Со временем любые офисные пакеты и корпоративные системы начинают работать медленно по сравнению с более новыми ПК. Новый софт обладает большей функциональностью, но он, к сожалению, не может полноценно работать на старой технике. Это неизбежно. Компания понимает, что наступил момент для модернизации имеющегося парка ПК. В этот момент есть два варианта модернизации - либо купить новые машины, либо "проапгрейдить" старые. Какую тактику здесь стоит выбрать?

Многие российские ИТ-директора психологически воспринимают апгрейд ПК как правильную и адекватную меру. По мнению Сергея Барышева, технического директора компании R-Style Computers, практически любому заказчику - лицу, принимающему решения, - более интересен путь апгрейда, который на первый взгляд позволяет в какой-то степени повышать производительность труда и использовать по максимуму основные средства при минимальных дополнительных инвестициях. "Тем не менее для принятия правильного решения необходимо отталкиваться от анализа бизнес-потребностей (в том числе используемого прикладного ПО) и эргономической комфортности в работе (компьютер должен "реагировать" со скоростью, по крайней мере адекватной человеческой реакции)", - говорит Сергей Барышев.

Что и как заменять?

Прежде всего, эксперты сходятся на том, что имеет смысл увеличивать оперативную память. До известной степени это дает максимальный прирост производительности. Затем, можно заменять (но не добавлять) жесткие диски, при условии недостатка дискового пространства — это механика, которая выходит из строя в первую очередь. Кроме того, можно рекомендовать замену или прочистку вентиляторов процессоров и прочистку блоков питания. Наконец, в самых крайних случаях, возможна и замена процессора.

Заменить, нельзя апгрейдить

Если говорить о стандартной офисной работе, устаревание парка ПК происходит медленнее, чем в условиях использования ПК дома. Объясняется это тем, что функциональные задачи, которые выполняет ПК в корпоративной среде, все-таки существенно проще, чем домашнее использование. В таком случае устаревание техники происходит за три-четыре года. После этого могла бы наступить закономерная стадия - модернизация техники. Но к этому моменту модернизация техники, как правило, уже не рентабельна, так как необходимо заменить все компоненты ПК. В таком случае единственный выход - полноценная замена ПК.

Большинство специалистов согласны, что в случае, когда нет жестких ограничений по ИТ-бюджету, замена парка ПК оказывается намного более правильным решением. "Как показывает практика и рентабельность бизнеса, модернизировать старые ПК не имеет никакого смысла, - говорит Владислав Олинов, директор по техническому развитию компании "Гелиос Компьютер". - По большей части модернизация техники - это путь в никуда, так как для восстановления работоспособности старой техники путем ее модернизации потребуется покупка комплектующих предыдущего поколения, а это увеличивает стоимость техники, которую через некоторое время потребуется просто списать".

Зачастую оказывается, что полная смена парка на новые производительные рабочие станции и утилизация старых по остаточной стоимости в целом более эффективна и выгодна, поскольку стоимость морально устаревших компонент остается высокой. Иногда необходимо менять слишком много составных частей (материнская плата, процессор, память), требуются дополнительные затраты на технический персонал, осуществляющий замену. При этом минимальный апгрейд на уровне "добавить немного памяти" может не принести ожидаемого результата на станциях с устаревшими и медленными процессорами и дисками.

Ренат Юсупов, старший вице-президента Kraftway по технологиям, обращает внимание на то, что ежегодно происходит смена какой-нибудь из ключевых технологий, которая делает апгрейд невозможным. Смена сокета процессора, интерфейса видеокарты, типа поддерживаемой памяти, интерфейса жесткого диска, форм-фактора корпуса и материнской платы, спецификации блока питания - это на поверхности. Если копнуть глубже, то ключевых изменений существенно больше. Единственный выход - ежегодно апгрейдить те компоненты, которые несовместимы по технологиям со старыми. "Дома это более или менее реально, хотя тоже напоминает клоунаду. А как в большой информационной системе на несколько сотен (не дай бог тысяч) ПК? Сегодня апгрейд - это рудимент, не выгодный ни пользователю, ни производителю", - уверен Ренат Юсупов.

Не стоит забывать и об увеличивающихся прямых потерях от простоя сотрудников, задействованных в бизнес-процессах. В случае апгрейда им необходимо предоставить временное рабочее место и фактически перезалить ПО не один раз (на новую станцию), а два - на промежуточную и на исходную после апгрейда. Полная предварительная подготовка нового рабочего места и комплексная замена оборудования (осуществляемая обычно в течение 5-10 минут) позволяют свести к минимуму потери от простоев сотрудников и нарушения рабочего ритма.

Заменить нельзя, апгрейдить

Понятно, что апгрейд - далеко не идеальное решение проблем модернизации корпоративных ПК. Тем не менее возможны ситуации, когда апгрейд ПК эффективен. По мнению Андрея Состина, технического директора компании "Аквариус", его можно считать оправданным при переходе на новые версии ограниченного числа пакетов ПО и при дефиците ИТ-бюджета. "Хотя в конечном итоге этот путь, позволяя несколько отсрочить инвестирование значительных сумм в ИТ, в долгосрочной перспективе может обойтись для компании дороже, - добавляет он. Разумным компромиссным вариантом здесь можно считать проведение комплексной модернизации аппаратных и программных средств предприятия, передачу устаревших машин вновь нанимаемым на работу сотрудникам с ограниченным кругом решаемых задач и закупку взамен новых, более мощных ПК для тех сотрудников, задачи которых требуют более серьезных вычислительных ресурсов".

Аналогичный совет дает Владислав Олинов, предлагая превращать устаревшую технику в терминальную станцию. "Это, конечно, не самый лучший вариант, но он имеет право на существование, так как для функционирования терминальной станции функционал самого ПК несущественен, и основная работа происходит на стороне серверного парка", - говорит Олинов. В таком случае компания получает продленный ресурс работы устаревшей техники без потери производительности и с использованием современного ПО.

Сергей Барышев считает, что апгрейд можно рекомендовать только в том случае, когда общая используемая платформа (тип и производительность рабочих станций) унифицирована и проведенные тесты показывают существенное увеличение производительности (на требуемых пользовательских приложениях) путем обычного добавления оперативной памяти. "Уровень характеристик современного оборудования таков, что, на мой взгляд, оперативная память - это единственная часть рабочих станций, которую имеет смысл комплексно наращивать, достигая максимального эффекта за разумные деньги", - говорит Сергей Барышев. При этом он обращает внимание, что под комплексным наращиванием понимается апгрейд большого количества оборудования в рамках программы, а не ремонт или улучшение характеристик отдельных рабочих станций.

Однако все равно в каждом конкретном случае нужно отдельно просчитывать ожидаемую экономическую эффективность апгрейда или замены ПК. "Ни один врач не может сказать абстрактному пациенту заранее, что лучше: лечить или отрезать, - говорит Сергей Барышев. - Примерно так же и в ИТ: в каких-то случаях может оказаться более эффективным апгрейд, в каких-то полная замена. Каждая ситуация, каждый заказчик по-своему уникальны и требуют индивидуального подхода и планирования, просчета конкретной ситуации".

Апгрейд - когда еще не поздно?

Если компания рассматривает варианты апгрейда своих ПК, стоит иметь в виду, что у апгрейда тоже есть свои закономерности. "Обновить" компьютеры можно, только если они еще не совсем устарели.

Домашние пользователи хорошо знакомы с "ползучим апгрейдом" - когда со временем в машине заменяются вообще все компоненты, и она фактически постепенно превращается в новую, хотя формально в ней просто последовательно проводились "апгрейды". Для корпоративной среды такой подход неприемлем. "Это максимальные расходы на реорганизацию рабочих мест и оборудования, это максимальные расходы на постоянно занятую, но неэффективную ИТ-службу, это максимальные потери рабочего времени сотрудников на простоях и ожиданиях починки/апгрейда, - говорит Сергей Барышев. - К тому же это максимально возможное количество несовместимостей, проблем с драйверами и работоспособностью оборудования в целом, это часто возникающие и труднолокализуемые проблемы с функционированием инсталлированных приложений".

С ним согласен и Андрей Состин. "Делать такие вещи, с одной стороны, экономически нецелесообразно, а с другой, просто неэффективно", - говорит он. Итоговая стоимость "модернизированной" таким образом машины может превышать стоимость нового ПК с аналогичными характеристиками, а качество такой "самоделки", как правило, оставляет желать лучшего, поскольку обеспечить полную совместимость компонентов и отлаженную работу системы в целом при поэтапном апгрейде достаточно сложно.

Владислав Олинов уверен, что апгрейд наиболее продуктивен в течение первого года жизни компьютеров, когда уже стало понятно, что функционал данного ПК не соответствует задачам, для которых он планировался, или задачи поменялись. Во второй год жизни компоненты для модернизации ПК постепенно начинают исчезать из продажи, происходят небольшие, а иногда и большие изменения в архитектуре комплектующих, поэтому зачастую апгрейд во второй год жизни уже связан с не всегда оправданными вложениями, хотя вероятность этого не очень высока. Третий и особенно четвертый год жизни ПК - это уже критический срок для обработки приложений. Модернизация ПК в это время оправданна, по его мнению, в основном лишь для перевода данного ПК в терминальный режим. Андрей Состин также считает, что срок жизни ПК, когда имеет смысл производить апгрейд, - не более трех лет.

Экономика апгрейда

Каким же образом подходить к экономическому обоснованию апгрейда? Сначала оценим, что обойдется дороже - апгрейд или замена ПК. Необходимо провести хотя бы базовое исследование: чем располагает компания (оборудование и программному обеспечение) и какие требования предъявляются (производительность, скорость работы, ожидаемая периодичность до следующей замены/апгрейда). Просчитываются два варианта: полная замена на типовое оборудование, стандартная заливка ПО, инсталляция и возможная продажа старого ПК по остаточной стоимости или осуществление длительных работ "разобрать-заменить-собрать-настроить-протестировать", плюс расходы на комплектующие и дополнительные затраты на ИТ-специалистов.

Владислав Олинов уверен, что апгрейд экономически оправдан только в первые год-два с момента покупки, дальнейшая модернизация - это лишь увеличение остаточной стоимости не функционирующего в должном режиме парка техники. Ренат Юсупов считает, что надо сравнивать не стоимость апгрейда старого ПК и затраты на покупку нового, а соотношение экономического эффекта и затрат. Тогда, по его мнению, в случае работы с ресурсоемкими приложениями делать апгрейд скорее всего будет бессмысленно. В идеале же для снижения стоимости владения, по его мнению, компаниям уже сейчас стоит задуматься о приобретении в современный офис недорогих офисных терминалов, которые обладают малой стоимостью владения и не требуют апгрейдов.

Андрей Состин считает, что для компании логично совместить обновление парка ПК с переходом на новое ресурсоёмкое программное обеспечение. "Часто модернизация происходит через замену ПК и при введении четких корпоративных стандартов в ИТ-департаменте, которые предполагают переход на работу с одним-двумя определенными поставщиками/производителями оборудования, - говорит он. - Такой подход, хотя и требует большего объема инвестиций в самом начале, позволяет в дальнейшем экономить на снижении совокупной стоимости владения техникой".