Биллинг и боулинг

Александр Силонов

На последней неделе марта в московском Центре международной торговли прошел шестой Международный бизнес-форум "Мобильные системы", организованный Международным центром научной и технической информации (МЦНТИ, http://www.icsti.su). В рамках форума состоялась одноименная выставка, были организованы семинары и конференции, в которых участвовали представители министерств и ведомств РФ, ученые, разработчики, представители коммуникационного бизнеса. Главными темами форума стали перспективы эволюции сетей GSM и CDMA к третьему поколению (3G), развитие технологии радиосвязи Bluetooth, развитие сетей D-AMPS и IS 136, интеграция сотовых и спутниковых сетей связи, перспективы мобильного бизнеса и услуг мобильного Интернета.

В выставке приняли участие более 60 компаний, в том числе все наиболее известные разработчики сотовых телефонов - Nokia (http://www.nokia.com), Ericsson (http://www.ericsson.ru), Motorola (http://www.motorola.ru), Siemens (http://www.siemens.ru) и Panasonic (http://www.panasonic.ru), производители оборудования сотовой, спутниковой и радиосвязи, ведущие российские операторы мобильной связи, а также около двух десятков периодических изданий, связанных с информационными технологиями. К сожалению, география участников выставки была не очень богатой: подавляющее большинство составляли московские фирмы, лишь несколько экспонентов приехали из Санкт-Петербурга и Екатеринбурга.

В последнее время в прессе участились скептические высказывания относительно технологии WAP; тем не менее участвовавшие в выставке операторы сотовой связи и поставщики коммуникационного оборудования активно пропагандировали эту технологию и оптимистично высказывались о ее перспективах. По оценке представителей компаний, данная технология сейчас востребована как деловыми кругами, заинтересованными в оперативном доступе к ресурсам Интернета, так и молодежной аудиторией, которую привлекает возможность запускать игровые программы посредством обычного мобильного телефона.

Основной тон задавали поставщики оборудования, но пользовались популярностью и стенды разработчиков ПО, в частности биллинговых систем, значение которых с развитием сетей связи растет.

Компания "Атлант-Информ" (http://www.atlant-inform.ru) в числе прочих экспонатов представила две новые разработки. Первая из них, система "Атлант - Выделенный канал (ВК)", предназначена для контроля затрат при коллективном использовании Интернета. Система позволяет оптимизировать корпоративную стратегию использования трафика по выделенным линиям. "Атлант - ВК" позволит скрупулезно отслеживать распределение трафика между пользователями коллективной системы доступа в Интернет и при необходимости выставлять счета.

Другая новинка "Атланта" - анонсированный на выставке программный комплекс класса Mediation device, позволяющий сопрягать биллинговую систему с широким спектром сетевого оборудования. Комплекс, построенный на основе СУБД Oracle, включает функциональные блоки "Трафик" и "Управление услугами", а также библиотеку драйверов сетевых устройств.

Не первый год участвует в форуме "Мобильные системы" транснациональная компания Protek (http://www.protek.com), разработчик биллинговой системы Flagship. Эта масштабируемая система на базе СУБД Oracle, работающая в среде UNIX и Windows NT, обеспечивает многовалютный учет, настройку на конкретную систему налогов и широкий спектр функций для организации консолидированного биллинга.

Громкая ритмичная музыка, раздача пива и боулинг - нетипичные для строгих связистских выставок атрибуты рекламного шоу, устроенного на стенде CBOSS (http://www.cboss.ru) компанией SoftPro, - произвели неоднозначное впечатление (если учесть, что компания продвигает системы операционного обеспечения коммуникационных компаний, биллинговые решения, системы голосовой почты и т.п.). В целом же компактная и спокойная выставка оказалась информационно насыщенной и небесполезной для специалистов.

Отраслевые решения

Сергей Костяков

Нетрудно догадаться, что основной экспонат выставки "Мобильные системы-2001" - не что иное, как сотовый телефон. Именно этот малыш, часто весящий не более ста граммов, служит проводником в мире мобильных сетей для подавляющего числа абонентов.

Почти все из присутствующих на российском рынке производителей мобильных телефонных аппаратов представили новые модели устройств. Прослушав сообщения, организованные в рамках выставки, а также посмотрев на стенды фирм-поставщиков портативных устройств связи, уже можно было составить некоторое впечатление о том, что такое мобильные коммуникации сегодня.

Во-первых, все без исключения компании четко разграничивают продукцию, рассчитанную на потребительский рынок, и более дорогие модели, строго ориентированные на бизнес-применения. И это говорит о том, что рынок мобильной связи факторизован на корпоративный и массовый. Маркетинговые и технические тенденции в этих двух глобальных секторах уже сейчас заметно расходятся и, похоже, в будущем будут все больше расходиться.

Если говорить о категории устройств, ориентированных на массового потребителя, то конкурентная борьба производителей часто разворачивается в области характеристик, напрямую не связанных с функциональным назначением телефона. Без всякого преувеличения очень серьезное внимание - и с точки зрения маркетинга, и в контексте технической разработки - уделяется цвету панелей, возможности их быстрой смены, весу и габаритам карманного устройства, размеру экрана телефона, возможности загрузки мелодий, наличию встроенных игр, радио FM-диапазона, удобных аксессуаров и прочих подобных вещей.

Наиболее популярные сервисы, примерами которых могут служить служба коротких сообщений, телематические услуги на основе SMS или голосовая почта, в настоящее время тоже ориентированы скорее на массовый рынок.

Но наиболее интересен все же рынок корпоративный. Говоря о чисто профессиональных областях применения мобильных телефонов, можно выделить ряд направлений. Во-первых, только на примере вновь выпускаемых мобильных устройств мы имеем возможность наблюдать дальнейшее отраслевое деление корпоративного сегмента. К примеру, Nokia представляет модель 6250, защищенную от воздействия пыли и влаги, стойкую к ударным нагрузкам и ориентированную на вполне определенные условия эксплуатации и, соответственно, отраслевые применения. Подобные варианты исполнения терминальных устройств предлагает и Siemens. Компания Benefon (http://www.benefon.com) в своих моделях мобильных устройств уделяет очень большое внимание объединению классического сервиса мобильной связи и услуг глобального позиционирования. Benefon уже предлагает комбинированные услуги связи и позиционирования, ориентированные на медицину; деятельность, направленную на обеспечение безопасности; работу дорожных служб в некоторых регионах Европы. Находясь в любой точке охвата сервиса, с помощью провайдера можно точно установить свое положение и получить на экране телефона не только координаты этой точки, но и нужный фрагмент карты местности.

В некотором смысле значимость мобильной связи на корпоративном рынке характеризует предложение компании Siemens, демонстрирующей возможности комплексных корпоративных решений GSM для крупных предприятий: в них предполагается тесная интеграция существующих сетей подвижной связи, учрежденческих АТС и систем, связанных с использованием Интернета.

Отметим, что подобные решения требуют технологических инноваций по крайней мере в нескольких сферах развития мобильной связи: сами мобильные устройства, используемые протоколы связи и программные решения. Но, самое главное, стремление к предоставлению комплексного сервиса подталкивает разработки в области мобильной связи в сторону интеграции с другими типами коммуникаций, давно принятых в корпоративной среде.

Что касается самих терминальных устройств, то интеграционные тенденции проявляются, например, в том, что наличие встроенного факс-модема и инфракрасного порта все более становится стандартом для деловых телефонов. То же самое относится и к поддержке беспроводного доступа к Интернет посредством WAP-протокола. Несмотря на драматическую судьбу этого направления, интеграция мобильных сетей со службами Интернета была и остается актуальной бизнес-задачей. Поддержка WAP безусловно присутствует в абсолютном большинстве мобильных терминалов, ориентированных на бизнес-приложения.

Неудачи, связанные с практикой применения WAP-технологии, как известно, в основном - следствие недостаточного развития сетей третьего поколения. Последним на выставке также было уделено определенное внимание. Решения Evolution GSM и Alcatel 1000 компании Alcatel (http://www.alcatel.ru) изначально готовы для интеграции с GPRS. Компания Siemens в представляемых на форуме решениях делает акцент на двух популярных стандартах мобильной связи третьего поколения, основанных на GSM, - GPRS и UMTS. В представленных Siemens материалах утверждается, что в будущем WAP-решения будут поддерживать и GPRS, и UMTS. Иными словами, развитие аппаратных платформ создает предпосылку для движения мобильных коммуникаций в сторону интеграции с традиционными видами связи и Интернетом, а также проникновения на корпоративный рынок.

Это должно порождать спрос на комплексные программные решения, охватывающие самый разнообразный сервис, который обычно включается в комплексные корпоративные проекты. И такие предложения на выставке также имелись. Например, компания Comverse (http://www.comverse.com) представляла специальные программные решения для корпоративных клиентов - от набора инструментальных средств до настраиваемого портала предприятия. Не следует также забывать, что в настоящее время мощные программные решения различного уровня для мобильной связи предлагают и широкопрофильные компании, для которых этот сегмент - не основной и которые соответственно не участвуют в выставке (среди таких можно, например, назвать Lotus или Sybase).

И все же демонстрации полностью законченных отраслевых решений, где структура их построения и выгода от их использования просматривалась бы вполне отчетливо даже непрофессионалу, на форуме не хватало. Думается, что с развитием рынка все будет меняться в лучшую сторону.

Сны об апреле

Елена Шашенкова

"В эту зиму с ума
я опять не сошел. А зима,
глядь, и кончилась".
Иосиф Бродский. "Стихи в апреле"

Мартовское безвременье - как слоистые облака: видимая действительность бесконечно серого цвета тягуче зависает над землей, не желая открыть, наконец, яркую палитру весны над заждавшимся ее городом. Однако, хотя "... в полях белеет снег, а воды уж весной шумят"*, и компьютерные выставки, опережая зеленую листву, открываются в эту пору одна за другой, как сиреневые цветки на ветках багульника.

В Центре международной торговли шла выставка "Мобильные системы-2001". Я спешила по улице 1905 года к темно-серой громаде зданий на Краснопресненской набережной. Хотелось праздника. Но еще больше хотелось побыстрее укрыться в теплом уюте залов от пронизывающего насквозь северного ветра. Обогнув скульптуру Меркурия, я вошла в 4-й подъезд ЦМТ и обрела, наконец, долгожданное тепло. Регистрация заняла не больше минуты - нескольких галочек в анкете и визитки оказалось достаточно для того, чтобы получить добротный глянцевый каталог. Билет у меня никто спрашивать не стал, и я поднялась на второй этаж.

Взгляд сразу уперся в надпись "Финские кабели для российских морозов", выведенную большими синими буквами на стенде компании RC&C (http://www.rkk.ru). Под надписью - несколько кусков кабеля различного сечения с желтыми блестящими наконечниками. Это образцы продукции финской компании NK Cables (RC&C - ее дистрибьютор). Но так как партнеров у RC&C гораздо больше, то на стенде представлены радиостанции, антенны, аксессуары и прочее, и прочее - не самая занимательная для женской натуры продукция.

Почти напротив - стенд с зелеными пчелиными сотами. Это корпоративная эмблема компании "Информационная Индустрия" (http://www.informind.ru), которая в разные годы выполнила такие масштабные проекты, как построение системы подвижной связи в АО "Норильский горно-металлургический комбинат им. А.П. Завенягина", создание системы персонального радиовызова в Республике Башкортостан, и другие.

Через распахнутые двери попадаю в основной зал. Увиденное меня поразило: "Комтек" в миниатюре. Затейливые яркие стенды, музыка, длинноногие красавицы афро-российских кровей, конкурсы, настоящий боулинг - и все это великолепие уместилось в сравнительно небольшом зале ЦМТ! Такое впечатление праздника ощущалось только на московских "Комтеках" середины 90-х. К тому же в те годы как раз в конце апреля в Москву впервые заглядывало лето.

Обширные стенды известных столичных операторов сотовой связи, каждый из которых был оформлен в корпоративной гамме цветов, развернуты навстречу входящим гостям выставки. Конкуренты в бизнесе "ВымпелКом" (торговая марка "Би Лайн", http://www.beeline.ru), "Мобильные ТелеСистемы" (http://www.mts.ru), "Московская Сотовая Связь" (http://www.mcс.ru) здесь выступали единой шеренгой, и невозможно было кому-то отдать предпочтение. Производители "железа" и ПО, казалось, соревновались в изяществе предлагаемых решений, а с флангов жестко стояли разработчики и изготовители измерительной аппаратуры - такие гранды, как Agilent Technologies (http://www.agilent.ru), Acterna (http://www.acterna.ru), Rohde & Schwarz (http://www.rsoe.com). А все это великолепие, как лепестки ромашки, окружали стенды прессы, которых было, на удивление, много (по-моему, около трети всех экспонентов).

И конечно же, сотовые телефоны. Они были везде - на витринах и стендах, на плакатах и в руках практически всех, кто участвовал в этом празднике мобильных систем. Даже размеренное течение семинаров и презентаций то и дело прерывалось бодрыми трелями мобильников. А их владельцы, сделав энергично-деловое лицо, одинаковой стелящейся походкой тут же устремлялись к выходу, чтобы в очередной раз дать кому-то срочные руководящие указания.

Жанр репортажа не позволяет углубиться в технологические дебри. Иначе я непременно рассказала бы о решении Siemens для мобильных приложений на основе протокола WAP, системе телеголосования и платформе интеллектуальной сети, разработанных в компании "Беркут" (http://www.bercut.ru), системе управления сетями от компании Protek, чудесном персональном навигационном телефоне Benefon ESC, "с которым Вы никогда не потеряетесь". Рассказала бы о богатом наборе решений CBOSS, включающем биллинг, обслуживание абонентов, организацию продаж и многое другое. А еще - о фирме "Светец" (http://www.svetets.ru), чье название рисует в воображении неяркий свет лампады в келье древнего монаха-летописца, а вовсе не коллектив ученых и инженеров компании, создавшей современные разработки в области компьютерной телефонии, список внедрений которой за 10 лет деятельности занимает целую страницу мелким шрифтом...

"Однако - время", и я с сожалением покидаю замечательную выставку и уходящий ввысь дом на Краснопресненской набережной. Холодный ветер упрямо дует с севера, ступни ног сквозь тонкую подошву ботинок хорошо чувствуют промерзший за зиму асфальт. Но волшебным миражом из-за серой громады облаков уже проступает апрель и "зеленые деревья с золотом на голубом"**.

*Ф. Тютчев. "Весенние воды".
**Б. Гребенщиков. "Золото на голубом".