На вопросы по комплексному подходу к созданию ЦОД отвечает Владимир Колганов, руководитель направления систем хранения данных компании КРОК.

Сейчас много говорится о внедрении серьезных систем управления предприятием, которые требуют больших вычислительных мощностей. Какие требования предъявляютcя в настоящее время к построению Центров обработки данных (ЦОД)? Каковы сегодняшние требования к гибкости ("адаптивности") ЦОД? Насколько изменились требования по масштабируемости и отказоустойчивости? Каким образом расставлять приоритеты при реализации этих требований?

Центр обработки данных - мощный серверный ресурс, как правило, c RISC-архитектурой в версии Sun, IBM либо HP, работающий под одной из промышленных версий Unix - AIX, HP-UX или Solaris плюс отказоустойчивая система хранения. Основное внимание надо уделять системе хранения. Хранилище должно быть мощным, но в то же время отказоустойчивым и резервироваться теми программными средствами, которые на нем установлены, на другой резервный центр.

Как правило, универсального рецепта построения Центра обработки данных для разных компаний не существует. Надо сказать, что масштабируемость и отказоустойчивость - требования скорее не противоположные, а взаимодополняющие. Компромисс между ними достигается за счет использования более мощной (а значит и более отказоустойчивой) модели сервера и консолидации на нем нескольких приложений. В то же время, возможен альтернативный вариант - разные задачи разнести на менее мощные различные серверы с консолидацией Storage Area Network на отказоустойчивом решении. Окупаемость первого варианта - с одним мощным сервером - выше, и при этом его стоимость может быть ниже. К тому же, он с большей гарантией обеспечивает бесперебойную работу приложений. И хотя большинство компаний предпочитают сначала устанавливать в ЦОД менее мощные сервера, однако со временем по мере роста бизнеса мощностей перестает хватать, и они возвращаются к первому варианту.

Комплексный подход к созданию ЦОД подразумевает обеспечение необходимой инфраструктуры для нужд Центра обработки данных, создание серверной комнаты и непосредственно инсталляционного цикла. Далее требуется уже сервисное сопровождение системы.

Какие мероприятия необходимо провести перед составлением ТЗ на создание ЦОД? Насколько глудоко должно быть проведено обследование потребностей предприятия и какова роль ИТ-консультанта в этом процессе?

Может быть несколько вариантов составления технического задания по построению Центра обработки данных: привлечение ИТ-консультантов, которые смогут подсказать ему гибкое решение, составление ТЗ собственными силами, и, наконец, привлечение к проекту системного интегратора. При этом в ТЗ отнюдь необязательно должно присутствовать подробное описание системы вплоть до указания производителей оборудования. Главное - определить требования к ЦОД и необходимую мощность.

Каковы наиболее часто встречающиеся архитектурные и технические решения при создании ЦОД? Какова роль технических ноухау компаний поставщиков ИТ-услуг при создании ЦОД? Может ли ЦОД быть полностью построен ИТ-специалистами самой компании-заказчика?

Да, теоретически, имея ТЗ, компания может сама построить Центр обработки данных. Но на самом деле это только в теории - "купил и подключил". Как правило, без привлечения профессиональной команды внедренцев построение ЦОДа весьма затруднительно. Я бы даже сказал, что такой подход всегда обречен на неудачу. . Несмотря на свою квалификацию, вряд ли ИТ-персонал клиента в силах решить такую задачу. У интегратора гораздо больше ресурсов и опыта. Как и во многих других ситуациях - мало знать, как именно что-то делается. Самое главное - иметь навык того, как это реально можно осуществить. В моей практике случаи самостоятельного создания Центра обработки данных заказчиком не встречались.

Что касается архитектурных и технических решений при создании ЦОД, сегодня у российских компаний наиболее популярно использование единой сети хранения данных (Storage Area Network - SAN) и создание резервных центров. Мы уже осуществили несколько подобных проектов. Для построения SAN, как правило, используются коммутаторы Cisco, системы хранения преимущественно EMC или IBM и серверное оборудование IBM Regatta, HP Integrity Superdom и серверы Sun. Типовой пример ЦОД с использованием резервного центра показан на рисунке.

Что еще нужно для организации полноценного Центра обработки данных?

В первую очередь нужно позаботиться о серверной комнате. Для нее необходима надежная инфраструктура - структурированная кабельная система, активное сетевое оборудование, все системы интеллектуального здания. Чрезвычайно важны стабильное электропитание, резервирование подводов фидеров. Кроме того, очень важны и системы кондиционирования, потому что если ломается кондиционер, то оборудование начинает работать в недопустимых условиях эксплуатации. Многие заказчики сегодня это понимают и поэтому предъявляют повышенные требования к серверной комнате.

К сожалению, Центр обработки данных часто размещают в тех помещениях, где сотрудники отказываются работать. Это совершенно неправильный подход к выбору места. Комната, выделенная под Центр обработки данных должна находиться в самом надежном месте здания. Один из оптимальных вариантов - вообще в отдельном крыле здания. При выборе места важно учесть вес и объема оборудования. Поэтому комната может находиться на первом этаже, либо нужно предусмотреть грузовой лифт. Нужно максимально удалить помещение ЦОДа от потенциально опасных для него объектов - тех же водопроводных труб. Кроме того, машинный зал ЦОД должен быть экранирован.

Доступ в Центр обработки данных всегда должен быть ограничен, и не только для посторонних. Необходимо установить контроль доступа в помещение, например, это могут быть те же кодовые замки.Администраторы ЦОД должны работать в размещенных рядом помещениях, за исключением тех случаев, когда необходимо осуществить сервис оборудования ЦОД на месте. Постоянное присутствие сотрудников в машинном зале ЦОД недопустимо.

Важный момент - обучение персонала компании, который будет обслуживать ЦОД. Без этого успешность проекта может быть значительно снижена. Администраторы, конечно, не обязаны быть сертифицированными специалистами, но как минимум - прошедшими обучение. Иначе один неверный шаг обслуживающего персонала - и последствия могут быть очень тяжелыми.

Каковы современные подходы при поддержке функционирования Центра обработки данных? Какую часть ответственности за поддержку систем несет установивший ЦОД интегратор, какую - производитель оборудования, а какую - поставщик инфраструктурного ПО?

Кто несет ответственность за работу центра? Безусловно, нужно заключить сервисный контракт. На мой взгляд идеальный случай - с системным интегратором, установившим это решение. Если этого нет, то могут помочь сервисные договоренности с производителями ПО. Большинство ошибок происходит именно на этом уровне, оборудование отказывает гораздо реже. Но при этом надо иметь в виду, что договоренность с интегратором обходится дешевле, чем несколько разных контрактов.

Как оценить эффективность вложений в ЦОД? Когда проект по созданию ЦОД можно назвать успешным?

Для компании-заказчика успешный проект по созданию Центра обработки данных - это, во-первых, уменьшение количества сбоев в системе, во-вторых, более эффективное функционирование бизнес-систем, ради работы которых и создается ЦОД. Ведь Центр обработки данных нужен не сам по себе, а для работы каких-то информационных систем по управлению предприятием, обеспечения непрерывности бизнес-процессов. Затраты окупятся примерно через 2-3 года. И здесь тот самый случай, когда лучше не экономить. Все наши крупные заказчики предпочитают более дорогостоящее оборудование с высоким уровнем надежности. У них всех есть территориально разнесенные ресурсы для резервирования. Есть проект, где один резервный центр находится в том же городе на расстоянии 15 км, а второй центр в другом городе- на расстоянии 200 км. Больше всего критична потеря данных для крупных компаний, банков, страховых предприятий. Особенно если данные не продублированы на бумаге. Стоит их потерять - и бизнес просто перестанет существовать. Примером является 11 сентября. Те фирмы, у которых были удаленные резервные центры, уже через пару дней восстановили свою работу. Этот печальный пример показывает, насколько важно не экономить на организации ЦОД.