Желающих обзавестись экраном с большой диагональю становится все больше. По оценкам западных аналитиков, в 2004 году мировой рынок плазменных панелей вырос на 110%. По мнению IDC, российский рынок плазменных панелей в 2004 вырастет на 78% (окончательных данных по завершившемуся году пока нет). Такому росту в первую очередь способствует падение цен, по оценке IDC - на 37% в прошедшем году.

Итак, плазменные панели находят все большее и большее применение. Прогнозы для региона EMEA предсказывают резкий рост популярности плазменных панелей в 2006 году. Причем доля устройств с диагональю 50-54", совсем незначительная в настоящее время, к 2008 году составит практически половину продаж.

За лидерство на мировом рынке плазменных панелей бьются японцы: Fujitsu, Hitachi, Matsushita Electric. От них не отстает и Samsung. В начале февраля агентство Reuters сообщило, что уже идут переговоры о возможности продажи доли Fujitsu в совместном предприятии по производству плазменных панелей своему партнеру Hitachi. Влияние на рынок производителей матриц (в случае ЖК-экранов) и "стекла" (в случае "плазмы") трудно переоценить, поскольку именно от их мощностей и планов зависит в итоге реальное предложение устройств. Здесь уход одного из игроков может серьезно изменить ситуацию. В январе было официально объявлено, что другой производитель панелей, компания Samsung SDI, освоила выпуск плазменных панелей с диагональю 102 дюйма, производство которых начнется в первой половине текущего года. Когда на рынке появятся устройства с таким экраном, пока не ясно, а вот панель от Samsung с диагональю 80" будет продаваться уже с мая 2005 года. Сам факт, что появились "стекла" таких размеров, интересен не только как очередной технологический рекорд. Особенно важно, что резать их на части для получения экранов с диагональю 40" и 50" значительно дешевле, чем делать каждую заготовку отдельно. Это позволит производителю еще более снизить цены и значительно расширить покупательскую аудиторию. Так что, возможно, аналитики не очень ошибаются, прогнозируя стремительный рост спроса.

"Плазма" в России

Что касается России, то и у нас спрос на плазменные панели бьет все рекорды. И неудивительно: по мнению IDC, российский рынок плазменных панелей находится в начальной фазе своего роста. В 2003 году его объем вырос на 93%, в 2004 ожидался рост на 78% (окончательных данных по завершившемуся году пока нет). Такому росту в первую очередь способствует падение цен, по оценке IDC - на 37% в прошедшем году. По оценкам IT Reseach в IV квартале 2004 года средневзвешенная стоимость плазменной панели вплотную приблизилась к 4 тыс. долл., что почти на полторы тысячи долларов ниже уровней годовой давности. Сказывается и стабильность экономики, а также распространение знаний о такой технике среди покупателей.
В 2003 году наиболее популярны были модели с диагональю 42-43", на их долю приходилось более двух третей (по другим оценкам - трех четвертей) продаж. Ожидается, что именно эти модели останутся самыми востребованными по крайней мере еще несколько лет, в том числе и для корпоративных нужд. Модели с диагональю 50 и 60-63" составляют меньшую часть всех проданных, но рост спроса на них - самый динамичный. Кроме того, агентство ITResearch отмечает дальнейший рост доли панелей, оборудованных тюнером, то есть плазменных телевизоров. Они составили уже более половины всех реализованных аппаратов.

Что касается долей российского рынка и борьбы вендоров на нем, IDC отмечает интересную динамику: в 2003 году четыре ведущих производителя контролировали 75,6% рынка, в 2003 эта доля составила уже 60%. В 2004 году 90% поставок контролировала уже десятка основных вендоров. Аналитики полагают, что, несмотря на это, есть еще место и для новых игроков, так как рынок очень быстро растет.

Самые свежие данные о том, что происходит с плазменными панелями в России, сообщила в начале марта IT Reseach. IV квартал 2004 года показал увеличение спроса на плазменные панели и телевизоры по сравнению с аналогичным периодом 2003 г. в два с четвертью раза. Лидирующая тройка состоит из компаний Panasonic, Philips и Sony (в алфавитном порядке). Сильны также позиции Pioneer и Samsung.

По данным того же агентства, спрос на ЖК-телевизоры, информационные ЖК-панели и "гибридные" ЖК-мониторы с функцией телевизора (только полноцветные стационарные устройства с диагональю от 13 до 46 дюймов) после некоторого затишья снова начал расти. За IV квартал было продано в четыре раза больше таких устройств, чем за аналогичный период 2003 г. При этом нельзя сказать, чтобы заметно упала средняя цена на них. Связано это с увеличением до 40 с лишним процентов доли широкоформатных (16:9) устройств, которые в среднем имеют большую диагональ, да и стоят дороже. По итогам IV квартала среди поставщиков ЖК-телевизоров тройка лидеров осталась прежней: Philips, Samsung и Sharp. Кроме того, значительных объемов продаж добились компании LG и Sony (IT Reseach традиционно перечисляет компании в алфавитном порядке).

Чьи же позиции сильней? По мнению IDC, в первой половине 2004 года в торговле плазменными панелями первенство захватила Pioneer, но так как разрыв между лидерами очень мал, перестановки возможны в любой момент. По мнению экспертов самой Pioneer, уровень потребления высокотехнологичной продукции на российском рынке стремительно приближается к европейскому. Во всяком случае, объемы продаж новых плазменных панелей этой фирмы в Германии и в России этой осенью практически сравнялись.

ЖК или "плазма"?

Что предпочесть: ЖК или плазменную панель? Те, кто уже занимался этим вопросом, скорее всего знают, что выбор зависит не только от цены, но и от назначения устройства: чем более стационарна картинка, тем больше аргументов за ЖК, и наоборот - чем больше движения, тем нужнее панель. Поэтому, видимо, не слишком реалистичны прогнозы о том, что плазменные панели в ближайшем будущем будут сдавать позиции и интерес к ним спадет. Судя по данным агентства DTC, все не так мрачно, и использование плазменной техники в ближайшие годы выйдет на некий устойчивый уровень, который в дальнейшем будет мало меняться. По прогнозу DTC, в корпоративном секторе продажи ЖК-экранов будут расти особенно быстро в текущем году, а затем спрос будет постепенно стабилизироваться. Для ЖК-мониторов в регионе EMEA поворотным будет 2005 год. Именно начиная с него доля дисплеев с диагональю 40-44" будет расти опережающими темпами, и к 2008 году станет основной: более двух третей всех проданных ЖК-экранов будут именно такими. В результате к 2008 году ЖК-экраны составят 40% всех проданных экранов с большой диагональю, а плазменные панели - оставшиеся 60%. Таким соотношение и сохранится на некоторое время. О том, что будет в следующем десятилетии, пока мечтать преждевременно, поскольку к этому моменту мы скорее всего познакомимся с новыми технологиями, пока существующими лишь в виде промышленных прототипов.