Джим Грин
генеральный директор компании Composite Software, поставляющей средства EII. Ранее он занимал руководящие посты в компаниях WebMethods и Active Software, а также возглавлял команду, разработавшую спецификацию COBRA, работая в Sun Microsystems.

С помощью технологий EII (интеграция корпоративной информации, Enterprise Information Integration) компании получают универсальный оперативный доступ к критическим бизнес-данным, максимизирует ROI, что в данном случае означает отдачу от информации, и добиваются конкурентного преимущества.

Информация долго была одновременно благословением и проклятием для сферы бизнеса. Предприятия понимают, что точные и своевременные данные являются основой для выработки продуманных решений и стратегий, а в конечном итоге - и для успеха предприятия.

Однако погоня за бизнес-информацией привела к тому, что компании едва не утонули в океане данных. Информация хранится в приложениях, базах данных и личных файлах, разбросанных по всей компании. В результате сотрудники уже не могут достаточно быстро и легко получать доступ к необходимым им бизнес-данным.

ИТ-подразделения прилагали все усилия, решая эту проблему, однако распространение новых источников информации на предприятиях шло слишком быстро. Функционирование ИТ-инфраструктуры становится все сложнее - приходится объединять системы, приложения и хранилища данных различных уровней. Большинство из этих систем не могут взаимодействовать друг с другом, чтобы совместно пользоваться данными. Интеграционные решения зачастую оказываются дорогостоящими, негибкими и сами по себе создают новый уровень сложности.

Сегодняшние интеграционные инициативы

Уже существует много продуктов, которые решают часть общей проблемы. EAI-решения (Enterprise Application Integration - интеграция корпоративных приложений) автоматизируют взаимодействия транзакционных приложений. Но что если данные из другого приложения необходимо включить в анализ?

Информационные хранилища, оснащенные транзакционными средствами ETL и используемые аналитическими инструментами BI, представляют собой еще один важный метод подхода к интеграции. Однако масштабы таких решений препятствуют их широкому распространению: у большинства предприятий в информационных хранилищах содержится лишь около 10% всех корпоративных данных.

Потребности бизнес-пользователей в информации меняются, причем непредсказуемо - от проекта к проекту, иногда ежечасно. Большинство интеграционных решений не позволяют удовлетворить эти потребности. Каким образом предприятие могло бы предоставить своим сотрудникам доступ в реальном времени ко всем данным в сети, которые те уполномочены использовать?

Новый путь: EII

Решение указанной проблемы существует. Вместо того чтобы устанавливать новые приложения для сбора информации, многие компании изменяют архитектуру своего ИТ-подразделения, ставя информацию в центр корпоративной компьютерной стратегии.

Такое революционное изменение основано на технологии интеграции корпоративной информации (Enterprise Information Integration, EII). Технология предполагает работу с существующими приложениями и данными, собирая информацию из множества различных источников и доставляя ее тем пользователям, которым она нужна. Все исходные данные остаются при этом на своем месте.

Для этого в EII-решениях создаются "композитные представления" (Composite Views) критической бизнес-информации, извлекаемой из различных систем. Composite Views образуют слой абстракции (abstraction layer) между пользователями и клиентскими приложениями, которым необходим доступ к данным, и приложениями, Web-сервисами, "плоскими" файлами, таблицами Excel и базами данных, в которых эти данные хранятся. Corporate Views преобразуют форматы и семантику данных в единый вид и предоставляют информацию пользователям в нужной форме.

EII-решения обеспечивают возможность взаимодействия для различных продуктов, поскольку они работают на базе независимых стандартов, таких, как SQL и стандарты Web-сервисов вроде SOAP и WSDL. Это позволяет предприятиям избегать зависимости от продуктов какого-либо конкретного поставщика.

В результате мы получаем интеграционное решение, расширяющее и совершенствующее существующую ИТ-инфраструктуру, подготавливая клиента к переходу на архитектуры нового поколения, ориентированные на сервисы. Интеграция позволяет компании максимально повысить ROI - в данном случае аббревиатура расшифровывается как return on information, окупаемость (или отдача от) информации.

Усовершенствование интеграционного портфеля

У предприятия уже сегодня может иметься то или иное интеграционное решение. Прелесть EII-технологий заключается в том, что они могут взаимодействовать с такими решениями, вместо того чтобы заменять их. Способность EII действовать в режиме реального времени заполняет собой функциональную дыру, оставшуюся после реализации других интеграционных моделей. В результате мы получаем совершенно новый интеграционный ландшафт.

Информационные хранилища (data warehouses) зарекомендовали себя как мощное средство для сбора и анализа больших объемов "исторических" данных. Здесь из заранее определенных БД собирается информация, которая в заранее определенное время компонуется в пакеты с помощью ETL-инструментов. Затем в ход идут BI-инструменты, предоставляющие простой в использовании интерфейс для доступа к данным в информационных хранилищах и их анализа. Аналогичным образом витрины данных (data marts) удовлетворяют информационные потребности различных отделений предприятия.

Недостатком модели "хранилище - ETL - BI" является ее негибкость. Если компания хочет добавить новый источник данных в информационное хранилище, то ей придется приложить для этого значительные усилия. Пакетная обработка данных иногда приводит к получению устаревшей информации. Кроме того, поскольку данные фактически перемещаются с места на место, стоимость поддержки такой модели оказывается довольно высокой.

Помещение EII-сервера между информационным хранилищем и инструментами BI позволяет устранить эти ограничения. EII-сервер способен использовать информационное хранилище в качестве одного из источников данных, а затем объединять полученную из него информацию с информацией из других приложений и источников данных. Затем BI-инструменты могут обращаться к EII-серверу как к единому источнику данных. Получая доступ к информационным источникам в режиме реального времени, средство EII позволяет избежать запаздывания, неизбежного при пакетной обработке данных. Все это можно реализовать без привлечения дополнительных материальных ресурсов и затрат на поддержку, в отличие от случая с подключением новых информационных хранилищ и витрин данных.

Для интеграции корпоративных данных также часто используются решения класса EAI, мощные системы, позволяющие связать воедино бизнес-процессы в различных приложениях. Средства EII могут усовершенствовать EAI-модель. При этом EAI-системы используются в качестве источника данных, а затем информация, полученная таким образом, может гармонично объединяться с информацией из других приложений и баз данных и доставляться пользователю. Это позволяет избежать трудоемких и дорогих процессов интеграции дополнительных приложений на базе EAI-технологий.

Еще одно стандартное решение для интеграции бизнес-информации - порталы, которые через Web-браузер предоставляют корпоративным пользователям доступ к структурированным данным из приложений, а также к частично структурированным или неструктурированным данным из Интернета и других источников. Если расположить "под" порталом EII-сервер, то необходимые данные из структурированных и частично структурированных источников могут интегрироваться и предоставляться в одном окне, или "портлете".

Создание новых информационных приложений

Объединение слоя данных EII и информационных серверов позволяет создавать новые информационные приложения и таким образом эффективно решать долгосрочные бизнес-задачи.

Панели управления (executive dashboards) представляют собой наиболее яркий пример информационных приложений на базе EII. Эти инструменты предоставляют руководителям - а также менеджерам всех уровней - скомпилированную картину критической бизнес-информации в знакомом приложении, например в Excel. Благодаря EII панель управления может собирать информацию практически в реальном времени. На реализацию такого решения, использующего возможности уже установленных систем, уходит совсем немного времени.

Проекты по формированию "единого представления о клиенте" (single customer view) иллюстрируют еще один вид информационных приложений, реализуемых на базе EII. Данные по каждому клиенту могут быть разбросаны во множестве различных систем по всей компании, причем собрать всю эту информацию быстро, точно и экономично оказывается непросто. Между тем возможность сформировать модель поведения на базе точной информации о клиенте помогает повысить степень удовлетворенности клиента, снизить стоимость привлечения клиентов и увеличить продажи.

EII позволяет создавать гибкие решения по единому представлению о клиенте. Информационный сервер позволяет получать нужные клиентские данные из соответствующих областей в сети. Новые источники можно легко добавлять по мере необходимости, при этом клиентские данные будут доставляться в наиболее привычном для пользователя виде - будь то приложение по обслуживанию клиентов, таблица или финансовый отчет.

Еще одним примером информационного приложения на базе EII является решение по "унифицированному представлению рисков" (unified view of risk). Всем предприятиям необходимо осознавать последствия, которые определенные события могут оказать на их деятельность. В частности, свод регулирующих норм, известный как Basel II, требует, чтобы финансовые учреждения интегрировали информацию о рисках в свои бизнес-процессы. Вооруженное такой информацией предприятие может повысить доходы акционеров, более эффективно используя доступные капиталовложения.

Однако данные, позволяющие определять степень рисков, также бывают разбросаны по всей компании. EII может скомпилировать эту информацию, напрямую получая доступ к соответствующим данным, хранящимся в разных концах сети.

Преимущества EII

Практически любое решение в сфере интеграции - это разработка, появившаяся как ответ на некую жизненную потребность бизнеса. Уникальные функции EII-технологий позволяют перевести средства интеграции корпоративных данных на новый уровень.

Информационный сервер осуществляет высокопроизводительную обработку запросов, быстро прогоняя миллионы записей, хранящихся в различных источниках. Все запросы и "представления" кэшируются для последующего использования. Это приводит к повышению производительности и позволяет администраторам баз данных контролировать нагрузку в операционных архивах данных.

Чтобы помочь бизнес-пользователям строить свои действия на базе актуальной информации, EII обеспечивают обновление данных из базовых источников, что согласуется с новыми стандартами поддержки бизнес-транзакций.

Поскольку данные перемещаются по всему предприятию, потребность в эффективных средствах безопасности становится все более актуальной. EII-серверы позволяют в малейших тонкостях контролировать доступ (как по строкам, так и по столбцам). Это дает уверенность в том, что доступ к данным смогут получить только уполномоченные сотрудники.

Влияние на бизнес

EII-решения, несомненно, оказывают позитивное воздействие как на технологические, так и на профильные подразделения компании.

Сотрудникам бизнес-подразделений средства EII дают доступ к необходимой им информации из любых сетевых источников данных в реальном времени. При этом данные доставляются через привычный интерфейс, с ними можно манипулировать произвольным образом, чтобы затем вернуть в систему, где они будут доступны другим пользователям, - простота и гибкость налицо.

С точки зрения подразделения ИТ средства EII обеспечивают решение наболевшей проблемы интеграции. Существующие технологические наработки предприятия используются в полной мере, а их функциональность резко повышается при упрощении и удешевлении поддержки.

В сегодняшней конкурентной бизнес-среде предприятиям больше чем когда-либо необходимо усовершенствовать доступ к информации. Эффективные решения интеграции данных подразумевают получение информации из различных источников и доставку ее на все уровни организации - все в режиме реального времени. Для этого необходимо инвестировать средства в высокопроизводительную и гибкую инфраструктуру. EII-решения используют и совершенствую возможности существующих интеграционных инструментов, предоставляя пользователям нужные данные в реальном времени. Это позволяет предприятиям максимально повысить их ROI - экономическую отдачу от информации.