Как меняются приоритеты, которые определяют для себя руководители ИТ-подразделений, и какие направления выдвигаются в качестве важнейших на этот год.

Делать больше, обходясь меньшим

Национальная ассоциация государственных CIO (National Association of State Chief Information Officers — NASCIO) США ежегодно проводит среди своих участников опрос о тех направлениях, которые они считают наиболее важными на следующий год. На сайте ассоциации можно узнать результаты опросов за пять лет — с 2009-го по 2013-й, — причем за каждый год приводится два списка: десять приоритетных стратегий, процессов управления и решений, и десять приоритетных технологий, приложений и инструментов.

Некоторые приоритеты держатся подолгу. Например, консолидация (как вариант — консолидация/оптимизация) стойко возглавляет «стратегический» список — лишь в 2010 году она сместилась на второе место, уступив первенство контролю бюджета и затрат. Этот контроль также постоянно находится в верхней половине списка, а вот безопасность поднялась в нее после трехлетнего перерыва. Все пять лет остаются стратегическими приоритетами развитие совместно используемых сервисов и создание решений для системы здравоохранения. Еще одно постоянное направление — совершенствование связи, но если в предыдущие годы речь шла о широкополосном доступе вообще, то на 2013-й участники опроса NASCIO выделили конкретный проект — Interoperable Nationwide Public Safety Broadband Network (Совместимая общенациональная широкополосная сеть общественной безопасности). Эта сеть, разработанная консорциумом компаний Cisco, Raytheon, Nokia Siemens Networks, Reality Mobile и Amdocs, базируется на технологии LTE и должна обеспечить правоохранительным органам защищенные беспроводные каналы для передачи голоса, данных и видео в реальном времени, с использованием в качестве терминалов смартфонов и планшетных компьютеров.

Комментируя приоритеты 2013 года, журналисты и блоггеры чаще всего отмечают, что облака вышли на второе место, а мобильность — на четвертое (в списке на 2012-й эти направления занимали соответственно пятое и десятое место) — очевидно, что американские государственные организации не остались в стороне от общей тенденции. Заметим также, что впервые за пять лет в «первую десятку» вошло восстановление после катастроф / обеспечение непрерывности бизнеса. Появление нового приоритета скорее всего связано с концепцией Национальной сети восстановления после катастроф (National Disaster Recovery Framework), которую развивает Федеральное агентство по управлению в чрезвычайных ситуациях (Federal Emergency Management Agency) во исполнение президентской директивы PPPD-8 о национальной готовности.

Поскольку по условиям опроса в списке должно быть ровно десять пунктов, добавление одного элемента всегда означает исключение другого. Год назад респонденты в число своих приоритетов включили портал (восьмое место), а из нового списка он исчез. Исчезло и общее руководство ИТ в целом (IT governance), которое входило в десятку все четыре предыдущих года, причем оценка его значимости повышалась: десятое место сменилось шестым, а затем третьим. Охрану окружающей среды («зеленые» ИТ) и прозрачность (открытое правительство, показатели эффективности, отчетность) государственные CIO последний раз рассматривали как приоритетные направления в 2009 году.

Состав технологических приоритетов за прошедший год почти не изменился — только радиосеть общественной безопасности (Public Safety Radio Network), появившаяся среди них в прошлом году, получила статус общенациональной и переместилась в стратегическую секцию, а на освободившееся место вернулись инструменты обеспечения безопасности, временно покинувшие список на 2012 год. Если брать изменения за более длительный период, то можно отметить исчезновение геолокации и ГИС (2011) и технологий Web 2.0, социальных сетей и т. п. (2012).

Действующие на протяжении всех пяти лет технологические приоритеты — это виртуализация, модернизация унаследованных систем (в последние три года в отдельный пункт выделяются ERP-системы), унифицированные коммуникации, управление идентификацией и доступом, управление контентом (документами, почтой), системы бизнес-интеллекта / бизнес-аналитики. Общую тенденцию хорошо сформулировала CIO штата Небраска президент NASCIO Бренда Декер: «От правительств штатов постоянно требуют, чтобы они делали больше, обходясь меньшим, а это ведет к инновациям, групповой работе и совместному использованию информации».

Приоритеты CIO государственных организаций на 2013 год (NASCIO)

Приоритетные стратегии, процессы управления и решения

  1. Консолидация / оптимизация сервисов, операций, ресурсов, инфраструктуры, ЦОДов, коммуникаций, идентификация и преодоление препятствий.
  2. Облачные сервисы — масштабируемые и гибкие, предоставляемые через Интернет.
  3. Безопасность — оценка рисков, оценка потребности в финансовых и иных ресурсах, системы безопасности, защита данных, обучение, предотвращение внутренних угроз, выработка политики в отношении аутсорсинга.
  4. Мобильные сервисы / мобильность — устройства и приложения; безопасность, поддержка, владение, коммуникации, беспроводные сети, BYOD.
  5. Контроль бюджета и затрат — управление сокращением бюджета, стратегии экономии, снижение затрат, решение вопросов неадекватного финансирования и бюджетных ограничений.
  6. Совместно используемые сервисы — бизнес-модели, общие ресурсы, инфраструктура, не зависящая от организационной структуры, управление портфелем сервисов, каталог сервисов, маркетинг и коммуникации, относящиеся к организационным преобразованиям, прозрачная тарификация, предоставление услуг по требованию.
  7. Здравоохранение — обмен медицинскими данными и данными медицинского страхования, лечебные учреждения: архитектура, оценка, партнерство, реализация технологических решений, программа медицинской помощи нуждающимся Medicaid.
  8. Модернизация унаследованного ПО — наращивание, обновление, замена устаревших платформ и систем, совершенствование бизнес-процессов.
  9. Проект Interoperable Nationwide Public Safety Broadband Network — планирование, управление, участие в проекте, определение правил, выделение ресурсов.
  10. Восстановление после катастроф / обеспечение непрерывности бизнеса: подготовка/совершенствование планов восстановления, проверка готовности, особо — проработка действий на случай эпидемии, в частности, гриппа.

Приоритетные технологии, приложения и инструменты

  1. Облачные вычисления — SaaS, IaaS, PaaS, облачное хранение.
  2. Технологии для мобильных сотрудников.
  3. Виртуализация — серверы, рабочие места, хранение, приложения, ЦОДы.
  4. Модернизация / обновление унаследованных программных систем.
  5. Управление идентификацией и доступом.
  6. Системы планирования ресурсов (ERP).
  7. Инструменты безопасности.
  8. Сети, унифицированные коммуникации для передачи голоса и данных.
  9. Бизнес-интеллект (BI), бизнес-аналитика (BA), большие данные.
  10. Управление документами / контентом / картотеками / электронной почтой — активная работа, долговременное хранение, архивация, оцифровка.

Уйти от интеграции?

Альтернативный, намного более смелый список стратегических приоритетов CIO опубликовал журнал Forbes. Здесь необходима оговорка. Автор этого списка — старший вице-президент по контактам компании Oracle Боб Эванс, он ведет в Forbes колонку, посвященную тенденциям в сфере ИТ и озаглавленную Oracle's Voice — «голос Oracle» или «голос оракула». Эванс не проводил опроса и писал от своего имени, представляя позицию поставщика технологий, который в соответствии с современной теорией маркетинга не просто откликается на запросы потребителя, а стремится формировать их на основе собственных представлений. Таким образом, актуальны оба смысла названия колонки Эванса, его список приоритетов — это активное предсказание, призванное повлиять на мнение CIO.

1. Упростить ИТ и изменить нынешнее распределение бюджета 80/20. Имеется в виду, что 80% ИТ-бюджета тратится на поддержку существующих решений и лишь 20% — на создание новых. Этого совершенно недостаточно, необходимо целеустремленно смещать соотношение в пользу инновационных проектов — например, на 5% в год. Добиться этого можно, если грамотно поработать со списками поставщиков и понять, какие из них действительно заслуживают права считаться стратегическими.

2. Охватить всё предприятие корпоративной социальной сетью. Если CIO не будет заниматься социальными сетями, это могут сделать за него руководители отдельных направлений бизнеса или маркетологи. Не лучший вариант ни для самого CIO, так как сеть будет чужой заслугой, ни для бизнеса в целом, так как она с большой вероятностью не будет всеобщей. А то, что без полноценного использования социальных сетей предприятию не выжить, можно считать доказанным.

3. Построить в компании цепочку возможностей (opportunity chain). Цепочка возможностей — это новая концепция, развивающая идею других цепочек: поставок (supply chain), создания ценности (value chain) и т. д. Возможности для развития бизнеса обуславливают друг друга, а информация о них часто присутствует на предприятии в скрытом виде. Кстати, социальная сеть, о которой говорилось в предыдущем пункте, — отличный инструмент для построения цепочек возможностей, поскольку она в состоянии открыть всем сотрудникам простой доступ к информационным активам компании.

4. Усиленно вовлекать клиентов в работу компании — слить бэк-офис и фронт-офис в единый клиентский офис. Традиционно клиентов не допускают во внутренние процессы компании, хотя их участие могло бы принести пользу. Почему бы не вовлечь их, скажем, в создание новых продуктов или в разработку ценовой политики (вариантов здесь масса)? Традиционные корпоративные системы, конечно, слабо для этого приспособлены, но клиенты (они ведь еще и пользователи социальных сетей) хотят видеть всё.

5. Строить ИТ-архитектуру будущего. Механическое наращивание инфраструктуры не может продолжаться долго — очень скоро оно станет физически (или по финансовым причинам) невозможным. Следовательно, нужно осваивать инновационные инструменты — кстати, это поможет изменить в нужную сторону распределение бюджета (см. п. 1).

6. Не просто внедрять облачные вычисления, а преобразовывать с их помощью бизнес. Нельзя ограничиваться технической стороной проекта, облака — это возможность для работы с большими данными, для выполнения сложных аналитических расчетов и многого другого, и важно, чтобы их потенциал был реализован.

7. Полноценно использовать большие данные. Ценность больших данных заключается в результатах анализа, которые помогают принимать правильные управленческие решения. Соответственно необходимы быстродействующие аналитические системы.

8. «Поженить» картотеку клиентов и систему их вовлечения в деятельность компании. Технически — но не по сути — это два отдельных мира, и соединить их непросто, нужно искать новые подходы и решения. В случае успеха связка, обеспечивающая новый тип взаимодействия с клиентами, может стать краеугольным камнем цепочки возможностей (см. п. 4).

9. Работать на ускорение. Любой менеджер будет только рад сокращению его бизнес-цикла, а поскольку CIO по своему положению знает все процессы своей компании изнутри, именно он понимает, как их можно было бы ускорить. Сокращение бизнес-циклов полезно для предприятия в целом, это важнейшее оружие в конкурентной борьбе.

10. Больше инноваций, меньше интеграции. Усложнение ИТ-решений привело к тому, что на их интеграцию уходит слишком много сил и средств. Именно из-за этого в первую очередь бюджет распределяется в пропорции 80/20 (см. п. 1) и затруднена масштабная перестройка архитектуры (см. п. 5). Сократить объем интеграционных задач помогут готовые инженерные решения, спроектированные в расчете на определенный набор функций. Таковы Oracle Exadata, Exalytics и Exalogic, IBM PureSystems.

Списки NASCIO и Forbes нельзя сравнивать непосредственно из-за разного уровня абстракции: скажем, в опросе NASCIO наверняка не фигурировали цепочки возможностей, о которых пишет Эванс, а значит, они не могли появиться и в ответах. Некоторые точки соприкосновения, очевидно, есть — в частности, в обоих случаях в приоритетные направления попали облачные технологии и большие данные. Если бы мы взяли прошлогодний список NASCIO, общим приоритетом были бы и социальные сети, но сейчас они выпали из поля внимания государственных CIO США. Между тем Эванс придает им первостепенное значение. Может быть, он ошибается — или все дело в разнице между государственным и частным предприятием? У меня нет ответа.