделение компании Datatec, Йоханнесбург, ЮАР). "Основная проблема с решениями по управлению корпоративными сетями - пользователи недовольны разнородностью их составляющих. Они говорят: мы купили продукты X, Y и Z, и теперь они просто стоят на полке".

"Долг корпоративного интегратора, - выработать план развертывания решения для каждого конкретного заказчика и помочь ему сделать все запланированные шаги, - продолжает Темске. - Заказчики далеко не всегда верно оценивают масштаб своих проектов. Самое главное - понять требования заказчика и верно оценить род и объем предстоящих работ".

А вот мнение Марка Пелтье, старшего консультанта по управлению сетями компании Ameritech (Чикаго): "Заставить систему управления корпоративной сетью работать без помощи консультантов и интегратора - все равно что собрать "Боинг-747" без чертежей".

Именно эти причины наряду с желанием избежать найма дорогостоящего персонала, способного развернуть адекватную систему управления корпоративной сетью, заставили Скотта Крайтса, управляющего сетью компании Mail-Well (Инглвуд, шт. Колорадо), возложить задачу развертывания программного комплекса HP OpenView на системного интегратора. Крайтс заключил контракт на анализ своей распределенной корпоративной сети с серверами под управлением Windows NT с системным интегратором Forsythe Solutions (Скоки, шт. Иллинойс). По словам Крайтса, с помощью интегратора удалось выработать адекватные эталоны производительности сети, а шестимесячный процесс развертывания OpenView прошел как по маслу.

Недавно один из серверов сети компании достиг предела своих возможностей. Сотрудники компании-интегратора, ведущие удаленный мониторинг сети, сообщили Крайтсу на пейджер об этом происшествии. "Мы устранили проблему за пять минут, - говорит он. - Раньше ушло бы не менее 45 мин. только на то, чтобы приступить к выяснению причин случившегося".

Важность информационной инфраструктуры для компаний столь высока, что, по словам менеджеров сетей, они просто не могут допустить возникновения проблем в работе сети. "Даже в небольшой сети объем информации столь велик, что контроль событий и мониторинг проблем становятся очень трудной задачей, - говорит Пелтье, - и чем дальше, тем хуже".

По мнению Брендона Маслера, директора подразделения стратегических продуктов компании Computer Associates (Исландия, шт. Нью-Йорк), ныне любое сетевое устройство должно быть "интеллектуальным". "Заказчики приходят к нам с вопросами о том, как перенести в сеть управление всеми активами компании. Они хотят интегрировать станки, системы электроснабжения и все производственное оборудование с информационной инфраструктурой, чтобы полностью контролировать все производственные процессы", - говорит Маслер.

Помощь заказчикам в подключении к корпоративной сети интеллектуальных устройств - важная составная часть стратегии компании Lantronix (Ирвин, шт. Калифорния), говорит старший менеджер Lantronix Грег Уилер. "Подключение к сети всех типов производственного оборудования, систем защиты, сканеров штрих-кодов и роботизированных станков не только возможно, но и крайне желательно", - считает Уилер.

Как ИТ-отделы справятся с нашествием всех этих новых устройств? "Пора разрабатывать интеллектуальные агенты, но появления подобных приложений на корпоративном рынке придется ждать еще пару лет", - говорит Ференгал из компании Meta Group.

А до тех пор корпоративные интеграторы будут по-прежнему играть важную роль в управлении сетями своих клиентов.

Факты
  • Даже небольшие сети требуют значительных расходов на планирование и интеграцию.
  • Поставщикам решений приходится работать вместе с заказчиками над выработкой эталона производительности сети.
  • В ближайшие несколько лет основное внимание будет уделяться подключению нетрадиционных устройств.