Что-то заболело у вас, вы принимаете таблетку, и все проходит. Именно так это выглядит в рекламе фармацевтических препаратов по телевизору. Если бы так же обстояло дело и в бизнесе...

Находясь между Сциллой конкуренции и Харибдой необходимости снижения затрат на управление, компании, работающие в сфере здравоохранения, умоляют свои отделы ИТ: дайте нам средство! Но у отделов ИТ нет готовых рецептов, и они обращаются к поставщикам корпоративных решений, таким как Andersen Consulting, Computer Sciences Corp. (CSC), IBM Global Services и KPMG.

"Для нашего бизнеса характерны быстрые перемены, - говорит Билл Стоун, вице-президент и директор по информационному обеспечению компании Mallinckrodt, поставщика медицинского оборудования с оборотом 2,4 млрд. долл. - Конкуренция весьма сильна". Стоун приближается к завершению проектов стандартизации парка настольных систем и коммерческих приложений в масштабах всей компании, которые были начаты как работа по решению "Проблемы 2000", но одновременно были призваны помочь 250 сотрудникам его отдела ИТ легче приспособиться к быстро меняющемуся рынку медицинского оборудования, сказал он.

Фирма Mallinckrodt подключила компании Arthur Andersen, Ernst & Young и других поставщиков корпоративных решений к идущему процессу развертывания коммерческих приложений, проводимому с помощью компании J.D. Edwards. "Там, где нам требуется опыт развертывания, будь то управление целым проектом в разных частях мира или работы по интеграции отдельных модулей, мы используем поставщиков корпоративных решений", - пояснил Стоун.

В целом фармацевтические компании имели в последние несколько лет прекрасные показатели. Суммы дохода и прибыли повысились, так же как и цена на акции. Сегодня задача состоит в том, чтобы продолжить этот рост, говорит Гарри Таранто, директор-распорядитель отдела Health Care компании IBM Global Services. И единственный способ сделать это - вывести на рынок новые препараты. "Мы полагаем, что компании, которые смогут стратегически встроить управление информацией в свою деятельность по исследованиям и разработке, окажутся впереди", - заявил Таранто.

Обстановка в фармацевтической отрасли породила "громадную потребность в очередных инновациях и новых продуктах", - считает Джеймс Дойл, вице-президент отдела Life Sciences компании CSC, которая сотрудничает с многими из 20 самых крупных фармацевтических компаний, включая Pfizer и Johnson & Johnson. В конечном счете это вопрос скорости вывода на рынок. Препараты-бестселлеры, такие как Viagra фирмы Pfizer, могут давать от 3 до 4 млрд. долл. годового дохода. "Каждый день задержки продаж такого препарата - это потеря потенциального дохода в размере от 1 до 4 млн. долл.", - говорит Фред Гальперин, зам. директора отдела Pharmaceutical IT Strategy компании Andersen Consulting.

Согласно исследованию, проведенному газетой "InformationWeek" (издание компании CMP Media), фирмы-поставщики фармацевтических препаратов и медоборудования потратят на ИТ примерно 3% своего дохода за 1999 год, причем 7% этой суммы пойдет на электронную коммерцию, а 9% - на решения по управлению связями с клиентами (CRM).

Для большинства фармацевтических компаний управление информацией означает использование Интернет-средств обмена данными и коллективной работы в области исследований, добычи данных, организации хранилищ данных, управления знаниями и сбора коммерческой информации, что позволит справиться с громадным количеством данных, полученных на этапах исследований и разработки в процессе изготовления препарата.

На самом деле именно успехи технологии создали необходимость в этих ИТ-решениях. Объем данных, которыми приходится управлять на этапе исследований и разработки, резко возрос. "Вы переходите в такую сферу, где приходится иметь дело с объемами данных в тысячу и даже миллион раз больше того, с чем отделы фармацевтических исследований имели дело раньше, - говорит Таранто из IBM Global Services. - Способность добывать и хранить данные, интерпретировать их и работать с ними становится главным отличительным преимуществом в фармацевтических исследованиях, и это та область, в которой ведется много работ по ИТ".

По наблюдениям компании CSC, поток данных, с которым приходится работать фармацевтическим компаниям, неудержимо растет. "Не думаю, что они имеют понятие о том, с каким объемом данных им придется иметь дело в отдаленной перспективе, - говорит Дойл. - Поэтому потребность в хранилищах данных терабайтного уровня становится вопросом номер один".

Кроме того, ИТ помогает исследовательским отделам этих компаний достичь большей интеграции с другими деловыми процессами, такими как сбыт и маркетинг, говорит Дойл. "НИОКР были постоянной статьей расходов многие, многие годы, - продолжает он. - Теперь это меняется благодаря средствам управления знаниями".

Как практически в любой другой отрасли, Интернет оказывает большое влияние и на фармацевтический сектор. Как показало исследование газеты "InformationWeek", 92% фармацевтических фирм и поставщиков медтехники предлагают сегодня обслуживание клиентов через Web, а 75% осуществляют продажу своей продукции через Web. Доля фирм, которые имеют клиентов и поставщиков, связанных в электронную цепочку поставок, составляет 41% и 21% соответственно.

Фирма KPMG помогает клиентам из фармацевтического сектора внедрять решения по электронной коммерции в своих исследовательских отделах, говорит Дэн Бартоломью, партнер из отдела Health Care этой фирмы. "Когда дело доходит до обсуждения проблем электронной коммерции, то большинство организаций, с которыми я работаю, способно предъявить лишь набор проспектов", - съязвил он.

Но скоро это изменится. Подталкиваемые запросами рынка и появлением в потребительском секторе таких игроков, как Drugstore.com, фармацевтические компании входят в эру "Web-стратегий второго поколения", отметил Дойл из CSC.