На выбор проектора, как и любой другой техники, влияют разные параметры - цена, марка, качество изображения, надежность. Не хочется переплачивать за ненужные функции, но в то же время важно получить необходимое качество работы проектора. Что нужно принять во внимание при его выборе в первую очередь?

Сделать выбор

По мнению Анны Зуевой, директора компании DeLight 2000, больше всего на выбор проектора влияют условия помещения, в котором планируется эксплуатация проектора: условия освещенности, планируемый размер экрана, место расположения проектора. Ну и, конечно, выбор основного источника, с которого демонстрируется изображение (DVD-плейер, видеомагнитофон, игровая приставка, телевизионный сигнал, кабельное или спутниковое телевидение), и основной формат изображения, в котором планируется смотреть видео (16:9 или 3:4).

Следующий по важности параметр - это надежность в совокупности с сервисной поддержкой. "Для потребителя важен срок гарантии - показатель надежности и уровня поддержки", - говорит Инна Алехова, руководитель отдела презентационного оборудования INT (Институт новых технологий). Покупатель должен быть уверен в том, за что он заплатил деньги, то есть в безотказности работы проектора и в его всесторонней поддержке в случае непредвиденных обстоятельств.

Что касается влияния на выбор марки проектора, то тут мнения экспертов разделились. В компании Epson марку считают важным критерием выбора - как можно доверить свои, зачастую немалые деньги, компании, о которой никто и никогда не слышал? "Нет никакого смысла покупать дешевый и низкокачественный продукт, а затем краснеть перед партнерами по поводу его плохой работы и жалеть о вложенных впустую средствах", - говорит Андрей Салтрукович, менеджер по продуктам московского представительства компании Epson Europe B.V. "Выбор марки - дело вкуса покупателя (хотя надо отметить, что качество проекторов японских производителей выше, чем у тайваньских и корейских проекторов), так же как и технологии (DLP или LCD)", - возражает Анна Зуева.

Еще один параметр выбора - дополнительные функции. По мнению экспертов они влияют на выбор тогда, когда компания, имеющая определенные задачи, понимает полезность тех или иных функций (программируемая заставка, защита паролем, "картинка в картинке" и пр.). Заметим здесь, что в современных организациях всё большую популярность получают беспроводные технологии, и возможность работы проектора без проводов также становится все более востребованной. Ведь, помимо удобства, эта функция позволяет сэкономить в уже оснащенных помещениях, исключая затраты на прокладку кабелей. Вообще, в части удобства управления проекторами существенных различий нет. Сейчас все оборудование делается таким образом, чтобы пользователю не требовалось каких-либо навыков для работы с ним. Однако, у некоторых производителей есть средства и для работы с большим количеством проекторов, находящихся на большом расстоянии друг от друга, всего лишь с одного компьютера и это может быть решающим фактором при выборе для компаний. которые заинтересованы в подобных средствах.

Что же касается влияния цены на выбор проектора, то мнения расходятся. Вадим Карелин (компания "Атанор") считает, что сначала нужно определиться с тем, стационарным или мобильным будет проектор, так как дальнейший процесс выбора зависит именно от этого. "Но в любом случае основным фактором по-прежнему является цена, затем бренд, а все остальное - мелочи, мало влияющие на выбор проектора", - считает он. Инна Алехова уверена, что выбор проектора определяется соотношением цена/качество. А вот Андрей Салтрукович параметр цены считает самым незначительным: "Цену при выборе проектора я бы поставил на последнее место, ведь не зря говорят "мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевое", имея в виду совокупность всего вышесказанного. Лучше заплатить сегодня за продукт, чтобы он служил годами, чем тратить нервы свои и своих сотрудников, постоянно его меняя". Анна Зуева считает, что цена стоит не на первом месте и играет роль в том случае, когда нужная функциональность есть у нескольких моделей и нужно выбрать между ними.

Проекторы на пенсии

На какой срок жизни проектора расчитывать? Здесь прежде всего необходимо определиться с самим термином. "Что имеется в виду под словами "время жизни"? - говорит Андрей Салтрукович. - Если время морального устаревания - сегодняшняя индустрия развивается такими темпами, что новинка, перевернувшая рынок, уже через год-полтора с технической точки зрения смотрится как самокат среди летающих машин, хотя исправно работает и удовлетворяет все потребности владельца. Если речь идет о физическом износе, то точных данных по этому поводу нет. Что касается проекторов Epson, то к нам до сих пор обращаются пользователи, купившие проектор в 90-х годах и желающие приобрести к нему, например, лампу. Хочу кстати отметить, что лампу они получают".

Среднее время жизни проектора, по мнению Вадима Карелина, - от трех до пяти лет. Производители обычно заявляют как срок жизни проектора семь лет - время, в течение которого проектор будет работать без существенного изменения рабочих параметров. В компании ИНТ убеждены, что при умеренной эксплуатации проектор может прослужить более пять лет. "Проекторы, которые мы используем для аренды, работают пять лет и даже больше", - говорит Инна Алехова.

Поэтому главный расходный материал у проекторов - лампы. Значительная часть стоимости содержания проектора уходит на замену ламповых блоков и постгарантийное обслуживание. Срок службы ламп, говорит Инна Алехова, сегодня составляет примерно 2000 часов. Многие модели проекторов имеют экономичный режим работы, когда можно включать лампу не на полную мощность. Экономичный режим увеличивает срок службы от 1500 до 4000 часов, а у некоторых моделей до 5000 часов. При этом энергопотребление у проекторов - умеренное, в пределах 300-500 Вт в зависимости от величины светового потока.

Долго и счастливо

Стоимость владения проектором складывается из стоимости самого проектора и стоимости ламп, а также стоимости его обслуживания. Поэтому возможный путь минимизации стоимости владения - правильная эксплуатация лампы (без частых выключений, без резких скачков температуры и напряжения). То есть, во-первых, следить, чтобы проектор не работал вхолостую. Во-вторых, защитить проектор от пыли. Лампы выходят из строя (иногда даже не выработав ресурс), когда проектор работает в пыльном помещении. "Если невозможно бороться с пылью обычными способами, следует подумать об установке проектора в специальный противодымный бокс. - советует Инна Алехова. - Бокс - недешевое устройство, но пыль губительна для проекторов".

Тем, кто собирается следовать советам по экономичному использованию проектора и беречь его от поломок, интересен и другой вопрос… Допустим, проектор действительно спустя несколько лет работы находится в хорошем состоянии. Но если к нему понадобились запчасти, не обойдется ли их приобретение через четыре, например, года в сумму, сравнимую со стоимостью самого аппарата (как это бывает с ПК)? У поставщиков есть свои прогнозы относительно роста стоимости комплектующих.
Вадим Карелин уверен, что, скорее всего, необходимые запчасти не будут становиться дороже, так как большинство проекторов собираются по модулям и эти модули взаимозаменяемы у разных моделей одного производителя. Это же касается и ламповых блоков. Согласны с этим мнением и в компании INT - по собственному опыту компании, комплектующие для ремонта действующих проекторов не поднимаются в цене с течением времени. "Через четыре года можно будет купить лампу для проектора, купленного сегодня, так же как сегодня вы можете купить лампу для проектора, купленного в 2000 году", - говорит Инна Алехова.

Анна Зуева высказывает другую точку зрения: "С одной стороны, мы отмечаем удешевление самих проекторов, при этом растет цена комплектующих. Происходит то, что мы наблюдаем в бытовой технике: дешевле купить новый проектор, чем отремонтировать его. Запчасти на старые модели с каждым годом дорожают (добавляется стоимость хранения и замороженных денег). Поэтому один из путей минимизации расходов - это купить лампу сразу при покупке проектора. Купить лампу для проектора четырехлетней давности можно, но ее будет трудно найти на складе поставщика. Скорее всего, лампа будет поставлена "под заказ" и ждать ее придется пару месяцев, то есть пару месяцев проектором нельзя будет пользоваться.

До и после гарантии

Какие варианты гарантийного и постгарантийного обслуживания может сегодня получить потребитель? Во-первых, естественно, стандартную гарантию. Пракически во всех компаниях после окончания срока гарантии компания может обслуживать технику в рамках договора о сервисном обслуживании. "Такие договоры удобны для клиентов - при неисправности мы предоставляем замену на время ремонта, проводим профилактику и тестирование действующего оборудования, обучаем новых пользователей, помогаем при проведении мероприятий", - говорит Инна Алехова.

Однако есть варианты и "расширенной" поддержки. "Если оборудование интегрировано в единую систему - в рамках выполненного проекта по конференц-залу, кабинетов руководителя, переговорных комнат, учебных центров, мы предлагаем гарантию на выполненные работы и специализированные программы сервисной поддержки, подстроенные под конкретные задачи клиента", - рассказывает об опыте компании DeLight-2000 Анна Зуева. В такие задачи может входить время восстановления работоспособности комплекса, гарантированный подменный фонд, который используется для быстрого восстановления, профилактические работы по поддержанию работоспособности системы и отдельных устройств.

Дешевеют ли проекторы?

Еще не так давно проектор считался дорогостоящим оборудованием. Но сегодня проекторы становятся все более распространенной техникой в офисах компаний. Следует ли из этого дальнейшее их удешевление, и какие факторы могут повлиять на стоимость проекторов?
В компании Epson считают, что, безусловно, цены на проекторы будут продолжать падать в связи с расширением рынка, расширением линеек вендоров и ужесточением конкуренции. «Уже сейчас в нашей линейке есть продукт, стоящий менее 1000$, то есть можно сказать, что преодолен заветный рубеж. Проектор постепенно переходит из разряда продукта для избранных в разряд повседневных вещей, причем не только в организациях, но и дома», — рассказывает Андрей Салтрукович. Согласна с ним и Анна зуева: «Эрозия цены в этом году может составить 40%. Рынок вступил в стадию "развитого рынка", в котором товар становится массовым, увеличивается объем рынка, выраженный в количестве и денежном объеме, при этом уменьшается прибыльность товара».
По мнению Вадима Карелина, достаточно точно можно прогнозировать снижение цен на проекторы категории 2000—3000 ANSI с XGA-разрешением. Это обусловлено поднятием планки минимальных характеристик модельного ряда, которая с позиции 1000 ANSI в течение этого года, скорее всего, перейдет на 1500—2000. “Модели же со световым потоком в 1000 ANSI продолжат свое существование на границе 1000 долларов за штуку», — говорит он. Что касается больших инсталляционных моделей, то Вадим Карелин считает, что снижение цен на них будет, но незначительное, поскольку новые проекторы в этом диапазоне обновляются достаточно редко из-за достижения временного технологического порога.