Владимир Смирнов

Объемы продаж мобильных ПК в России стремительно взлетели в 2003 г. (более 200% прироста). И темпы роста продаж ноутбуков стали соответственно несколько снижаться, но уровень их все равно впечатляет. Так, по данным IDC, в I квартале 2004 г. продажи ноутбуков возросли на 224%, а во II квартале - на 120,9%. В целом, по оценкам IDC, за прошедший год рост российского рынка мобильных ПК составил около 170%, и за год в стране было продано свыше 600 тыс. ноутбуков. В первой половине 2005 г. российский рынок продолжает оправдывать прогнозы аналитиков. Как сообщает IDC, в I квартале 2005 г. продажи мобильных компьютеров увеличились на 67,2% по сравнению с аналогичным кварталом в 2004 г., а во II квартале - на 119% и достигли рекордно высокого уровня за все время наблюдений IDC в России - около 250 тыс. шт. При этом доля портативных ПК в общем объеме поставок, по данным IDC, превысила уровень 19%.

Лидеры меняются

Какие же марки наиболее популярны на российском рынке ноутбуков? Если до середины 2004 г. за первое место на российском рынке ноутбуков боролись известные отечественные производители Rover Computers и iRU, то к концу года к ним вплотную приблизились тайваньские поставщики - Acer и ASUS, за которыми последовали Dell, Fujitsu Siemens Computers, Hewlett-Packard, Toshiba (в алфавитном порядке). По данным IDC, четыре из пяти наиболее крупных поставщиков ноутбуков заявили о более чем 100%-ном росте поставок.

Активная борьба за российского потребителя развернулась между двумя известными тайваньскими компаниями - Acer и ASUS. Наиболее активно развивались продажи портативных ПК Acer, которая, по оценке Gartner, сумела в IV квартале 2004 г. выйти на четвертое место (по данным IDC - на пятое место) среди всех основных производителей. Более того, по данным IDC, Gartner и ITResearch, Acer в I квартале 2005 г. вырвалась на первое место по поставкам ноутбуков в России и закрепила свое лидерство во II квартале текущего года. К концу первого полугодия, как сообщает Gartner, доля Acer на отечественном рынке ноутбуков составила 17%, при этом рост продаж по сравнению с аналогичным кварталом прошлого года в количественном выражении составил 448%.

ASUS поставляет в Россию более дорогие ноутбуки, чем Acer, делая акцент на их надежности, более высоком уровне обслуживания потребителей и качестве сервиса продуктов. (Здесь стоит отметить, что московский сервисный центр ASUS начал предлагать уникальную услугу "ремонт за два часа для VIP-клиентов", которую хорошо восприняли многие пользователи ее мобильных ПК.)

В инициированной тайваньскими поставщиками "ценовой войне" (см. статью "Дешевле, производительнее, легче" в этом выпуске) хуже всего пришлось российским производителям ноутбуков. И если Rover Computers смогла устоять, то для NCA Group она завершилась трагически. В конце августа компания объявила, что закрывает российское производство ноутбуков iRU, а выпускать их отныне будут в Китае. Фактически пример отказа от собственного производства ПК - и ноутбуков в частности - подала IBM, которая в начале 2005 г. продала свое подразделение ПК китайской компании Lenovo. По-видимому, именно с этим связано заметное сокращение продаж ноутбуков ThikPad, поскольку корпоративные клиенты усомнились в возможностях китайского производителя поддерживать на прежнем уровне качество этих всемирно известных мобильных ПК. Однако их сомнения оказались необоснованными, тем более что в течение последних трех лет большая часть ноутбуков ThikPad собиралась по ОЕМ-соглашению в Китае. Возможно, что во второй половине 2005 г. ситуация изменится, и доля ThikPad на нашем рынке начнет повышаться.

Зато Sony, мобильные ПК которой долгие годы поставлялись в страну "серым" каналом, наконец-то нашла в России надежных партнеров. Поэтому можно рассчитывать, что к концу года ноутбуки под маркой Sony, хорошо известной на отечественном рынке, также займут подобающее им место в рейтинге поставщиков. Заметно изменила свою позицию на российском рынке компания Toshiba, которая также расширила сеть своих партнеров.

Среди крупных поставщиков ноутбуков для корпоративного рынка следует отметить Dell, которая за прошедший год возглавила список самых крупных мировых брендов, работающих на российском рынке ноутбуков. Кроме того, наряду с известными поставщиками ноутбуков на местном рынке появились и новые. Так, вновь на российский рынок вышла компания NEC, предложив серию бизнес-ноутбуков Versa по весьма привлекательным ценам.