Попыткам научить различные виды устройств и программных продуктов понимать друг друга и свободно обмениваться информацией посвящена значительная часть всех усилий, которые вообще совершаются в области ИТ. Говоря о корпоративных ИТ-системах, можно выделить по крайней мере три класса взаимодействий. Первый включает налаживание обмена данными между различными ИТ-системами одной компании. Второй - обеспечение взаимодействия ИТ-систем фирм, входящих в холдинг. Третий - общение партнеров по бизнесу на уровне ИТ-систем.

Для себя

Примеров внутрикорпоративной интеграции бесконечно много, но стоит отметить некоторые относительно новые направления. Одно из них - интеграция систем класса ERP с цеховыми системами и АСУТП. Эти миры традиционно существуют порознь, и тема их объединения звучит не первый день. И, возможно, простая констатация данного направления ничего бы не означала, если бы не систематические сообщения ИТ-директоров, собирающихся провести подобные интеграционные проекты. Необходимость их на определенном этапе становится очевидна, но подступиться к этой проблеме пока удается немногим. Серьезно продвинулись в этом направлении на Магнитогорском металлургическом комбинате, где одной из основных задач проекта внедрения КИС была ее интеграция с цеховыми автоматизированными системами. На комбинате более сотни цеховых систем. Все они созданы усилиями собственной ИТ-службы комбината и интегрируют разнообразные системы управления, которые поставляются в комплекте с производственным оборудованием. В рамках же проекта по внедрению ERP-системы был создан универсальный интерфейс, в результате чего все они стандартным образом передают данные в ERP-систему и практически все производственные данные учитываются исключительно с помощью цеховых систем. Проблема принципиальна не только для металлургов, но и для всех производственных отраслей.

Интегрировать, чтобы анализировать - так можно кратко характеризовать другое направление внутренней интеграции. Бурного роста корпоративных порталов, так энергично рекламировавшихся два-три года назад, так и не произошло, поскольку, как всегда, "с налету" такие подходы не могут дать результата. Но по мере того как более насущные вопросы учета, управления, планирования постепенно решаются, желание анализировать собранное и своевременно делать адекватные выводы создает потребность конструировать кому - порталы, кому - витрины данных, а кому-то - какие-то другие формы представления информации. Интересно, что один из факторов, подталкивающих к созданию порталов, - это желание сэкономить на рабочих местах ERP-системы. Действительно, пусть они будут только у тех, кто информацию вводит, а все остальные вполне могут пользоваться нужными отчетами, доступными через Интранет.

Для своих

Вторая область интеграции - налаживание ИТ-взаимодействия в холдингах в большинстве известных случаев решается внедрением единой системы управления класса ERP. Одномоментно сделать это нереально. В течение длительного времени после торжественного пресс-релиза об окончании проекта продолжается совместное и часто весьма благополучное сосуществование прежних продуктов или их отдельных фрагментов с новыми. Так, связка SAP (здесь можно подставить и любой другой иностранный продукт) с 1С может уже, наверное, удивить только западных менеджеров, приезжающих в Россию на пару дней с официальным визитом.

Вместе с тем российские предприятия, которые являются частью международных корпораций, на опыте знакомятся со сложившейся практикой взаимодействия на уровне ИТ-систем внутри холдинга. В частности, Сергей Ветлов, технический директор компании "Акзонобель Декор", входящей в международную корпорацию Akzo Nobel, хорошо представляет, как налажено взаимодействие между эстонскими и шведскими фирмам, входящими в тот же концерн. Предприятия-смежники открывают друг другу и состояние складов, и производственные планы, и другие данные, что позволяет заблаговременно спланировать объемы и оформить поставки, зачастую вообще не прибегая к устным переговорам. Увы, наладить такой информационный обмен с предприятием, расположенным в Эстонии, при всем желании не получается. То есть данные-то передать можно, можно и спланировать, что и предполагается реализовать в ближайшее время. Но вот прохождение таможни все равно не организуешь через ИС, поэтому любые логистические операции требуют дублирования по традиционным каналам взаимодействий. Надо отметить, что, как и многие международные корпорации, Akzo Nobel имеет список рекомендованных ERP-систем, у смежников они часто одни и те же (либо вопросы взаимодействия уже проработаны на уровне холдинга), что упрощает интеграционные задачи хотя бы с технической точки зрения.

Судя по результатам исследования IE, проведенного в конце лета и осенью этого года (результаты будут опубликованы в №23 и 24) большинство российских ИТ-директоров - сторонники решения всех проблем одним продуктом. Только три типа задач для своего решения требуют, как считают многие руководители, продукта, "лучшего в своем классе". Это оптимизация работы с информацией, разработка новых продуктов и сервисов, бюджетирование и корпоративное управление.

Однако некоторые ИТ-директора говорят: нам вообще не нужна единая система. У нас в холдинге собраны настолько разнородные по своим ИТ-потребностям бизнесы, что путь интеграции "лучших в своем классе" продуктов выглядит единственно оправданным. Сергей Плаксиенко, ИТ-директор компании "Белон" (Новосибирск), приводит такой пример: часть входящих в холдинг активов - угледобывающие шахты. Кроме того, имеется подразделение оптовой торговли металлом. Для первых он считает оправданным применение отраслевых ERP-решений, а для вторых продукт класса ERP вообще не нужен, вполне было бы достаточно не очень замысловатой CRM-системы. Связи между такими крупными блоками выгоднее, считает Сергей Плаксиенко, выполнять самописными связками - передаточными модулями. Их можно и заказывать, но принципиально, что это, а не внедрение одного глобального пакета даст необходимую гибкость. Сергей Белец, ИТ-директор промышленной группы "Северо-Запад", тоже придерживается похожего мнения, поскольку в холдинг входят и машиностроительные предприятия, и птицефабрики, и торговые фирмы.

Для чужих

На самом-то деле, конечно, речь идет не о посторонних, а о партнерах, чаще всего - о любимых клиентах. В мировой практике известны примеры глобального масштаба. Когда "Боинг" разрабатывает новую модель пассажирского аэробуса Dreamliner, в этом принимают участие 60 его партнеров - независимых компаний, расположенные в 72 пунктах по всему миру. При тех жестких сроках, которые компания задала этому проекту, без налаженной системы взаимодействия на уровне ИТ-систем о продуктивной работе и речи быть не может, это элемент, безусловно критичный для бизнеса.

Созданием таких производственных "экосистем" заняты и лидеры отечественного тяжелого и военного машиностроения. К сожалению, этому препятствуют не столько технические проблемы, хотя и они есть, а в основном еще не восстановленные экономические связи, отсутствие механизмов координации усилий. Более того, как замечает Владимир Иванов, ИТ-директор ОАО "Уфимское моторостроительное производственное объединение", к сожалению, пока даже острая необходимость развертывания ИТ-решений для интегрированной логистической поддержки сложных изделий (для "УМПО" - авиадвигателей) воспринимается руководством как опциональная, то есть не приоритетная задача.

Интересные идеи возникают в фондоемких отраслях, в том числе в энергетике. Гаральд Бандурин, ИТ-директор ВоГЭК, считает весьма перспективным делом налаживание ИТ-взаимодействия с ремонтными организациями, систематически обслуживающими гидростанции. С его точки зрения, это позволило бы и заказчикам и подрядчикам лучше планировать, к примеру, ремонты - основную статью расхода энергетики. Значительно быстрее продвигается дело создания B2B-систем для торговли. Конечно, если случаи, когда нет смысла в какой-то замысловатой автоматизации. Скажем, "Арбат Престиж" как обменивался excel-файлами с поставщиками, а потом импортировал эти предварительные накладные в свою ERP, так и продолжит это делать, не видя резона менять процесс. Поставщики слишком разнообразны (с точки зрения ИТ) и никакого заметного эффекта не получится. А вот производители товаров массового спроса немало вкладывают в развитие систем общения с клиентами. Если получать информацию о складах основных дистрибьюторов уже не сложно, возникает желание проследить движение товара по всему каналу. В таком положении находится, например, "Русский продукт", где налаживание информационного потока от реселлеров к производителю уже воспринимается как настоятельная потребность бизнеса. Сергей Робозеров, начальник службы информационных технологий пивоваренной компании "Балтика", считает, что организация взаимодействия с партнерами на уровне ИТ-систем - одна из приоритетных задач его службы на 2005 и 2006 годы.